Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Осининой Н.А.
судей
Шумских М.Г, Цыганковой В.А.
при секретаре
Сергеевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокопенко Евгения Александровича на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2017 года по гражданскому делу N2-2423/17 по иску Прокопенко Евгения Александровича к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское Региональное отделение Фонда Социального страхования РФ об обязании предоставить путевку, взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А, выслушав объяснения истца Прокопенко Е.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Государственного учреждения - Санкт-Петербургское Региональное отделение Фонда Социального страхования РФ - Казаченко С.Б, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокопенко Е.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское Региональное отделение Фонда Социального страхования РФ, в котором просил взыскать с ответчика денежные средства по выплате компенсации стоимости санаторно-курортного лечения за 2011-2012, 2013-2014 и 2015-2016 годы в сумме 53 370 руб, а также обязать ответчика обеспечить истца путевкой на санаторно-курортное лечение в 2017 году.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является инвалидом "... ", в установленном порядке обратился в ГУ - Санкт-Петербургское региональное отделение ФСС РФ, предоставив необходимые документы для предоставления путевки, однако обеспечен путевкой не был.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Прокопенко Е.А. просит вышеуказанное решение отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные им требования в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, истец признан инвалидом "... " (л.д. 22-23). В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида нуждается в санаторно-курортном лечении, в связи с чем, в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, том числе, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Воспользовавшись данным правом, истец обратился к ответчику с заявлением и документами на предоставление путевки. В 2012 году истцу была предоставлена путевка, от которой истец отказался, в 2013-2014 годах с заявлением на обеспечение путевки на санаторно-курортное лечение истец не обращался (л.д.10).
В 2015 году истец обратился с заявлением, предоставив справку по форме 070/у от 30.07.2015, в п. 15 которой был указан код заболевания, не являющегося показателем для санаторно-курортного лечения (л.д.50-51).
В адрес Прокопенко Е.А. было направлено письмо о необходимости предоставить справку по форме 070/у с указанием в п. 15 заболевания, для лечения которого ему рекомендовано санаторно-курортное лечение в соответствии со стандартами санаторно-курортной помощи (л.д.52-54).
Справка Прокопенко Е.А. в 2015 году представлена не была.
В 2016 году Прокопенко Е.А. обратился с заявлением на предоставление санаторно-курортной путевки (л.д.55-56).
14.01.2016 истцу направлено уведомление N20319 о регистрации заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на 2016 год (л.д.57).
С заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на 2017 год истец обратился 28.02.2017 (л.д.58-59).
2.03.2017 истцу направлено уведомление N25588 о регистрации заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на 2017 год (л.д.60).
По состоянию на 21.06.2017 номер очереди истца 2928 (л.д.75).
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении требований об обязании ответчика обеспечить истца путевкой на санаторно-курортное лечение в 2017 году, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и, исходил из отсутствия доказательств бездействия ГУ - Санкт-Петербургское региональное отделение ФСС РФ в вопросе обеспечения истца путевкой, указав, что заявление Прокопенко Е.А. принято, он поставлен на очередь на получение путевки, предоставление же санаторно-курортной путевки без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан санаторно-курортными путевками не основано на нормах закона.
С указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием судебная коллегия считает возможным согласиться в связи со следующим.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не предоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ). Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N1294).
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных Приказов).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года N686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст.6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что, разрешая спор, суд правильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ и пришел к обоснованному выводу о том, что не представление в течение календарного года ответчиком истцу путевки на санаторно-курортное лечение при наличии очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение не следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Постанавливая решение, суд принял во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу. Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Поскольку права истца как гражданина - получателя социальной услуги в виде санаторно-курортной путевки не нарушены, отсутствуют основания для защиты его права в виде обязания ответчика предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.
Кроме того не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании денежных средств по выплате компенсации стоимости санаторно-курортного лечения за 2011-2012, 2013-2014 и 2015-2016 годы, поскольку, как обоснованно указал суд первой инстанции, вышеизложенными нормативными актами (Федеральным законом от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), предусматривающими основания и порядок предоставления путевок инвалидам на санаторно-курортное лечение, не предусмотрена возможность выплаты денежной компенсации гражданину взамен неиспользованного права на санаторно-курортное лечение.
С учетом приведенных выше обстоятельств, судебная коллегия по гражданским делам считает решение суда законным, соответствующим нормам материального права, а доводы апелляционной жалобы основанными на ошибочном толковании закона, регулирующего спорные правоотношения.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокопенко Евгения Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.