Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Головкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2246/2017 по административному исковому заявлению ООО "Зодиак" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. *** в размере его рыночной стоимости 744 081 155 рублей по состоянию на 01 января 2016 года.
В обоснование требований указано, что данное нежилое помещение принадлежит административному истцу на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН N 77/100/353/2017-3240 от 27.07.2017 г.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства, утвержденной постановлением Правительства Москвы N 790-ПП от 29.11.2016 г. "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.", кадастровая стоимость нежилого помещения установлена в размере 1 064 250 258,64 рублей.
Посчитав установленную кадастровую стоимость завышенной, административный истец обратился в *** за составлением отчета об оценке рыночной стоимости нежилого помещения. Согласно отчету об оценке N 925/008/17 от 15.08.2017г. рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на 01 января 2016 года составляет 744 081 155 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 12.09.2017г. заявление общества о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Григорьева И.А. представила заявление об уточнении исковых требований, полагала возможным установить кадастровую стоимость объекта по данным судебной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Агафонова С.С. против удовлетворения административных исковых требований возражала по доводам ранее представленных письменных пояснений. Представитель Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом (л.д.96).
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании ст.372,373 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество организаций, налоговая база по которому в силу ст. 375 Налогового кодекса РФ определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Согласно ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 27.07.2017 г. (л.д. 177-180).
По результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства, утвержденной постановлением Правительства Москвы N 790-ПП от 29.11.2016 г. "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.", кадастровая стоимость нежилого помещения, принадлежащего истцу, установлена в размере 1 064 250 258,64 рублей.
Не согласившись с размером установленной в отношении объекта кадастровой стоимости, общество обратилось к независимому оценщику за проведением оценки рыночной стоимости указанного помещения.
Согласно отчету об оценке N 925/008/17 от 15.08.2017г., составленному ***, рыночная стоимость нежилого помещения истца с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2016 года составляет 744 081 155,00 рублей (л.д. 50-176, т.1).
На отчет N 925/008/17 от 15.08.2017г. было получено положительное экспертное заключение N 2984 от 16.08.2017 г., выполненное *** (л.д. 11-21,т.1).
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 12.09.2017 г. заявление общества о пересмотре кадастровой стоимости объекта было отклонено ввиду несоответствия отчета об оценке и положительного заключения требованиям законодательства об оценочной деятельности (л.д.5-7, т.1), в связи с чем общество обратилось в суд.
В судебном заседании представителем Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы представлены возражения на отчет об оценке N 925/008/17 от 15.08.2017г., из содержания которых усматривается, что отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства в области оценочной деятельности, рыночная цена объекта определена неверно.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 17.10.2017г. по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам Общества с ограниченной ответственностью "Центр делового консультирования".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 1711-152Э отчет об оценке, представленный административным истцом, и составленный ***, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилого помещения по результатам судебной экспертизы составляет 783 223 939 рублей.
В силу КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение судебного эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное выше заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым к отчету об оценке недвижимого имущества законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости объекта. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
Данное заключение не вызывает каких-либо сомнений. Доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется.
Представитель административного истца согласился с результатами проведенной судебной экспертизы, уточнил исковые требования, предлагая установить стоимость нежилого помещения по данным судебной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы возражений к заключению эксперта не представил, о назначении повторной, дополнительной экспертизы не заявлял.
Руководствуясь КАС РФ и положениями об оценочной деятельности, суд признает заключение судебной экспертизы N 1711-152Э от 07.11.2017г. надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость нежилого помещения, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
В судебном заседании представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы поддержал ранее представленные возражения на административное исковое заявление.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
Судом также отклоняются изложенные в письменных пояснениях доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы, которые касались замечаний, имеющихся к отчету об оценке N 925/008/17 от 15.08.2017г., представленному обществом при подаче искового заявления.
Судом данные замечания были приняты во внимание и по делу назначена судебная экспертиза с целью установления действительной рыночной стоимости здания. Поскольку экспертное заключение поступило в материалы дела, суд счел его надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта, ни одна из сторон результаты судебной экспертизы не оспаривала, ранее представленные возражения Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на отчет об оценке подлежат отклонению, а требования административного истца с учетом их уточнений - удовлетворению в полном объеме.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилого помещения для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного нежилого помещения, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании изложенного и руководствуясь -, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства - нежилого помещения с кадастровым номером *** площадью 11 725,8 кв. м, расположенного по адресу: *** равной его рыночной стоимости в размере 783 223 939 руб. по состоянию на 01 января 2016 года на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанного объекта, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 августа 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта капитального строительства.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.