Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.,
судей Рачиной К.А., Владимировой Н.Ю.,
с участием прокурора Левенко С.В.,
при секретаре Ильиной Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В., гражданское дело по апелляционной жалобе и уточнениям к жалобе истца Полынкова В.А., апелляционным жалобам ответчиков МВД России, ГУ МВД России по Московской области на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 15 мая 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Полынкова В.А.а к МВД России, ГУ МВД России по Московской области об обязании выдать удостоверение, взыскании компенсаций в счет возмещения вреда удовлетворить частично.
Обязать Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области и Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий выдать Полынкову В.А. удостоверение для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В остальной части исковых требований Полынкова В.А. отказать,
УСТАНОВИЛА:
Полынков В.А. обратился в суд с иском к МВД России, ГУ МВД России по Московской области об обязании выдать удостоверение гражданина "перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом"; взыскании единовременной, ежемесячных компенсаций в возмещение вреда здоровью и соответствующей задолженности, - ссылаясь в обоснование заявленных требований на то обстоятельство, что при исполнении обязанностей военной службы принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г.; согласно решению Российского межведомственного экспертного совета N *** от 12.10.2012 г. заболевание и инвалидность истца связаны с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС; при переосвидетельствовании в филиале N *** ФГУ ГБ МСЭ по Москве с 14.02.2013 г. ему подтверждена вторая группа инвалидности по причине "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС"; таким образом, по мнению истца, его статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы с категории, установленной п.3 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Закон) - "граждан, принимавших в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения" изменен на статус "граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставших инвалидами" (п.1 и п.2 ст.13 Закона); 30.05.2013 г. истец обратился к ответчику с просьбой выдать ему соответствующее удостоверение "перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом", а также назначить, выплачивать суммы компенсаций с учетом его статуса инвалида-чернобыльца, однако письмами от 26.06.2013 г. и от 09.10.2013 г. ответчик отказал в выдаче специального удостоверения и в выплате сумм возмещения вреда и денежных компенсаций, что истец полагает неправомерным.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал; представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признал.
Суд постановилуказанное решение, об отмене которого просят стороны по доводам апелляционных жалоб.
Истец Полынков В.А., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, воспользовался правом, предусмотренным ГПК Российской Федерации на ведение в суде дела через представителя Китаева В.В., в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца- Китаева В.В., представителя ответчиков - Серокурова И.В., заслушав заключение прокурора Левенко С.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционных жалоб с учетом уточнений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (, -, ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии со Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего, относятся: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
Указанным выше гражданам выдаются специальные удостоверения, на основании которых предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 г. N 728/832/166н утверждено Положение о порядке и условиях оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (далее по тексту Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка удостоверение выдается: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
В силу п. 3 Порядка оформление и выдача удостоверения производится федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная (приравненная к ней) служба (далее - уполномоченный орган), - гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней) службу в этих федеральных органах исполнительной власти, находящихся в их ведении учреждениях, организациях и территориальных органах, а также получающим пенсионное обеспечение в этих органах, и членам их семьи.
В соответствии с п. 4 Порядка для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются (в зависимости от категории граждан) следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы; справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов).
Согласно п. 7 Порядка Уполномоченный орган осуществляет прием от граждан документов, указанных в пунктах 4 или 5 настоящего Порядка; снимает и заверяет копии представленных документов (оригиналы документов возвращаются заявителю); проводит проверку представленных документов; принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения; направляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации заявки на выдачу бланков удостоверений по форме согласно Приложению N 2, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке копии решений о выдаче удостоверений.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Полынков В.А. с 01.08.1994 г. является пенсионером МВД России. Согласно справке N ***, выданной Центральной поликлиникой ВВС N *** от 25.01.1994 г., Полынковым В.А. в период прохождения военной службы получено заболевание "***", признан годным к военной службе.
13.09.2005 г. Полынкову В.А. выдано удостоверение участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г.
Решением Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (далее - РосМЭС) N *** от 12.10.2012 г. установлено, что заболевание и инвалидность Полынкова В.А. связаны с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Заключением N *** от 06.02.2013 г. Центральной военно-врачебной комиссии внутренних войск МВД России (далее - ЦВВК ВВ МВД России) заключение о причинной связи по справке N ***, выданной Центральной поликлиникой ВВС N ** от 25.01.1994 г. отменено, установлено, что заболевание "***" - заболевание радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
Решением филиала N *** ФГУ "ГБ МСЭ по г. Москве" от 27.02.2013 г. N ***, Полынкову В.А. с 01.04.2013 г. повторно установлена вторая группа инвалидности бессрочно ввиду заболевания радиационно обусловленного, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
03.06.2013 г. ЦВВК ВВ МВД России пересмотрела свое заключение ввиду неправомерности применения к своей работе решений РосМЭС и вынесла новое заключение N ***, которым отменила заключение ЦВВК ВВ МВД России N *** от 06.02.2013 г. с указанием, что заболевания, имеющиеся у Полынкова В.А. получены в период службы.
30.05.2013 г. Полынков В.А. обратился к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, предоставив документы, предусмотренные п. 4 Порядка, в том числе заключение РосМЭС от 12.10.2012 г., которым установлена причинная связь заболеваний и инвалидности Полынкова В.А. с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Письмами от 26.06.2013 г. N ***, от 09.10.2013 г. N *** в выдаче удостоверения истцу было отказано, поскольку в качестве документа, подтверждающего причинную связь заболевания с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, может быть только заключение ВВК; при наличии противоречий с заключением ВВК, заключение РосМЭС в качестве документа, подтверждающего причинную связь развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, принято быть не может; при отсутствии соответствующего заключения ВВК оснований для выдачи удостоверения не имеется.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что вышеприведенные доводы ответчиков противоречат нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, в соответствии с Положения о военно-врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 г. N 123), действующего на момент прохождения ВВК Полынковым В.А. и на момент его обращения с заявлением о выдаче удостоверения, заключение о наличии причинной связи увечий, заболеваний с исполнением обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС принимает Военно-врачебная комиссия.
Согласно п. 46 Положения о военно-врачебной экспертизе гражданин, не согласный с заключением военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий и заболеваний с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, а также с воздействием радиационных факторов вследствие непосредственного участия в действиях подразделений особого риска, имеет право обратиться в межведомственный экспертный совет с просьбой о повторном рассмотрении соответствующего вопроса.
В соответствии с Минздравсоцразвития от 28.07.2005 г. N 475 созданы межведомственные экспертные советы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.
Согласно п. 4 Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (утв. Приказом Минздравсоцразвития от 21.04.2005 г. N 289) на МЭС возлагаются функции по проведению экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиационных факторов, а также принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов.
Проанализировав положения пункта 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусматривающего перечень документов, необходимых для получения удостоверения, а также пунктов 41 и 46 Положения о военно-врачебной экспертизе, предусматривающей порядок установления причинной связи заболеваний с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, в их совокупности судом сделан обоснованный вывод о том, что после принятия заключения Военно-врачебной комиссией предусмотрена возможность повторного рассмотрения вопроса о наличии причинной связи заболеваний с радиационным воздействием в межведомственном экспертном совете, который является уполномоченным органом, созданным для разрешения вопросов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, тем самым, в подтверждение наличия причинной связи заболеваний с воздействием радиационных факторов может быть представлено как заключение ВВК, так и заключение МЭС, то есть тот документ, которым причинная связь установлена.
Таким образом, доводы ответчиков о невозможности принятия заключения РосМЭС в качестве документа, подтверждающего причинную связь заболевания с радиационным воздействием, правомерно признаны судом несостоятельными.
При таких обстоятельствах, поскольку истцом были представлены необходимые документы для получения спорного удостоверения, суд обоснованно удовлетворил исковые требования Полынкова В.А. в данной части.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчиков, о том, что решение РосМЭС принято без учета заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 г. N 592), в котором заболевания, имеющиеся у Полынкова В.А., не указаны, были предметом исследования суда первой инстанции, в результате которого также получили надлежащую правовую оценку, основаны на неправильном толковании действующего трудового законодательства либо направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут явиться поводом к отмене постановленного судом решения.
По смыслу положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите в судебном порядке подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы лица. При отсутствии такого нарушения удовлетворение иска исключается.
Разрешая требования истца о взыскании единовременной, ежемесячных компенсаций в возмещение вреда здоровью и соответствующей задолженности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований считать права истца нарушенными, учитывая, что данные выплаты назначаются после выдачи соответствующего удостоверения и в их выплате истцу не было отказано, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Полынкова В.А. в данной части у суда на настоящий момент не имеется.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционных жалоб сторон сводятся к иному толкованию законодательства либо направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не могут являться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Измайловского районного суда г. Москвы от 15 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Полынкова В.А., МВД России, ГУ МВД России по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.