Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Бельченко И.В.,
судей Владимировой Н.Ю., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Утешеве С.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе Артемьевой Н.В. на решение Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 05 мая 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Артемьевой Н.В. в интересах несовершеннолетних подопечных Я.Н.А., П.В.Н. и Г.А.В., к ГУП города Москвы "Московский социальный регистр", ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" о признании права на бесплатный проезд городским пассажирским транспортом, обязании выпустить и выдать социальные карты отказать,
УСТАНОВИЛА:
Артемьева Н.В. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетних подопечных П.В.Н. *** г.р., Я.Н.А. *** г.р. и Г.А.В. *** г.р. к ГУП города Москвы "Московский социальный регистр", просила признать за несовершеннолетними П.В.Н., Я.Н.А. и Г. А.В., оставшимися без попечения родителей, право на бесплатный проезд на городском и пригородном пассажирском транспорте в городе Москве и обязать ГУП города Москвы "Московский социальный регистр" выпустить и выдать П.В.Н., Я.Н.А. и Г.А.В. социальные карты, обеспечивающие получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Истец мотивировала свои требования тем, что проживает по адресу: ***, и является попечителем несовершеннолетних П.В.Н. *** г.р., Я.Н.А. *** г.р. и опекуном Г.А.В. *** г.р. Подопечные имеют статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети поставлены на учет в отделе опеки и попечительства в Троицком и Новофедоровском УСЗН г. Москвы, место жительства подопечных определено совместно с их опекуном - истцом Артемьевой Н.В. Между УСЗН г. Москвы и Артемьевой Н.В. заключены договоры о приемной семье в отношении несовершеннолетних П.В.Н., Я.Н.А. и Г.А.В. В 2016-м году истец обратилась в ГБЦ МФЦ города Москвы, а также в УСЗН с заявлениями о выдаче социальных карт подопечным П.В.Н. и Я.Н.А., а также о продлении срока действия социальной карты Г.А.В., однако, в оформлении и выдаче социальных карт истцу было отказано, как считает истец, на основании того, что подопечные не имеют постоянной регистрации по месту жительства в г. Москве. По мнению истца, данные отказы незаконны, противоречат как региональному (Московскому), так и федеральному законодательству, так как право на социальную льготу в виде бесплатного проезда городским пассажирским транспортом в городе Москве зависит, по мнению истца, от места фактического проживания несовершеннолетних и не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия у них постоянной регистрации в г. Москве. Как утверждает истец, уполномоченные органы г. Москвы, заключив с истцом договоры о приемной семье и назначив истцу выплаты на содержание подопечных П.В.Н., Я.Н.А. и Г.А.В., признали факт проживания подопечных в городе Москве.
В судебное заседание истец и ее представитель явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ГУП г. Москвы "Московский социальный регистр" в суд явился, требования истца не признал по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель третьего лица Новофедоровского отдела социальной защиты населения УСЗН Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва.
Представитель третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы явился, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит истец в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Головань А.И., представителя ответчика ГУП г. Москвы "Московский социальный регистр" по доверенности Сыстерова Е.Е., представителя ответчика ГБУ г. Москвы "МФЦ г. Москвы" по доверенности Гумилеву В.И., представителя третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы по доверенности Кислову И.М., представителя третьего лица УСЗН Троицкого и Новомосковского АО г. Москвы по доверенности Сорокину Н.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 18.11.2014 г. N668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве", держателем социальной карты является:
-гражданин, являющийся получателем социальных льгот, имеющий место жительства в городе Москве, а также обучающийся на территории города Москвы по очной форме обучения в имеющей государственную аккредитацию образовательной деятельности государственной, муниципальной образовательной организации или частной образовательной организации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, в государственной или частной профессиональной образовательной организации, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее - образовательные организации высшего образования), независимо от места жительства, сведения о котором включены в Единый реестр социальных льготников (ЕРСЛ) (п. 1.3.7.1.);
-приемные родители, являющиеся получателями социальных льгот, признанные участниками пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов, проводимого в соответствии с Правительства Москвы от 23 января 2014 г. N 8-ПП "О проведении в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов", и несовершеннолетние дети, являющиеся получателями социальных льгот и воспитывающиеся в таких семьях, независимо от места жительства (п. 1.3.7.1.(1).
Как следует из ст.2 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Согласно ст.20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, медицинская организация, туристская база, или другое подобное учреждение, а также жилое помещение, либо не являющееся местом жительства гражданина РФ жилое помещение, в которых он проживает временно; местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилого фонда, либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 24.11.1995 г. N14-П указал, что под "местом пребывания" и "местом жительства" подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом "место жительства" может означать как "постоянное проживание", так и "преимущественное проживание" и, согласно Закону, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства. Свобода выбора места жительства является конституционным правом гражданина Российской Федерации. Вместе с тем Закон возлагает на него обязанность регистрироваться и по месту пребывания, и по месту жительства.
Как усматривается из материалов дела, решением Орловского районного суда Орловской области от 25.01.2011 г. мать несовершеннолетней П.В.Н., *** г. рождения, лишена родительских прав в отношении своей дочери.
Постановлением Главы Орловского района Орловской области от 11.03.2013 г. N*** над несовершеннолетней П.В.Н. установлена опека, при этом опекуном П.В.Н. назначена Артемьева Н.В.
Распоряжением начальника Троицкого управления социальной защиты населения города Москвы от 18.04.2013 г. N*** в связи с обращением опекуна Артемьевой Н.В., зарегистрированной в ***, фактически проживающей ***, П.В.Н. *** г. рождения поставлена на учет в отделе опеки и попечительства Троицкого УСЗН города Москвы в качестве подопечной, место жительства подопечной определено совместно с опекуном по адресу: *** .
Распоряжением Новофедоровского УСЗН города Москвы от 01.07.2014 г. N*** Полонская В.Н. поставлена на учет в Новофедоровском УСЗН города Москвы, как проживающая совместно с приемным родителем Артемьевой Н.В. по адресу: *** .
22 января 2015 г. между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа Новофедоровским УСЗН города Москвы и Артемьевой Н.В. заключен договор о приемной семье N*** в отношении несовершеннолетней П.В.Н. на срок до 06 июня 2018 г.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 23.06.2016 г. N*** П.В.Н., *** г.рождения, зарегистрирована по месту пребывания с 23.06.2016 г. по 23.06.2017 г. по адресу: ***.
Как усматривается из решения Заводского районного суда г. Орла от 26.06.2008 г. мать Я.Н.А., ***г. рождения, лишена родительских прав в отношении сына. Отец Я.Н.А. умер 26.03.2006 г.
Постановлением Главы Орловского района Орловской области от 24.10.2011 г. N*** над несовершеннолетним Я.В.Н., *** г.рождения, установлена опека, при этом опекуном Я.Н.А. назначена Артемьева Н.В.
Распоряжением Департамента семейной и молодежной политики города Москвы от 01.07.2012 г. N*** Я.Н.А. поставлен на учет, как опекаемый, в Территориальном управлении по опеке и попечительству Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, при этом место жительства несовершеннолетнего Я.Н.А. определено совместно с опекуном по адресу: *** .
Распоряжением Новофедоровского УСЗН города Москвы от 01.07.2014 г. N *** Я.Н.А. поставлен на учет в Новофедоровском УСЗН города Москвы.
22 января 2015 г. между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа Новофедоровским УСЗН города Москвы и Артемьевой Н.В. был заключен договор о приемной семье N*** в отношении несовершеннолетнего Я.Н.А.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 23.06.2016 г. N*** Я.Н.А, *** г.рождения, зарегистрирован по месту пребывания с 23.06.2016 г. по 23.06.2017 г. по адресу: ***.
Как усматривается из решения Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 15.11.2011 г. мать Г.А.В., *** г.рождения, лишена родительских прав в отношении дочери.
Распоряжением руководителя Территориального управления социальной защиты населения по городу Иванову от 23.04.2014 г. N*** Артемьева Н.В., зарегистрированная по адресу: ***, фактически проживающая в ***, назначена опекуном несовершеннолетней Г.А.В.
Распоряжением начальника Троицкого управления социальной защиты населения города Москвы от 15.05.2014 г. N*** малолетняя подопечная Г.А.В., фактически проживающая с опекуном по адресу: ***, поставлена на учет в Троицком УСЗН города Москвы, при этом постановленозаключить с Артемьевой Н.В. договор о передаче малолетней Г.А.В. в приемную семью.
Справкой МСЭ-2015 N*** от 04.10.2016 г. Г.А.В. установлена инвалидность до 27.11.2022 г.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 23.06.2016 г. N*** Г.А.В. зарегистрирована по месту пребывания с 23.06.2016 г. по 23.06.2017 г. по адресу: ***.
Материалами дела подтверждается факт того, что П.В.Н., Я.Н.А. и Г.А.В. обучаются в московской общеобразовательной школе, состоят на медицинском обслуживании по полису ОМС в московской поликлинике.
Как следует из ответа Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы от 29.03.2017 г., с 01 февраля 2014 г. Артемьевой Н.В. выплачиваются денежные средства на содержание П.В.Н., Я.Н.А. и Г.А.В. в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 15 мая 2007 г. N 376-ПП "О мерах по реализации Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Москве".
Решением МФЦ района Тропарево-Никулино г. Москвы от 28 июля 2016 г. Артемьевой Н.В. было отказано в приеме документов для предоставления государственной услуги "Оформление и выдача социальной карты" в отношении Я.Н.А. в связи с несоответствием представленных документов требованиям, предъявляемым постановлением Правительства г. Москвы от 18.11.2014 г. N668-ПП.
Решением МФЦ района Тропарево-Никулино г. Москвы от 05 августа 2016 г. Артемьевой Н.В. было отказано в приеме документов для предоставления государственной услуги "Оформление и выдача социальной карты" в отношении П.В.Н.
Согласно письма Новофедоровского ОСЗН г. Москвы от 06 октября 2016 г. Артемьевой Н.В. было отказано в оформлении социальной карты в отношении Г.А.В.
Основанием для отказа в предоставлении услуги по оформлению и выдаче, подопечным истца социальных карт явилось отсутствие документов, подтверждающих место жительства подопечных в городе Москве, а также отсутствие документов, подтверждающих участие истца в пилотном проекте.
Сведений, подтверждающих факт наличия у истца постоянного или преимущественного места жительства г. Москве в материалы дела не представлено. Как усматривается из материалов дела, на 22.01.2015 г. истец была зарегистрирована по адресу: ***. Как указывает истец в апелляционной жалобе, на 30.06.2017 г. она зарегистрирована по адресу: ***.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в связи с отсутствием у истца и ее подопечных постоянного места жительства в г. Москве оснований для обязания выпустить и выдать П.В.Н., Я.Н.А. и Г.А.В. социальные карты, обеспечивающие получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения, предусмотренные Законом г. Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Москве", не имеется.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истец не представил суду бесспорные и достаточные доказательства, свидетельствующие о незаконных действиях ответчиков.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о том, что регистрация Артемьевой Н.В. по месту жительства в г. Домодедово Московской области никак не влияет на реализацию прав ее подопечных на бесплатный проезд в городском общественно транспорте в г. Москве не может служить основанием для отмены решения суда, так как истребуемые меры социальной поддержки предоставляются лицам, местом жительства которых является г.Москва.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы, как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 05 мая 2017 года, - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Артемьевой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.