Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Бельченко И.В.,
судей Лобовой Л.В., Дегтеревой О.В.,
при секретаре Воропаевой Е.С.
с участием прокурора Левенко С.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения Юго-Западного административного округа города Москвы, апелляционному представлению Гагаринского межрайонного прокурора на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 01 июля 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Борисова Г.Б. удовлетворить.
Взыскать с Управления социальной защиты населения Юго-Западного административного округа города Москвы за счет средств федерального бюджета в пользу Борисова Г.Б. начиная с 01 января 2015 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, в размере 58 392 (пятьдесят восемь тысяч триста девяносто два) рубля 65 копеек с последующей индексацией этой суммы в соответствии с действующим законодательством.
Взыскать с Управления социальной защиты населения Юго-Западного административного округа города Москвы за счет средств федерального бюджета в пользу Борисова Г.Б.сумму задолженности за период с 01.07.2000 г. по 31.12.2014 г. в размере 4 038 380 (четыре миллиона тридцать восемь тысяч триста восемьдесят) рублей 09 копеек.
УСТАНОВИЛА:
Истец Борисов Г.Б. обратился в суд с иском к ответчику УСЗН ЮЗАО г. Москвы о перерасчете ежемесячных денежных сумм в возмещении вреда здоровью, установлении с 01.01.2015 г. ежемесячной суммы в размере 59 392 руб. 65 коп., взыскании задолженности за период с 01.07.2000 года по 31.12.2014 года в размере 4 038 380,09 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является инвалидом-чернобыльцем и получателем сумм возмещения вреда здоровью, причиненного при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем ответчик производит выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда. Однако, размер такой компенсации определен ответчиком без учета индексации за период с 01.07.2000 г. с применением коэффициента МРОТ - 1,581, 1,515, а также с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г. с применением индексов 1,63, 1,18, 1,14, в связи с чем ежемесячная денежная компенсация выплачивается истцу в заниженном размере.
В судебное заседание истец не явился.
Представители истца по доверенностям Русяева С.С., Баскин К.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Шашерина Н.В. против удовлетворения требований возражала.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик УСЗН ЮЗАО г.Москвы, прокурор по доводам апелляционного представления.
Истец, представитель ответчика в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика.
П роверив материалы дела, выслушав представителей истца по доверенностям Русяеву С.С., Баскина К.Е., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления, прокурора Левенко С.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (, -, ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Борисов Г.Б., **** года рождения, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем ему с 16 августа 1999 года установлена 2 группа инвалидности в связи с увечьем, связанным с ликвидацией последствий на ЧАЭС, бессрочно, с 70% утраты профессиональной трудоспособности.
УСЗН ЮЗАО г. Москвы начисляет и выплачивает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, установленную Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 16 августа 1999 г. сумма возмещения вреда была установлена в размере 4638,65 руб.; с 01 января 2001 г. данная сумма проиндексирована в 1,198 раза и составила 5557,10 руб.
После введения в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ истцу продолжалась выплата ежемесячного возмещения вреда здоровью, исходя из среднего заработка и степени утраты профессиональной трудоспособности, составлявшее 5557 руб. 10 коп., поскольку указанный размер был выше, нежели размер в твердой сумме 2500 руб., установленный для инвалидов 2 группы. Указанный размер возмещения вреда здоровью с 01 января 2002 года по 01 января 2015 года был проиндексирован с применением коэффициентов 1,048; 1,12; 1,2544; 1,1; 1,11; 1,09; 1,08; 1,105; 1,13; 1,1; 1,065; 1,06; 1,055; 1,05; 1,055 с учетом которых на 01 января 2015 года возмещение вреда здоровью составило 18 158 руб. 65 коп.
Разрешая требования истца в части взыскания задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за период с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года, суд исходил из того, что при выплате истцу компенсации в указанный период ответчиком не применены законные коэффициенты индексации: с 01 июля 2000 года - 1,581, с 01 января 2001 года - 1,515, указав, что в указанный период подлежали применению коэффициенты повышения МРОТ.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, поскольку они не основаны на положениях действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Так, правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до 15 февраля 2001 года регулировались п. 25 ч. 1 ст. 14 базового Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции ФЗ от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ); данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей. Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 06 января 2000 года регулировался возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 года N 4214-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 24 декабря 1995 года N 180-ФЗ), а порядок индексации - положениями ст. 5 базового Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, предусматривавшей, что компенсации, суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
С вступлением в силу Федерального от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" порядок определения сумм возмещения вреда изменился, законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья. При этом были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в зависимости от полученной группы инвалидности.
Положениями Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ предусмотрено, что гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 Закона (в твердой денежной сумме), либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Кроме того, Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ были внесены изменения в ст. 5 базового Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 годаN 1244-1 и предусмотрено, что компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также предусмотрено, что размеры выплат, предусмотренных ст. 2 указанного закона, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П признаны не противоречащими РФ находящиеся в системном единстве положения и ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", ч. 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 года), ч. 3 ФЗ от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и новый критерий индексации сумм возмещения вреда - пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Этим же Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ч. 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12.02.2001) и ч. 3 ФЗ от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер и предусмотрено, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
В данном Постановлении указано, что при определении размеров денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда чернобыльцам, законодатель вправе был взять за основу их исчисления любую базовую сумму (в том числе 100 руб.), но не ниже ранее установленной расчетной суммы (83 руб. 49 коп.), сохранив прежний коэффициент ее повышения (кратность); данный подход был использован при внесении изменений в базовый Закон в связи с принятием ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", ФЗ от 12 февраля 2001 года и ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и При этом, однако, законодателю надлежало предусмотреть такой механизм индексации сумм возмещения вреда, который гарантировал бы регулярность и стабильность ее проведения при надлежащем финансовом обеспечении в условиях роста цен и стоимости жизни. Между тем установленный взаимосвязанными нормами ч. 3 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года и ч. 3 ФЗ от 12 февраля 2001 года порядок индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации, перечисленным требованиям не отвечает, поскольку величина такого прожиточного минимума до настоящего времени официально не определялась, что исключает саму возможность индексации соответствующих сумм возмещения вреда здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.
Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в ст. 2 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статьей 3 данного Федерального закона предусмотрено, что размеры выплат, установленные в соответствии с п. 15 ч. 1 или п. 4 ч. 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1) и ст. 2 ФЗ от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции настоящего Федерального закона, индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и ФЗ от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", в определяемом Правительством Российской Федерации; выплата гражданам недополученных сумм за 2002 - 2004 годы производится в течение 2005 - 2006 годов; п и условия возврата недополученных сумм определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ принято Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 N 326 "О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 по 31.05.2004 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм", которое предусматривает индексацию ежемесячных денежных компенсаций за период с 19.06.2002 по 31.03.2004 с применением коэффициентов соответственно 1,12, 1,12 и 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного на 2002, 2003 и 2004 годы Федеральными законами " и с 19.06.2002 по 30.06.2002 - 2 620 руб., с 01.07.2002 по 31.12.2002 - 2800 руб., с 01.01.2003 по 31.12.2003 - 3 136 руб., с 01.01.2004 по 31.05.2004 - 3 450 руб.
С учетом последующих Постановлений Правительства РФ об индексации с 01.01.2005 - 3 829,50 руб., с 01.01.2006 - 4 174,16 руб., с 01.01.2007 - 4 508,09 руб., с 01.01.2008 - 4 981,44 руб., с 01.01.2009 - 5 629,03 руб., с 01.01.2010 - 6191,93 руб.
В Определении Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 N 364-О указано, что взаимосвязанные положения п. 3 и Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в ст. 2 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - по их конституционно-правовому в соответствии с правовыми позициями, выраженными в ранее принятых решениях Конституционного Суда РФ, не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19.06.2002 по 29.05.2004 - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений; в случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
При этом, судом при рассмотрении данного дела не было учтено, что из буквального толкования данных правовых норм следует, что гарантия, предусматривающая право выбора граждан, учитывалась только при разрешении вопроса о сохранении размера ежемесячных сумм, либо его изменении по их выбору, однако определения порядка индексации данная гарантия не затрагивает, индексация производится в установленном законом порядке.
Как уже указано и следует из материалов дела, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, назначена истцу с 16 августа 1999 г. в размере 4638,65 руб., которая в последующем была проиндексирована на коэффициенты, установленные соответствующими Постановлений Правительства РФ и на 01 февраля 2016 г. составляла 19 426,76 руб.
Учитывая, что с 16 августа 1999 г. Борисов Г.Б. является получателем ежемесячной денежной компенсации в твердой денежной сумме, установленной ему в соответствии с положениями п. 25 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 15.05.1991 г. N 1244-1, принимая во внимание, что в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ за истцом сохранено право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежнем размере и произведена ее индексация в соответствии с положениями Федерального закона от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 г. N 326, в связи с чем уменьшения в спорный период размера компенсационной выплаты не допущено, а также исходя из того, что до обращения с данным иском в суд размер компенсации судебными решениями истцу не устанавливался и не индексировался и на момент разрешения спора законодательно определены условия индексации за спорный период, которые и применены к выплаченной истцу компенсации, то оснований устанавливать истцу с 01 января 2015 года ежемесячное возмещение вреда здоровью в размере 58 392 руб. 65 коп., и полагать, что у УСЗН ЮЗАО города Москвы перед истцом имеется задолженность по выплате сумм возмещения вреда здоровью за период с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2014 года у суда не имелось, в связи с чем решение Гагаринского районного суда города Москвы от 01 июля 2016 года в указанной части не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене по основаниям ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 01 июля 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Борисова Г.Б. к Управлению социальной защиты населения Юго-Западного административного округа г. Москвы о перерасчете ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, взыскании задолженности - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.