Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Владимировой Н.Ю, Рачиной К.А,
при секретаре Иосебашвили Э.Х,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Дмитриенко Л.Я. на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 27 июня 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Дмитриенко Л.Я. к Государственному учреждению Пенсионный фонд Российской Федерации о признании незаконным распространения порядка применения законодательства, указанные в письмах ГУ ПФР, признании незаконным распространения ЕДВ в размере, ниже, установленного участникам ВОВ, признании права на ЕДВ в размере, установленном участникам ВОВ, обязании вернуть задолженность по недоплате ЕДВ - отказать в полном объеме,
УСТАНОВИЛА:
Дмитриенко Л.Я. 21.03.2017 направила в Замоскворецкий районный суд города Москвы иск к Государственному учреждению Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), в котором просила признать незаконным распространение порядка применения законодательства РФ при определении размера получаемой истцом ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) как матери военнослужащего, погибшего в борьбе с терроризмом, изложенного в письме ПФР от 29.04.2005 N КА-25-27/44, в письме-инструкции ГУ УПФР РФ от 29.01.2008 N КА-28-25/718 ввиду их противоречия федеральному законодательству, обязать ответчика вернуть истцу задолженность по ЕДВ за период с 01.01.2005 по 30.04.2017 в размере *** руб.
Свое обращение истец основывает на положениях ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1, ст. 3 Закона РФ от 21.01.1993 N 4328-1, ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ, Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 N 331-О-П и мотивирует тем, что ее сын Д* погиб ***, выполняя военные обязанности, поставленные перед ним государством, связанные с непосредственным участием в контртеррористической операции в условиях чрезвычайного положения; являясь получателем льгот как член семьи погибшего военнослужащего, о чем истцу выдано соответствующее удостоверение, с 01.01.2005 подлежащая выплате ЕДВ определена в размере, предусмотренном подп. 4 п. 4 ст. 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ как членам семьи ветеранов боевых действий, в то время как ее размер должен быть определен на основании подп. 2 п. 4 ст. 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ как участникам Великой Отечественной войны, в связи с чем оспариваемые письма ответчика нарушают право истца на полное социальное обеспечение и причиняют материальный ущерб, который подлежит возмещению.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении в дела в ее отсутствие (л.д. 33, 77); представители ответчика в судебном заседании иск не признали.
27.06.2017 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Дмитриенко Л.Я. по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Дмитриенко Л.Я. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно надлежащим образом вручением судебного извещения 08.11.2017 (л.д. 117-122); представители ответчика ПФР по доверенностям Жигулина Ю.В, Калыманов И.С. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчика, судебная коллегия считает, что не имеется оснований для отмены решения суда.
Как следует из искового заявления, Дмитриенко Л.Я. является матерью военнослужащего Д*, *** года рождения, погибшего *** при исполнении обязанностей военной службы и при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения (при выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона), в связи с чем является получателем мер социальной поддержки, установленных членам семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе, ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), предусмотренной ст. 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", выплачиваемой ГУ - УПФР по Моздокскому району (Республика Северная Осетия - Алания).
Так, в силу п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", введенной в действие с 01.01.2005 Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды войны (подп. 1), участники Великой Отечественной войны (подп. 2); ветераны боевых действий (подп. 3), военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подп. 4), лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда (подп. 5), лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств (подп. 6), члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны и члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (подп. 7).
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть льгот в натуральной форме, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" заменена на денежные компенсации, в связи с чем истец с 01.01.2005 является получателем ЕДВ как член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, в размере, предусмотренном подп. 4 п. 4 ст. 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ - 927 руб. (с 01.02.2017 с учетом индексации - 1 517,20 руб.), при этом подп. 2 п. 2 указанной нормы размер ЕДВ участникам Великой Отечественной войны установлен 2 316 руб. (с 01.02.2017 с учетом индексации - 3 790,57 руб.).
Полагая, что размер ЕДВ с учетом положений ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1, ст. 3 Закона РФ от 21.01.1993 N 4328-1, Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 N 331-О-П с 01.01.2005 должен быть определен на основании подп. 2 п. 2 ст. 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ как участникам Великой Отечественной войны, истцом Дмитриенко Л.Я. заявлен данный иск.
Разрешая требования на основании установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона РФ от 21.01.1993 N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", учитывая правовые позиции, изложенные в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 N 331-О-П, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для применения к спорным правоотношениям положений Закона СССР N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", учитывая, что право на получение истцом социальных гарантий как члена семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, возникло после введения нового правового регулирования, установленного Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в связи с чем размер выплачиваемой истцу ЕДВ определен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Так, 01.08.1989 принят Закон СССР N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", положения ст. 7 которого устанавливали, что на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Законом РФ от 21.01.1993 N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" установлено, что на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне (ч. 3).
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные льготы (для инвалидов войны - ст. 14, для участников Великой Отечественной войны - ст. 15, для ветеранов боевых действий - ст. 16, для военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период - ст. 17, для лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда" - ст. 18, для лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог - ст. 19, для лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны - ст. 20, для ветеранов труда - ст. 22); этим же законом определены льготы членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий - ст. 21.
Таким образом, как Законом РФ от 21.01.1993 N 4328-1, так и Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ, определена отдельная категория лиц, имеющих право на льготы, - члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, и льготы указанной категории установлены ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ.
С принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ система мер социальной защиты (льгот) ветеранов всех категорий преобразована в систему социальной поддержки, при этом часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена мерами социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, размер которой с 01.01.2005 определен как для каждой категории ветеранов, так и для категории - члены семьи погибших (умерших) ветеранов.
С учетом приведенных правовых норм члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников войны, поскольку такой правовой статус был ими приобретен ранее в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" до введения в действие нового правового регулирования.
С момента возникновения права на получение соответствующих льгот, т.е. с момента гибели сына ***, и приобретения статуса члена семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, до 01.01.2005 истец пользовалась льготами, установленным членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", а не Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", в связи с чем с 01.01.2005 также имеет право пользоваться мерами социальной поддержки, установленных для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а не для самих ветеранов (участников) Великой Отечественной войны.
Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 N 331-О-П "По жалобе гражданки Уваровой Веры Николаевны на нарушение ее конституционных прав статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах", п. 19 ст. 44 и п. 5 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в заимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и п. 19 ст. 44 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005 в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
Принимая во внимание, что в Определении от 04.04.2007 N 331-О-П Конституционный Суд РФ указал на недопустимость снижения уровня льгот в случае, если такие льготы были установлены до введения в действие нового правового регулирования - Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", то оснований для применения к истцу изложенных в Определении правовых позиций не имеется, учитывая, что право на получение льгот, а в дальнейшем мер социальной поддержки, возникло у истца именно на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", а не Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения".
В своем Письме от 28.01.2008 N КА-28-25/718 ПФР разъяснил порядок применения Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 N 331-О-П, указав, что исходя из системного анализа норм законодательства к кругу лиц, у которых до 01.01.2005 в соответствии с Законом СССР от 01.08.1989 N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16.01.1995 (дата вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах").
В соответствии с Положением о Пенсионном фонде России, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1, ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и полномочен издавать нормативные акты в пределах своей компетенции по вопросам, относящимся к деятельности ПФР, а также р ешать другие вопросы, отнесенные к его компетенции.
При таких данных, разрешая заявленные истцом требования об оспаривании писем ПФР, суд обоснованно исходил из того, что издавая указанные акты, ПФР действовал в пределах своих полномочий, предоставленных Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1, при этом разъяснение порядка применения Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 N 331-О-П непосредственно прав истца не нарушает, в связи с чем правомерно отказал в их удовлетворении.
Учитывая, что выплата истцу ЕДВ производится ГУ - УПФР по Моздокскому району (Республика Северная Осетия - Алания) как территориальным подразделением ответчика, являющимся самостоятельным юридическим лицом, то выводы суда о том, что требования истца в части обязания вернуть задолженность по недоплате ЕДВ заявлены к ненадлежащему ответчику является правомерным; учитывая, что правовых оснований для удовлетворения требований истца к ПФР об оспаривании его актов, а также о признании права на ЕДВ в размере, установленном участникам ВОВ, суд не установил, то условий для применения положений ст. 40 ГПК РФ о процессуальном соучастии и ст. 41 ГПК РФ о замене ненадлежащего ответчика у суда не имелось.
Ссылки апелляционной жалобы истца на положения ст. 25 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающие д ополнительные социальные гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членам их семей, которые предусматривают, что на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне, не влекут отмену решения суда, учитывая, что указанные нормативные положения устанавливают дополнительные гарантии членам семей погибших военнослужащих, предусмотренные не для самих ветеранов Великой Отечественной войны, а для членов их семей как самостоятельной категории граждан.
Иные доводы апелляционной жалобы истца повторяют доводы ее искового заявления, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства, они подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно, а правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в апелляционной жалобе истца не содержится.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 27 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дмитриенко Л.Я. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.