Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей Лобовой Л.В, Пильгановой В.М.
при секретаре Клименко И.И.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В,
дело по апелляционной жалобе Федорковой Анны Евгеньевны на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 22 июня 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Федорковой Анны Евгеньевны к УСЗН УСЗН ЮЗАО г.Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о признании распоряжения незаконным, обязании заключить договор о приемной семье отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Федоркова А.Е. обратилась в суд к Управлению социальной защиты населения ЮЗАО города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения г.Москвы в котором просила признать незаконным и отменить распоряжения Отдела социальной защиты населения района Коньково г.Москвы от 10.03.2017 г. N ***и N *** об отказе заключить договор о приемной семье в отношении подопечного Антохина Н.Н, 30.05.2015 года рождения, подопечной Шадрухиной Е.В, 31.05.2014 года рождения; обязать УСЗН ЮЗАО г.Москвы заключить с ней договор о приемной семье в отношении Антохина Н.Н. и Шадрухиной Е.В. с 03.03.2017 г.
В обоснование заявленных требований Федоркова А.Е. указала, что является опекуном малолетних подопечных Антохина Н.Н, 30.05.2015 года рождения и Шадрухиной Е.В, 31.05.2014 года рождения, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время несовершеннолетние зарегистрированы вместе с истцом по месту пребывания по адресу: ***, Антохин Н.Н. на срок с 09.03.2017 г. по 30.05.2033 г, Шадрухина Е.В. на срок с 31.05.2015 г. по 31.05.2032 г.; поставлены на учет по месту проживания с опекуном по адресу: ***
10.03.2017 г. ОСЗН района Коньково г.Москвыв было принято распоряжение об отказе в заключении договоров о приемной семье в отношении малолетних, в связи с отсутствием у них места жительства в г.Москве, с данным распоряжением истец не согласна, в связи с чем обратилась с настоящим иском.
В судебном заседании истец Федоркова А.Е, ее представитель Бердникова Е.С.
заявленные требования поддержали.
Представители ответчика УСЗН ЮЗАО г.Москвы по доверенности Ксенофонтова Л.В, третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы по доверенности Пантелеев А.В. в судебное заседание явились, заявленные требования не признали.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец Федоркова А.Е.
В заседание судебной коллегии истец не явилась, о дате рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представила.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя истца по доверенности Бердникову Е.С, представителя ответчика по доверенности Стыжину М.В, представителя Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы по доверенности Кислову И.М, судебная коллегия не
находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Пунктом 1 ст.121 СК РФ установлено, что выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (опека (попечительство), приемная семья относится к исключительной компетенции органа опеки и попечительства.
Согласно п. 1 ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также СК РФ.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 16).
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 СК РФ ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п.п. 1 и 2 ст. 152 СК РФ).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153 СК РФ).
Из положений п. 2 ст. 153.1 СК РФ усматривается, что СК РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм СК РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
Пункт 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 г. N423, предусматривает, что договор об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договор о приемной семье, заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.
Таким образом, решение о создании приемной семьи является исключительно компетенцией того региона, который создает приемную семью и выплачивает вознаграждение приемным родителям из своего бюджета.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Федеральный закон N 184-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с указанными положениями Закона N 184-ФЗ город Москва вправе осуществлять собственное правовое регулирование как по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, так и по предметам ведения непосредственно субъекта Российской Федерации, в том числе своими актами определять условия предоставления социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Согласно постановлению правительства Москвы от 15 мая 2007 г. N 376-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и постановлению Правительства Москвы от 29 марта 2011 г. N 93-ПП "Об утверждении Порядка выплаты в городе Москве ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю" получателями денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, на патронатном воспитании, а также ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям) патронатному воспитателю, являются лица из числа приемных родителей, патронатных воспитателей, имеющие место жительства в городе Москве, принявшие в приемную семью, на патронатное воспитание ребенка (детей), имеющего (имеющих) место жительства в городе Москве, и заключившие договор о приемной семье в установленном порядке.
С 1 января 2016 г. в соответствии с законодательством города Москвы органы опеки и попечительства заключают договоры о приемной семье с лицами, местом жительства которых является город Москва, в отношении которых в городе Москве издано распоряжение о назначении их опекунами, исполняющими свои обязанности возмездно, и только в том случае, если договор заключается в отношении детей-сирот и детей, оставшихся на попечении родителей, имеющих место жительства в городе Москве, а также детей, которые помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы.
Таким образом, действующее законодательство города Москвы связывает возможность заключения договора о приемной семье на возмездной основе с наличием постоянного места жительства в г.Москве, как у опекуна, так и у ребенка, подлежащего передаче в приемную семью.
В соответствии со ст.20 ГК РФ под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 24.11.1995 г. N 14-П указал, что под "местом пребывания" и "местом жительства" подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом "место жительства" может означать как "постоянное проживание", так и "преимущественное проживание" и, согласно Закону, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства. Свобода выбора места жительства является конституционным правом гражданина Российской Федерации. Вместе с тем Закон возлагает на него обязанность регистрироваться и по месту пребывания, и по месту жительства.
В соответствии с ч.2 ст.11 Закона об опеке и попечительстве опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства.
Из положений п.1.3 Постановления Правительства Москвы от 29 марта 2011 г. N 93-ПП "Об утверждении Порядка выплаты в городе Москве ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю" следует, что получателями ежемесячного вознаграждения являются лица, постоянно проживающие на территории города Москвы, заключившие договор о приемной семье в городе Москве.
Орган опеки и попечительства каждого субъекта Российской Федерации самостоятельно определяет критерии для заключения с опекуном иди попечителем договор об осуществлении опеки и попечительства на возмездных условиях.
В соответствии со ст.14 Бюджетного Кодекса РФ каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для использования расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.
Решение о создании приемной семьи является компетенцией того района, который создает приемную семью и выплачивает вознаграждения приемным родителям из своего бюджета. Субъекты Российской Федерации не вправе вносить в акт о назначении гражданина опекуном или попечителем указания другому региону, что с гражданином должны заключить договор о приемной семье.
Из материалов дела следует, что на основании Постановления Администрации Петрозаводского городского округа Республики Карелия от 20.02.2017 г. N ***, от 20.02.2017 г. N *** Федоркова А.Е. назначена опекуном малолетнего Антохина Н.Н, 30.05.2015 года рождения, малолетней Шадрухиной Е.В, *** года рождения.
Согласно свидетельства N *** от 09.03.2017 г. Шадрухина Е.В, *** года рождения, зарегистрирована по месту пребывания по адресу:***, на срок до 31.05.2032 г.
Согласно свидетельства N *** от 09.03.2017 г. Антохин Н.Н, *** года рождения, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ***, на срок до 30.05.2033 г.
Распоряжениями ОСЗН района Коньково ЮЗАО г.Москвы от 03.03.2017 г. N ***, N *** подопечные Шадрухина Е.В, 31.05.2014 года рождения, Антохина
Н.Н, *** года рождения, поставлены на учет по месту фактического проживания опекуна Федорковой А.Е, по адресу: ***
Распоряжениями УСЗН ЮЗАО г.Москвы от 10.03.2017 г. N ***, N *** Федорковой А.Е. отказано в заключении договоров о приемной семье в отношении подопечных Антохина Н.Н, Шадрухиной Е.В. в связи с тем, что малолетние не имеют места жительства в городе Москве.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ органов опеки и попечительства в заключении договоров о приемной семье соответствует требованиям действующего законодательства и не нашел оснований для признания его незаконным, а также об обязании ответчика заключить такие договоры.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в оспариваемом решении, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.
Доводы апелляционной жалобы истца Федорковой А.Е, по сути, сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые истец ссылалась в суде первой инстанции в обоснование своих требований, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности. При этом, судебная коллегия отмечает, что суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Доводы жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, не содержат правовых оснований для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам дела.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Москвы от 22 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федорковой Анны Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.