Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Сенинковой Е*** Н***, поданную в интересах Сенинкова В*** Ю****, на вступившее в законную силу постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 02 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 02 сентября 2016 года гражданин Республики Узбекистан Сенинков В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, указанное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.
В настоящей жалобе защитник Сенинкова Е.Н., выражая несогласие с названным судебным актом, просит о его изменении путем исключения административного выдворения из назначенного судом наказания, ссылаясь на его чрезмерную суровость, назначение без учета данных о личности заявителя, состоящего в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации, от которого имеется несовершеннолетний ребенок.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается иностранным гражданином или лицом без гражданства въезда в Российскую Федерацию либо пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с КоАП РФ (в редакции, действующей до внесения в неё изменений Федеральным от 28.12.2016 N 490-ФЗ) нарушения, предусмотренные, и, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01 сентября 2016 г. в 20 часов 40 минут по адресу: *****, в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по району Соколиная Гора г. Москвы выявлен гражданин Республики Узбекистан Сенинков В.Ю., который в нарушение требований Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109 - ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" по истечению установленного срока не встал на миграционный учет по месту пребывания, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Сенинкова В.Ю. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; рапортом инспектора УУП ОМВД России по району Соколиная гора г. Москвы; письменными объяснениями Сенинкова В.Ю.; сведениями из АС ЦБДУИГ, копией паспорта на имя Сенинкова В.Ю.; справкой инспектора УУП ОМВД России по району Соколиная гора и другими, имеющимися в деле материалами.
Вывод о наличии в действиях Сенинкова В.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьей районного суда и получили надлежащую оценку в судебном акте в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Уклонение Сенинкова В.Ю. от исполнения обязанности по постановке на миграционный учет в течении семи рабочих дней с момента прибытия на территорию Российской Федерации, нашло свое подтверждение перечисленными выше доказательствами, является достаточным для квалификации его действий по КоАП РФ, и не оспаривалось Сенинковым В.Ю., и его защитником в доводах настоящей жалобы.
Таким образом, совершенное Сенинковым В.Ю. деяние - нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от исполнения обязанности по постановке на миграционный учет в г. Москве в течении семи рабочих дней с момента прибытия на территорию Российской Федерации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу судебного акта в части назначенного Сенинкову В.Ю. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В силу положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из содержания настоящей жалобы и имеющихся в деле документов следует, что Сенинков В.Ю. с 2002 года состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации Сенинковой Е.Н., от которой имеет несовершеннолетнего ребёнка - С**** С.В., **** года рождения.
В соответствии с Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Сенинкова В.Ю. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г., от 13 марта 2008 г., от 27 мая 2008 г., от 13 июля 2010 г., от 17 января 2013 г. и др.).
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, административное выдворение Сенинкова В.Ю. за пределы Российской Федерации противоречит требованиям Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации и приведенную выше правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 02 сентября 2016 года подлежат изменению путем исключения из него указания на назначение Сенинкову В.Ю. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу судебные акты выносится постановление об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника Сенинковой Елены Николаевны удовлетворить.
Постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 02 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, в отношении Сенинкова В***Ю***изменить: исключить из него указание на назначение Сенинкову В*** Ю*** дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 02 сентября 2016 года оставить без изменения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.