Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Бутковой Н.А, Стаховой Т.М.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2122/17 по апелляционной жалобе Качалина В. С. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 01 июня 2017 года по административному иску Качалина В. С. к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения административного истца Качалина В.С, представителя административного истца Филипповой В.К. (по доверенности), представителя административного ответчика Самсоновой Н.В. (по доверенности), судебная коллегия,
установила:
Качалин В.С. обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации об оспаривании решения об отказе в выдаче свидетельства пилота коммерческой авиации.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права истец просил возложить на Федеральное агентство воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - ФАВТ) выдать ему свидетельство пилота коммерческой авиации.
В обоснование поданного в суд иска Качалин В.С. ссылался на то обстоятельство, что отказ в выдаче свидетельства мотивирован наличием в представленных документах сведений, указывающих на несоответствие кандидата требованиям Федеральных авиационных правил, в то время как, по мнению истца, с его стороны были представлены все необходимые документы, подтверждающие прохождение полного курса обучения по специальности, в том числе свидетельство пилота гражданской авиации Республики Беларусь. Кроме того, как указывал истец, он является действующим пилотом авиакомпании, имеет лётную книжку и диплом, подтверждающий прохождение надлежащей профессиональной подготовки.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 01 июня 2017 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Качалин В.С. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на неправильное применение судом норм материального права.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Качалин В.С. в декабре 2016 года обратился в ФАВТ с заявлением о выдаче свидетельства пилота коммерческой авиации (л.д. "... "), представив вместе с заявлением копии следующих документов: ходатайство авиационной компании "... " о выдаче свидетельства пилота; протокол проверки знаний (тестирования) кандидата на получение свидетельства; паспорт; диплом о наличии специального образования; акт квалификационной (летной) проверки навыков кандидата; проверки члена летного экипажа на полетном тренажере; сертификаты об окончании курсов первоначальной подготовки и подготовки; сертификат о прохождении КПК; протокол квалификационного тестирования при подтверждении уровня владения английским языком; свидетельство пилота, выданное в Республики Беларусь; справку ВЛЭК; лётную книжку с результатами выполнения контрольно-проверочных работ.
"дата" письмом начальника Управления летной эксплуатации ФАВТ административному истцу отказано в выдаче свидетельства с указанием на наличие в представленных документах сведений, свидетельствующих о несоответствии характеристик кандидата требованиям Федеральных авиационных правил, а именно: несоответствие требованиям пункта 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, предусматривающего профессиональную подготовку специалистов авиационного персонала, а также условиям пункта 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, предусматривающего подготовку специалистов авиационного персонала гражданской авиации по программам подготовки, утверждённым уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Суд первой инстанции, отказывая Качалину В.С. в удовлетворении заявленного иска, указал, что отказ заявителю в выдаче свидетельства пилота, основанный на результатах проверки сведений, приведённых в представленных им документах, является обоснованным; документов, подтверждающих лётную подготовку по программе подготовки пилотов коммерческой авиации Качалиным В.С. в уполномоченный орган не представлено; прохождение Качалиным В.С. заочного обучения в ФГОУ ВПО "... " подтверждает наличие у истца теоретической подготовки, однако не свидетельствует о получении лётной подготовки по соответствующей программе; Качалин В.С. проходил курсы обучения в ООО "Авиационный учебный центр авиации общего назначения "Крылья Невы" по программе подготовки пилотов-любителей на самолете С-172, которая не может свидетельствовать о наличии лётной квалификации пилота коммерческой авиации; ООО "Авиационный учебный центр авиации общего назначения "Крылья Невы" не обладало лицензией на осуществление образовательной деятельности.
Данные выводы суда следует признать правильным.
Порядок выдачи свидетельств пилотов воздушных судов установлен Постановлением Правительства РФ от 06.08.2013 N 670 "Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации" (далее - Правила).
Пункт 9 Правил содержит исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить заявителю для получения свидетельства в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 17 Правил, в случае неполноты представленных документов, несоответствия представленных документов требованиям настоящих Правил, при наличии в представленных документах недостоверных сведений или сведений, указывающих на несоответствие кандидата на получение свидетельства требованиям федеральных авиационных правил, орган по выдаче свидетельств направляет (выдает) заявителю мотивированный отказ в выдаче свидетельства с указанием причины отказа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК Российской Федерации) к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Согласно пункту 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии с пунктом 1.2 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147, коммерческий пилот относится к лицам авиационного персонала.
Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, который удовлетворяет требованиям данного приказа и имеет действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (пункт 1.3 ФАП N 147).
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 4.3 ФАП N 147 обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационными отметками о виде воздушного судна "самолет" должен иметь налёт на самолёте не менее 200 часов или 150 часов в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 часов налёта на тренажере; а также должен пройти лётную подготовку на самолётах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в определённых областях.
Таким образом, Федеральными авиационными правилами предусмотрено, что для получения свидетельства коммерческого пилота кандидат обязан пройти курс профессиональной подготовки по утверждённой программе.
Распоряжением Росавиации от 02.08.2006 N АЮ-241-р, действовавшим до издания Приказа Росавиации от 18 августа 2017 года N 675-П, утверждена Программы подготовки пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации Российской Федерации.
Проведение подготовительных мероприятий и организация подготовки пилотов коммерческой авиации с использованием утверждённой программы было поручено следующим образовательным учреждениям: ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации", ФГОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", ФГОУ СПО "Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени П.Ф. Еромасова", ФГОУ СПО "Краснокутское летное училище гражданской авиации", ФГОУ СПО "Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации".
Программа предназначалась для подготовки пилотов коммерческой авиации, не имеющих предшествующего лётного опыта, и являлась базой, на основании которой должны разрабатываться курсы учебно-лётной подготовки и методические рекомендации по выполнению полётов на конкретных типах самолётов.
Как следует из представленного Качалиным С.В. свидетельства N.., выданного авиационным учебным центром ООО "Авиационный учебный центр авиации общего назначения "Крылья Невы", истец в период с "дата" по "дата" проходил курсы обучения по программе подготовки пилотов любителей на самолете С-172, в том числе лётную подготовку в количестве 42 часов (л.д. "... ").
Согласно Приказу Федеральной авиационной службы России от 29 января 1999 года N 23 "О введении в действие федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров" (далее ФАП-23), действовавшему на момент прохождения Качалиным В.С. обучения в ООО "Авиационный учебный центр авиации общего назначения "Крылья Невы", авиационным учебным центром признавалось образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Федеральными авиационными правилами.
В силу пунктов 5, 7, 8 Приказа Минтранса России от 29.09.2015 N 289 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил", запрещается осуществлять обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала авиационным учебным центром (АУЦ), не имеющим выданного в соответствии с данными Правилами сертификата АУЦ, или в нарушение ограничений, указанных в сертификате АУЦ, или в нарушение требований федеральных авиационных правил.
Сертификаты АУЦ выдаются центральным аппаратом Федерального агентства воздушного транспорта и территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта и действуют бессрочно, за исключением случаев приостановления действия или аннулирования их центральным аппаратом или территориальным органом названного федерального ведомства.
Главой III ФАП-23 установлено, что сертификация АУЦ осуществляется с целью проведения единой государственной политики в области подготовки авиационного персонала, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационно - правовых форм.
Все авиационные учебные центры, осуществляющие свою деятельность в гражданской авиации, проходят в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации в обязательном порядке сертификацию в сроки, установленные ФАП (пункт 1.2).
К задачам процесса сертификации авиационных учебных центров относятся установление соответствия Федеральным авиационным правилам; обеспечение соответствия качества и организации профессиональной подготовки авиационного персонала международным требованиям; защита прав потребителей услуг от снижения уровня по обучению в АУЦ (заказчиков и обучаемых) при несоблюдении соответствующих требований к качеству профессиональной подготовки авиационного персонала; упорядочение сети и структуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации авиационного персонала отрасли.
По результатам сертификации составляется заключение о возможностях выполнять заявленные виды деятельности, являющееся основой для выдачи (аннулирования) сертификата АУЦ. Заключение подписывается членами рабочей сертификационной комиссии, назначаемой руководителем Органа по сертификации АУЦ (пункт 1.8 ФАП).
Право АУЦ на профессиональную подготовку по заявленным видам определяется по результатам сертификации, отсутствию объективных претензий и замечаний к АУЦ со стороны Органа по сертификации и приобретается АУЦ с момента получения сертификата (пункт 1.10 ФАП).
В случае невыполнения условий осуществления образовательного процесса, приводящих к нарушению авиационным учебным центром требований данных ФАП и (или) контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в сертификате, Орган по сертификации АУЦ может приостановить действие или изъять сертификат у АУЦ (пункт 5.7 ФАП).
Из содержания приведённых выше норм ФАП следует, что орган по сертификации вправе приостанавливать действие сертификата в случае выявления в АУЦ нарушений требований федеральных авиационных правил, указывающих на осуществление авиационным учебным центром образовательной деятельности не в полном соответствии с законодательством и при несоблюдении соответствующих требований к качеству профессиональной подготовки авиационного персонала.
В силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии и в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласно представлению Северо-Западного следственного управления на транспорте от 14 июля 2015 года (л.д. "... "), ООО "Авиационный учебный центр авиации общего назначения "Крылья Невы" 29 июня 2010 года было выдано свидетельство на ведение образовательной деятельности по очной форме обучения по определенным специальностям (направлениям), в перечне которых программа образовательной деятельности по подготовке пилотов коммерческой авиации отсутствует. Между тем, в период с 21.10.2008 по 07.10.2014 года названный авиационный учебный центр, не имея разрешения на подготовку коммерческих пилотов, подтверждал лицам, не прошедшим в установленном порядке обучение, их соответствие квалификации пилота коммерческой авиации.
В связи с выявленными обстоятельствами, Приказом ФАВТ Министерства транспорта Российской Федерации от 19 августа 2015 года N... Качалину В.С. аннулировано свидетельство пилота коммерческой авиации, выданное "дата" (л.д. "... ").
Учитывая изложенное, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что у ФАВТ имелись основания для отказа в выдаче свидетельства пилота коммерческой авиации Качалину В.С, поскольку истцом не пройден полный курс обучения в одном из высших учебных заведений гражданской авиации с присвоением соответствующей квалификации, поскольку авиационный учебный центр, в котором истец прошёл лётную подготовку, не имел права осуществлять образовательную деятельность по подготовке пилотов коммерческой авиации, согласно требованиям ФАП, что не позволяло сделать вывод о соответствии подготовки истца требованиям законодательства к качеству профессиональной подготовки авиационного персонала.
Ссылки Качалина В.С. на наличие у него диплома ФГБОУ ВПО "... " по программе "... " не могут служить основанием вывода о полной лётной подготовки истца по соответствующей программе пилота коммерческой авиации, поскольку, при обучении по заочной форме по программе "... " в указанном образовательном учреждении не предусмотрена первоначальная учебно-лётная подготовка, а программа подготовки пилотов-любителей в ООО "Авиационный учебный центр авиации общего назначения "Крылья Невы" по указанным выше обстоятельствам в отношении данного АУЦ, не может свидетельствовать о получении истцом должной лётной квалификации (часов налёта).
Иные доводы апелляционной жалобы оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неверном толковании норм права.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 01 июня 2017 по делу N 2а-2122/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Качалина В. С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.