судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П,
судей Маншилиной Е.И. и Долговой Л.П,
при секретаре Мозалевской И.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе истицы Осиповой Ольги Владимировны на решение Октябрьского районного суда г.Липецка от 08 ноября 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Осиповой Ольги Владимировны к ОКУ "Липецкий городской центр занятости населения" о признании незаконными приказов, признании справки учета времени работы документом, взыскании пособия по безработице отказать".
Заслушав доклад судьи Долговой Л.П, судебная коллегия
установила:
Осипова О.В. обратилась в суд с заявлением к ОКУ "Липецкий городской центр занятости населения" о признании незаконными приказов о назначении минимального пособия по безработице и снятии с учета в качестве безработной, признании справки учета времени работы документом, взыскании пособия по безработице.
В обоснование требований истица указала, что в период с 13.04. 2011 года по 10.04. 2017 года она отбывал а наказание в виде лишения свободы, назначенное по приговор у суда в ФКУ ИК-6 Орловской области, где была трудоустроена. В апреле 2017 года после освобождения из мест заключения она обратил ась к ответчику с целью поиска работы, 17.04. 2017 года была поставлена на учет в качестве ищущей работу с последующим признанием в качестве безработной и начислением пособия в минимальном размере 850 руб. Считает принятое решение незаконным, поскольку при назначении пособия не была учтена справка учета времени работы осужденного в период отбытия наказания в виде лишения свободы, которая является таким же документом, как и трудовая книжка, а поэтому истица не относится к категории граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва. В настоящее время она снята с учета с прекращением выплаты пособия.
В судебном заседании Осипова О.В. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика ОКУ "Липецкий городской центр занятости населения" по доверенности Волохова И.П. исковые требования не признала.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истица Салькова О.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Выслушав представителя ответчика ОКУ "Липецкий городской центр занятости населения", возражавшего против доводов апелляционной жалобы, п роверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В силу ст. 3 Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Одной из основных гарантий социальной поддержки безработных, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", является выплата пособия по безработице (абзац второй пункта 1 статьи 28).
Согласно части 1 и 2 ст. 30 приведенного выше Закона, пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Согласно требованиям ст. 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:
в первом (12 - месячном) периоде выплаты:
в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;
в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;
во втором (12 - месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, начисляется:
в первом (6 - месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом;
во втором (6 - месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Из материалов дела с удом установлено, что истица Осипова О.В. в период с 13.04. 2011 года по 10.04. 2017 года отбывала наказание в местах лишения свободы в ФКУ ИК-6 Орловской области.
Из справки учета времени работы осужденного в период отбывания наказания в виде лишения свободы, зачисляемого в общий стаж от 10.04.2017 года, видно, что Осипова О.В. работала с 25.02.2015 года по 10.04.2017 года (последний период работы перед освобождением).
Из справки о средней заработной плате для определения размера пособия по безработице, выданной 10.04.2017 года, следует, что среднемесячный заработок Осиповой О.В. за последние три месяца составил 25 руб. 39 коп, количество календарных недель оплачиваемой работы за год, предшествующий увольнению на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на полный рабочий день (неделю) составило 52 недели.
26.04.2017год истица принята на учет в качестве безработного и п риказом ОКУ "Липецкий городской центр занятости населения" Октябрьский центр по работе с населением от 26.04. 2017 года N N "О назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице" в соответствии со статьями 30,31,32,33,34 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" Осиповой О.В. назначено к выплате пособие по безработице с 17.04. 2017 года, продолжительность первого периода выплаты пособия по безработице 6 месяцев. Установлен размер и сроки выплаты пособия по безработице: в размере 850 рублей с 17.04. 2017 года по 16.10. 2017 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Осипова О.В. относится к категории граждан, которым пособие по безработице подлежит выплате в соответствии с требованиями, установленными п. 1 ст. 30 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1, поскольку она осуществляла трудовую деятельность в период отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, назначенного приговором суда, признана в установленном порядке безработной, проработала в течение 12 месяцев до обращения в службу занятости и получала оплату за труд, не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), ее увольнение не связано с ее виновными действиями и было произведено в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. В связи с чем, Осипова О.В. имела право на получение пособия по безработице в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", то есть в процентом отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы.
Однако, судебная коллегия считает указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном толковании законодательства.
Из приведенных выше положений Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" следует, что пособие по безработице, устанавливаемое в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы, т.е. в размере, который может превышать минимальную величину этого пособия, безработные вправе получить при одновременном наличии следующих условий: если они уволены по любым основаниям, за исключением пункта 2 настоящей статьи, и перед увольнением состояли в трудовых (служебных) отношениях и имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), если увольнение было осуществлено в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы.
Соответственно, во всех случаях, когда эти условия не выполняются, пособие назначается в минимальном размере, то есть в соответствии с положениями п. 2 ст. 30 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-I.
Таким образом, для граждан, осуществлявших трудовую и иную общественно-полезную деятельность и признанных в установленном порядке безработными, законодателем установлены различные правила определения размера пособия по безработице в зависимости от того, к какой категории занятых граждан они относились до постановки их на учет в качестве безработных в органах службы занятости - к работавшим по трудовому договору (проходившим службу) и уволенным либо к иным категориям.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Согласно ч. 1 ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Таким образом, судебная коллегия считает, что трудовые отношения осужденных к лишению свободы с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер, основанный на положениях уголовно-исполнительного законодательства. При этом прекращение указанных трудовых правоотношений имеет место не в связи с увольнением по любым основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, а в связи с окончанием срока наказания в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.
Поскольку ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 распространяет свое действие на лиц, работавших до увольнения по найму и уволенных по любым основаниям трудового законодательства, а истица не может быть отнесена к данной категории лиц, то размер пособия по безработице для указанной категории граждан следует определять в соответствии с п. 2 ст. 30 и п. 1 ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1. При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Осиповой О.В. у суда первой инстанции не имелось.
Более того, судебная коллегия учитывает, что исходя из фактических обстоятельств дела, размер пособия по безработице для Осиповой О.В. остался бы минимальным при любом порядке его исчисления.
Ссылка истицы на справку учета времени работы осужденного в период отбывания наказания в виде лишения свободы, зачисляемого в общий стаж от 10.04.2017 года, а также на справку о средней заработной плате, выданную 10.04.2017 года, в подтверждение того, что данные документы подтверждают трудовую деятельность истицы в период отбывания наказания в виде лишения свободы, выводов суда не опровергает.
Также судом установлено, что на основании приказа ОКУ "Липецкий городской центр занятости населения" Октябрьский центр по работе с населением от 28.06.2017 года N Осиповой О.В. приостановлена выплата пособия по безработице на период с 14.06.2017 года по 13.07.2017 года в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, имела место неявка на назначенное посещение 27.06.2017 года.
Приказом ОКУ "Липецкий городской центр занятости населения" Октябрьский центр по работе с населением от 14.07.2017 года N "О приостановке выплаты пособия по безработице" в соответствии с п.3 ст. 35 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" Осиповой О.В. приостановлена выплата пособия по безработице на период с 14.07.2017 года по 13.08.2017 года в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.
Приказом ОКУ "Липецкий городской центр занятости населения" Октябрьский центр по работе с населением от 14 июля 2017 года N "О прекращении выплаты пособия по безработице" в соответствии с п.2 ст. 35 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" Осиповой О.В. прекращена выплата пособия по безработице в связи длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
Приказом ОКУ "Липецкий городской центр занятости населения" Октябрьский центр по работе с населением от 14.07.2017 года N "О снятии с учета в качестве безработного" в соответствии с п.2 ст. 35 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" Осипова О.В. снята с учета в качестве безработной в связи длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Осиповой О.В. о признании незаконным приказа о снятии ее с учета в качестве безработной, поскольку истица длительное время без уважительных причин (более месяца) не являлась в органы службы занятости, что не оспаривала в суде первой инстанции. Данный вывод суда соответствует положениям п.2 ст. 35 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" и фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, правильно разрешилвозникший спор, а изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Липецка от 08 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Осиповой Ольги Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.