Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Судак О.Н.,
судей областного суда Морозовой Л.В., Сенякина И.И.,
при секретаре Гатченко О.О.,
с участием прокурора Христич Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства образования Оренбургской области на решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 05 сентября 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Пономаревского района Оренбургской области в интересах Плетневой Светланы Анатольевны к администрации муниципального образования Пономаревский район о признании незаконными действия по частичной компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в период с 01.01.2014 года по 31.12.2016 года, о взыскании компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Судак О.Н., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Оренбургской области Христич Т.В., полагавшей, что решение суда законное и обоснованное, судебная коллегия
установила:
Прокурор Пономаревского района Оренбургской области обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Плетневой Светланы Анатольевны с заявлением, в котором просил признать незаконными действия администрации муниципального образования Пономаревский район по частичной компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения Плетневой С.А. в период 01.01.2014 по 31.12.2016; взыскать с администрации муниципального образования Пономаревский район в пользу Плетневой С.А. расходы на оплату освещения жилого помещения за период 01.01.2014 года по 31.12.2016 года в размере 12 056,44 руб.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Пономаревского района по обращению работников учреждений образования Пономаревского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Пономаревский район обязанности по компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, в ходе которой было установлено, что Плетнева С.А. работает в МАОУ "Пономаревская СОШ" (ранее МБОУ "Пономаревский СОШ") с 01.09.1997 года по настоящее время, имеет право на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг в полном объеме. За период с 01.01.2014 года по 31.12.2016 года Плетневой С.А. потрачено на оплату за потребленную электроэнергию 17 551,98 руб. Вместе с тем, сумма выплаченной администрацией МО Пономаревский район компенсации расходов по оплате за потребленную электроэнергию за указанный период составила 5 495,54 руб. Сумма недополученной компенсации расходов за период с 01.01.2014 года по 31.12.2016 года составила 12 056,44 руб.
Судом постановленорешение об удовлетворении исковых требований, с которым не согласилось министерство образования Оренбургской области. В апелляционной жалобе представитель третьего лица Арапова Д.Д. просит об отмене решения Пономаревского районного суда Оренбургской области от 05 сентября 2017 года и отказе в удовлетворении исковых требований прокурора, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
От Плетневой С.А. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых истец настаивает на законности принятого по делу решения и просит оставить его без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Плетнева С.А., представители администрации МО Пономаревский район, отдела образования администрации МО Пономаревский район, министерства образования Оренбургской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об отложении и переносе слушания по апелляционной жалобе не ходатайствовали. С учетом изложенного, судебная коллегия определиларассмотреть данное дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции Плетнева С.А. с 01.09.1997 года по настоящее время работает в "Пономаревская СОШ".
Согласно справке, выданной администрацией муниципального образования "Пономаревский сельсовет" Пономаревского района Оренбургской области Плетнева С.А. зарегистрирована и проживает в (адрес) имеет состав семьи: муж ФИО, (дата) рождения; сын ФИО1, (дата) рождения.
Из справки ГКУ "Центр социальной поддержки населения" в Пономаревском районе следует, что Плетнева С.А. и члены её семьи на учете как получатели мер социальной поддержки не состоят, ежемесячная денежная компенсация на оплату ЖКУ в период с 01.01.2014 года по 30.12.2016 года не назначалась и не выплачивалась.
Согласно представленной филиалом ОАО "Энергосбыт Плюс" информации, Плетнева С.А. с 01.01.2014 года по 31.12.2016 года произвела оплату электроэнергии на общую сумму 17 551,98 руб.
Согласно справке от 20 декабря 2016 года N 512, выданной отделом образования администрации МО Пономаревский район Оренбургской области, Плетневой С.А. была произведена выплата возмещения коммунальных платежей за освещение за 2014 год в сумме 1 716,17 руб., за 2015 год - 2 094,24 руб., за 2016 год - 1 685,13 руб.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что Плетнева С.А., как педагогический работник, имеет право на компенсацию расходов по оплате отопления и освещения, поскольку это является федеральной нормой социальной поддержки, которая должна предоставляться в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации. При этом установив, что предоставляемая Плетневой С.А. мера социальной поддержки по оплате освещения жилья была ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действующим законодательством, пришел к выводу, что Плетнева С.А. имеет право на полное возмещение расходов по оплате освещения.
Принимая данное решение, суд указал, что применение нормативов потребления электроэнергии и отопления противоречат положениям действующего федерального законодательства, предусматривающих право педагогического работника на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, которое не может быть ограничено количеством и характеризующими признаками проживающих совместно с ним членов семьи и нормативами потребления.
Между тем, данные выводы судебная коллегия считает ошибочными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
С 01 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 года), который, как и ранее действовавший Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", закрепил право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также предусмотрел, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций - законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47 и абзац третий пункта 5 статьи 55 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ, вступившего в законную силу с 11 января 2011 года, соответственно).
Таким образом, с 11 января 2011 года федеральный законодатель вместо права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), как это было предусмотрено абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, дополнившего приведенную норму указанием об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, законодательными актами субъектов Российской Федерации, установилпедагогическим работникам образовательных учреждений право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в устанавливаемом нормативным правовым актом федерального или регионального уровня размере.
Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Действительно, до 1 января 2005 года (до вступления в законную силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.
Изменяя с 1 января 2005 года правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки, в части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ законодатель указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Федеральный законодатель, устанавливая с 11 января 2011 года для названной выше категории граждан меру социальной поддержки в виде права на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, в статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" установил, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение статьи 55 названного закона, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного закона.
В целях правового регулирования вопросов по предоставлению мер социальной поддержки граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области, был принят Закон от 29 декабря 2007 года N 1834/378-IV-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности".
В статье 2 данного закона было закреплено, что размер возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, определяется исходя из расчета предоставления мер социальной поддержки на площадь жилья не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи педагогического работника, состоящей из трех и более человек, 42 кв.м. - на семью из двух человек, 33 кв.м. - на одиноко проживающих граждан.
Размер возмещения расходов по предоставлению бесплатного освещения устанавливается в размере стоимости потребляемой электроэнергии 18 кВт в месяц, а для педагогических работников, имеющих жилое помещение свыше 24 кв.м. - 27 кВт.
Расчет общей суммы возмещения расходов по муниципальному образованию производится исходя из количества педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, нормативов, установленных настоящим Законом, и действующих на территории муниципального образования тарифов на услуги за наем жилого помещения, отопление и освещение, но не более фактически произведенных затрат на оплату этих услуг.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2008 года N47-Г-8-22 статья 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1834/378-IV-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" признана недействующей.
Признание нормативного акта недействующим влечет за собой необходимость нового правового регулирования, что и было осуществлено.
Законом Оренбургской области от 31 декабря 2008 года N 2719/585-IV-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области", статья 2 изложена в следующей редакции:
Размер возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности (в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в соответствующих учреждениях сельской местности не менее 10 лет), определяется исходя из размера площади жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками, объема электрической и тепловой энергии, потребляемой на освещение и отопление этих помещений, тарифов на энергоносители и услуги за наем жилого помещения, действующие в конкретном муниципальном образовании.
При использовании в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, товариществах собственников жилья, других объединениях собственников тарифов по оплате жилого помещения ниже установленных органами местного самоуправления размер возмещения расходов на предоставление социальной поддержки определяется исходя из фактически применяемых тарифов по оплате жилого помещения".
В связи с внесением изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" Законом Оренбургской области от 09 июля 2012 года N911/273-V-ОЗ были также внесены изменения в Закон Оренбургской области "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" и статья 2 изложена в следующей редакции:
Размер возмещения расходов, связанных с реализацией педагогическими работниками муниципальных и государственных областных образовательных учреждений, работающими и проживающими в сельской местности (в том числе вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы в соответствующих учреждениях сельской местности не менее 10 лет), права на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, определяется исходя из следующих условий:
тарифов на оплату жилого помещения (услуг по найму жилого помещения, а также услуг и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения;
размера площади жилых помещений, занимаемых педагогическим работником;
объема потребляемых услуг отопления, определяемого по показаниям прибора учета по отпуску энергоресурсов для отопления жилого помещения, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, утвержденных в установленном порядке (в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления);
объема потребляемых услуг электроснабжения для освещения жилого помещения, определяемого по прибору учета, но не выше потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Оренбургской области.
При использовании в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, товариществах собственников жилья, других объединениях собственников тарифов по оплате жилого помещения, ниже установленных органами местного самоуправления, размер возмещения расходов на предоставление социальной поддержки определяется исходя из фактически применяемых тарифов по оплате жилого помещения".
В целях реализации Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1834/378-IV-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" Постановлением Правительства Оренбургской области от 14 февраля 2008 года N55-п (действующее в спорный период) утверждено положение о порядке возмещения местным бюджетам фактически произведенных расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Оренбургской области, компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций.
В данном порядке закреплена формула, по которой определяется объем электрической энергии, расходуемой на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками:
W = S x Р x К x N x D, где:
S - общая площадь жилого помещения, занимаемого педагогическим работником, кв.м.;
Р - удельная мощность приборов освещения в расчете на один квадратный метр общей жилой площади жилого помещения в размере 0,015 кВт/кв. м;
К - коэффициент одновременного включения приборов освещения, равный 0,35;
N - среднесуточное количество часов использования приборов освещения в размере 8 часов;
D - количество дней в расчетном периоде (30 дней в месяц).
Таким образом, анализируя вышеприведенные правовые нормы, судебная коллегия приходит к выводу, что объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Оренбургской области, соответствует приведенным федеральным законоположениям, поскольку также предусматривает компенсацию оплаты жилья, отопления и освещения, следовательно, изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с единовременной денежной выплаты на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
Кроме того, как следует из приведенных выше правовых норм, право самостоятельно определять размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, субъекту Российской Федерации - Оренбургской области предоставлено федеральным законодателем.
При таких обстоятельствах, выводы суда относительно того, что в принятых субъектом Российской Федерации - Оренбургской областью нормативных актах снижается объем законно установленных педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, основаны на неверном понимании норм действующего законодательства.
Вышеприведенные положения закона, принятые на территории Оренбургской области, недействительными не признавались, оснований полагать, что они противоречат законам, имеющим высшую юридическую силу, у судебной коллегии не имеется.
В целях проверки доводов истца Плетневой С.А. о нарушении её прав в части невыплаты ей компенсации за потребленную электрическую энергию судебной коллегией направлялся в адрес администрации МО Пономаревский район запрос о предоставлении подробного расчета выплаченных истцу ежемесячных сумм в счет возмещения коммунальных платежей за освещение за спорные периоды.
В ответ на запрос был предоставлен расчет суммы возмещения освещения, который судебной коллегий проверен, сомнений не вызывает, поскольку выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно положений Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1834/378-IV-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области", Постановления Правительства Оренбургской области от 14 февраля 2008 года N 55-п "О порядке возмещения местным бюджетам фактически произведенных расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Оренбургской области, компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций".
Объем электрической энергии, расходуемой на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками, определен по формуле, установленной методикой распределения субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования для возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных учреждений.
При этом, истцом в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что сведения, внесенные в названную выше формулу, не соответствуют действительности.
При указанных обстоятельствах, решение суда в части признания незаконными действий администрации МО Пономаревский район по частичной компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в период с 01.01.2014 года по 31.12.2016 года подлежит отмене на основании п. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением судом норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Пономаревского района Оренбургской области в интересах Плетневой С.А.
Вместе с тем, как следует из уточненной справки от 06 декабря 2017 года N 839, выданной Плетневой С.А. отделом образования администрации МО Пономаревский район Оренбургской области, расчета суммы возмещения, сумма выплаты подлежащих возмещению коммунальных платежей за освещение за спорный период должна составлять 6 066,23 руб., так как за 2016 год размер выплаты был указан неверно.
При таких обстоятельствах, с учетом фактически выплаченной Плетневой С.А. компенсации за потребленную электроэнергию за спорный период в размере 5 495,54 руб., с администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области надлежит взыскать в пользу Плетневой С.А. сумму недоплаты за 2016 год в размере 570,69 руб. (из расчета: 6 066,23 - 5 495,54), решение суда в части размера взысканной суммы компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 2 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу министерства образования Оренбургской области удовлетворить частично.
Решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 05 сентября 2017 года отменить в части признания незаконными действий по частичной компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в период с 01.01.2014 года по 31.12.2016 года. Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Пономаревского района Оренбургской области в интересах Плетневой Светланы Анатольевны к администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области о признании незаконными действий по частичной компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в период с 01.01.2014 года по 31.12.2016 года отказать.
Это же решение в части размера компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения изменить, взыскать с администрации муниципального образования Пономаревский район доплату компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения за 2016 год в пользу Плетневой Светланы Анатольевны в размере 570 рублей 69 копеек.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.