Судья Липецкого областного суда Жукова Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО "Газпром Межрегионгаз Липецк" на решение Советского районного суда г.Липецка от 21 ноября 2017 года, которым постановлено:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Липецкой области, заместителя начальника отдела экологического надзора Трубицына М.Н. N 191 от 22.08.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО "Газпром Межрегионгаз Липецк" - оставить без изменения, а жалобу представителя Болховитиновой Л.Н. - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, судья
УСТАНОВИЛА:
Постановление м старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Липецкой области, заместителя начальника отдела экологического надзора от 22.08.2017 года ООО "Газпром Межрегионгаз Липецк" было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказани ю в виде административного штрафа в размере 10 0 000 руб.
Решением Советского районного суда г.Липецка от 21 ноября 2017 года данное постановление оставлено без изменения, а жалоба ООО "Газпром Межрегионгаз Липецк" - без удовлетворения.
В жалобе ООО "Газпром Межрегионгаз Липецк" просит решение судьи Советского районного суда г.Липецка от 21 ноября 2017 года отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью, ссылаясь на то, что доля неотраженных отходов в отчете 2-ТП и в журнале учета движения отходов по сравнению с их общим количеством, образовавшимся в 2016 году, ничтожно мала, и ных правонарушений в ходе проверки соблюдения не выявлено, что свидетельствует о том, что Общество принимает все меры к соблюдению экологической безопасности, осуществляет ведение всей необходимой документации, своевременно предоставляет отчетность контролирующему органу, создает условия для выполнения требований закона в области охраны окружающей среды.
Выслушав возражения против жалобы представителя Управления Росприроднадзора по Липецкой области Игуменовой С.А., проверив материалы дела, полагаю, что оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ административная ответственность наступает за
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
На основании ч.2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Исходя из вышеприведенных норм обязанность по учету образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов); обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов имеется у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих здания, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 7-Ф3 от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления Росприроднадзора по Липецкой области от 05.06.2017 г. N 136 проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ ООО "Газпром Межрегионгаз Липецк".
По результатам проверки, проведенной 21.07.2017 года выявлено, что в процессе деятельности ООО "Газпром Ме жр егионгаз Липецк" образуются отходы, при этом учет в области обращения с отходами не ведется, чем нарушены ст.18, ст.19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.1, ст.19, ст.22, ч.1 ст.24 Федерального закона N 7-Ф3 от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", приказа Федерального службы государственной статистики от 28 января 2011г. N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", приказ Минприроды России от 25 февраля 2010г. N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
А именно установлено, что ООО "Газпром м е жр егионгаз Липецк" в отчетности по форме N2-ТП (отходы) за 2016 г. не указало образование отходов (масло моторное, фильтр масляный, масло АКПП, колодки тормозные, свечи автомобильные) за отчётный год, а так же данные о передач е вышеуказанных отходов организациям для дальнейшего захоронение, хранение, использование, обезвреживание. В журнале учета дв иж ения отходов за 2016г. (утвер ж денном Приказом Минприроды России от 01.09.2011г. N721), который вел ответственный исполнитель Фатуев А.А., также не указано наличие данных видов отходов .
По данному факту в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Липецк" был составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ от 08 августа 2017 года.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Толкование положений ст. ст. 1, 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, в их совокупности свидетельствует о наличии у юридических лиц, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, обязанности вести учет отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, представлять соответствующую отчетность в орган, осуществляющий сбор и обработку соответствующей информации.
Образование отходов (масло моторное, фильтр масляный, масло АКПП, колодки тормозные, свечи автомобильные) подтверждается договорами N29-2-0124 от 17.05.2016, N29-2-0003 от 01.01.2016 года и актами выполненных работ.
Согласно ст. 4 Закона N89-ФЗ отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Основания приобретения права собственности определены ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 210 ГК РФ, бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник (если иное не предусмотрено законом или договором).
Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы, так же как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, могут быть урегулированы хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
В пункте 7.1 подпункт 1.3 договора N29-2-0124 от 19.05.2016 г. указано: отходы от ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств, указанных в Приложение 1, образуются и остаются на территории СТО, ответственность за образующиеся отходы несет Исполнитель - ООО "К-Моторс".
В разделе 4 пункт 4.1 договора на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта N29-2-0003 от 01.01.2016г. указано: исполнитель ООО "Сатурн-Л" обязуется использовать запасные части и материалы надлежащего качества, исполнитель также обеспечивает утилизацию отработанных запчастей и материалов в соответствии с требованием законодательства РФ.
Таким образом, перехода права собственности на отходы, образуемые у ООО "Газпром Межрегионгаз Липецк", условиями вышеуказанных договоров не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, образователем отходов, образующихся при техническом обслуживании и ремонте автомобилей, является ООО "Газпром Межрегионгаз Липецк", в собственности которого находятся транспортные средства, с помощью которых в уставных целях осуществляется хозяйственная деятельность юридического лица, за счет денежных средств которого осуществляется эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта.
Поскольку в процессе деятельности ООО "Газпром Межрегионгаз Липецк" образуются указанные отходы, то данное юридическое лицо обязано отражать сведения об указанных отходах в форме 2-ТП.
Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, помешавших ООО "Газпром Межрегионгаз Липецк" исполнить требования законодательства в части обращения с отходами производства и потребления, не представлено.
Таким образом, ООО "Газпром Межрегионгаз Липецк" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенные нормы и исходя из установленных по делу обстоятельств, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Газпром Межрегионгаз Липецк", как лицо, ответственное за решение вопросов, связанных с обращением отходов производства и потребления, не обеспечило выполнение возложенных на него обязанностей, что и повлекло привлечение его к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
Наказание ООО "Газпром Межрегионгаз Липецк" назначено верно в минимальных пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нельзя согласиться с доводом жалобы о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами признаков малозначительности не содержит, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Липецкой области, заместителя начальника отдела экологического надзора от 22.08.2017 года и решение судьи Советского районного суда г.Липецка от 21 ноября 2017 года соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству. Оснований для их отмены не имеется. Жалоба ООО "Газпром Межрегионгаз Липецк" удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6.,30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Липецкой области, заместителя начальника отдела экологического надзора от 22.08.2017 года и решение судьи Советского районного суда г.Липецка от 21 ноября 2017 года, принятые в отношении ООО "Газпром Межрегионгаз Липецк" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ООО "Газпром Межрегионгаз Липецк"- без удовлетворения.
Судья Жукова Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.