Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда председательствующего судьи Климовой С.В.,
судей Нестеровой Е.Б, Дегтеревой О.В,
при секретаре Утешеве С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе фио, фио на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 17.05.2017 г, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио, фио к УСЗН ЮЗАО г. Москвы, УСЗН ЗАО г. Москвы о признании решений органов социальной защиты незаконными - отказать,
УСТАНОВИЛА:
адресВ. и фио обратились в Гагаринский районный суд г. Москвы с исковым заявлением к УСЗН ЮЗАО г. Москвы, УСЗН ЗАО г. Москвы о признании решений органов социальной защиты незаконными, просили суд: признать отказ УСЗН ЮЗАО г. Москвы, содержащийся в письме от 01.08.2016 года N Д-16/903 о заключении договора о приемной семье в отношении фио, паспортные данные, назначении выплат вознаграждения приемным родителям, незаконным; признать распоряжение ОСЗН района Дорогомилово г. Москвы от 09.08.2016 года N 309 "О внесении изменений в распоряжение от 01 июня 2016 года N 227 ОСЗН района Дорогомилово ЗАО г. Москвы от 01 июня 2016 года N 227 "Об установлении попечительства на возмездных условиях над несовершеннолетним Тимковым Артуром Викторовичем, 24 июля 2001 года рождения", незаконным; обязать УСЗН ЮЗАО г. Москвы заключить с фио и фио договор о приемной семье в отношении фио паспортные данные, с 06.06.2016 года, а также назначить фио и фио выплату вознаграждения по договору о приемной семье в отношении фио, паспортные данные, с 06.06.2016 года.
Истец фио, будучи извещенной надлежащим образом в судебное заседание не явилась.
Истец фио и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, представители ответчиков, и представитель третьего лица в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзывах на исковое заявление.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе фио и фио, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения.
Истец фио, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился. Судебная коллегия, в силу ст. 167 ГПК РФ, сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения истца фио, поддержавшей доводы жалобы в полном объеме, представителя ответчика УСЗН ЗАО г. Москвы по доверенности фио, представителя ответчика УСЗ ЮЗАО г. Москвы по доверенности фио и представителя третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы по доверенности фио, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 08.09.2015 N566-П "Об утверждении Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы" Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы является органом опеки и попечительства в городе Москве и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные подразделения.
Принимая во внимание, что Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2015 N 932-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правового акта) города Москвы" в некоторые правовые акты города Москвы были внесены уточнения и изменения, в частности: в Постановление Правительства Москвы от 15 пая 2007 г. N 376-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" и Постановление Правительства Москвы от 29 марта 2011 г. N 93-ПП "Об утверждении Порядка выплаты ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю", заявление фио и фио о заключении с ними договора о приемной семье в отношении несовершеннолетнего фио, паспортные данные было вынесено на рассмотрение Комиссии по урегулированию спорных ситуаций, связанных с защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданной в соответствии с Приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 03.03.2016 N 192 "Об организации деятельности органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних".
Из материалов дела следует, что решением указанной Комиссии (протокол N 7 от 05.07.2016) фио и фио было отказано в заключении с ними договора о приемной семье, но в порядке, установленном Законом города Москвы от 15 декабря 2004 г. N87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" назначить выплату денежных средств на содержание несовершеннолетнего фио.
Судом было установлено и материалами дела подтверждается, что данное решение было принято по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 121, адресст. 123 адрес РФ выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья, патронатная семья), относится к исключительной компетенции органа опеки и попечительства.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. При этом, исходя из содержания ст. ст. 121, 145, 153.1 Семейного кодекса РФ, Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются правовыми актами субъектов РФ. Решение о создании приемной семьи является исключительно компетенцией того субъекта РФ, который создает приемную семью и выплачивает вознаграждение приемным родителям, а также предоставляет приемной семье меры социальной поддержки за счет средств своего бюджета.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации (п.б ч.1 ст.5).
С 1 января 2016 года в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 29 марта 2011 г. N 93-ПП "Об утверждении Порядка выплаты ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю", получателями ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю (далее также - ежемесячное вознаграждение) являются лица из числа приемных родителей, патронатных воспитателей, местом жительства которых является город Москва, принявшие в приемную семью, на патронатное воспитание ребенка (детей), имеющего (имеющих) место жительства в городе Москве, в отношении которых уполномоченным органом в сфере-организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве издан акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключен договор о приемной семье, договор о патронатном воспитании с уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа (пункт 1.3); выплата ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю осуществляется управлениями социальной защиты населения города Москвы по месту жительства в городе Москве приемного родителя (приемных родителей), патронатного воспитателя (далее - управления социальной защиты населения) (пункт 2.1).
Так же с 1 января 2016 года, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. N 376-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", получателями денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, на патронатном воспитании, являются лица из числа приемных родителей, патронатных воспитателей, имеющие место жительства в городе Москве, принявшие в приемную семью, на патронатное воспитание ребенка (детей), имеющего (имеющих) место жительства в городе Москве, в отношении которых уполномоченным органом в сфере организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве (далее - уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа) издан акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключившие договор о приемной семье, договор о патронатном воспитании с уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа (пункт 1.2).
Из материалов дела судом первой инстанции установлено, что на учете с 07.06.2016 в Отделе социальной защиты населения адрес состоит подопечный фио, паспортные данные
Мать - фио, паспортные данные, зарегистрирована по адресу: адрес, решением Красногорского городского суда от 27.03.2009 ограничена в родительских правах в отношении ребенка фио (вступило в законную силу 07.04.2009).
Отец - фио, паспортные данные, место жительство неизвестно, решением Красногорского городского суда от 27.03.2009 лишен родительских прав в отношении ребенка фио (вступило в законную силу 07.04.2009).
Бывший опекун фио (бабушка) 06.09.2011 года в связи с предстоящей госпитализацией обратилась с заявлением к директору ГБОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат N8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, о временном устройстве подопечного фио в учреждение.
На основании обращения Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы Департаментом образования города Москвы, 06.09.2011 года выдана путевка о временном помещении фио в ГБОУ Специальная (коррекционная) школа- интернат N8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
Приказом ГБОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат N8 для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья от 03.10.2011 N39/03 "О прибытии" фио зачислен на полное государственное обеспечение.
Распоряжением Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по адрес от 14.02.2012 года N057-р "Об освобождении фио, паспортные данные, от исполнения обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетнего фио, паспортные данные", фио освобождена от обязанностей опекуна по личному заявлению, в связи с ухудшением состояния здоровья.
Постановлением муниципалитета внутригородского муниципального образования адрес в городе Москве от 30.03.2012 N66 "О помещении несовершеннолетнего фио, паспортные данные, в организацию для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" фио помещен в ГБОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат N8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы, 30.03.2012 года выдана путевка о помещении фио в ГБОУ Специальная (коррекционная) школа- интернат N8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
Также судом установлено и сторонами не оспаривается, что фио и фио 27.05.2016 обратились в Отдел социальной защиты населения адрес по вопросу передачи несовершеннолетнего фио под опеку на возмездных условиях.
Распоряжением Отдела социальной защиты населения адрес от 01.06.2016 N227 "Об установлении попечительства на возмездных условиях над несовершеннолетним фио, паспортные данные" фио передан под попечительство на возмездных условиях (приемная семья). Распоряжением ОСЗН района Дорогомилово ЗАО г. Москвы от 09.08.2016 N 309 "О внесении изменений в распоряжение от 01.06.2016 г. N227 ОСЗН района Дорогомилово ЗАО г. Москвы от 01.06.2016 года N227 "Об установлении попечительства на возмездных условиях над несовершеннолетним Тимковым А.В, 24.07.2001 г.р." гр. фио фио и гр. фио назначены попечителями несовершеннолетнего фио, паспортные данные, исполняющими свои обязанности безвозмездно.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что фио, паспортные данные, не имеет постоянной регистрации в городе Москве, в связи с чем, руководствуясь действующим законодательством города Москвы, отсутствуют правовые основания для заключения с фио и фио договора о приемной семье и назначения им денежного вознаграждения.
Доказательства обратного суду не было предоставлено.
Разрешая спор по существу, суд, на основании исследования и оценки всей совокупности представленных сторонами доказательств, пришел к объективному выводу о том, что нарушений прав истцов со стороны ответчиков не имеется, в связи с чем исковые требования подлежат отказу в полном объёме.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам требованиям законодательства, регулирующего возникшие между сторонами отношения.
Судебная коллегия не усматривает оснований для иных выводов. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 17.05.2017 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу фио и фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.