Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Климовой С.В,
судей Дегтеревой О.В, Лобовой Л.В,
при секретаре Клименко И.И,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Брисева С.В.
на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 04 июля 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Брисева С. В. к Министерству внутренних дел РФ об обязании принять на службу в порядке перевода отказать",
УСТАНОВИЛА:
Брисев С.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) об обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее также - ФСКН России) с 14.05.2016 г, - в обосновании заявленных требований ссылаясь на то, что июня 2004 г. проходил службу в ФСКН России, занимая на момент увольнения должность оперуполномоченного 4 отделения 5 отдела, имеет специальное звание подполковник полиции; в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N156) и упразднением ФСКН России выразил желание продолжить службу в органах внутренних дел, о чем подал рапорт; приказом ФСКН России от 31.05.2016 г. N *** уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 г. N 613, однако на службу в органы внутренних дел он принят не был, в то время как действующее законодательство не допускает возможность последующего отказа сотруднику в приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из ФСКН России, каких-либо документальных подтверждений об отказе в принятии на службу в органы внутренних дел не представлено.
В судебном заседании Брисев С.В. и его представитель исковые требования поддержали, представитель МВД России исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Брисев С.В.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав Брисева С.В. и его представителя - Гусева С.Ф, представителя МВД России - Милюкова С.В, представителя 3-его лица - Ликвидационной комиссии ФСКН России - Кутакова Р.Б, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда, исходя из следующего:
Как следует из материалов дела, Брисев С.В. проходил службу с 08.06.2004 г. по 31.05.2016 г. в ФСКН России, последняя занимаемая должность - оперуполномоченный по особо важным делам 4 отделения пятого отдела подразделения специального назначения и охраны по департаменту специального и криминалистического обеспечения ФСКН России, имеет специальное звание подполковника полиции.
В связи с упразднением ФСКН России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" приказом ФСКН России от 31.05.2016 г. N 268-лс Брисев С.В. уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 г. N 613, с выплатой за добросовестное выполнение служебных обязанностей премии пропорционально времени службы в размере 25% оклада денежного содержания. Основанием к изданию приказа явились Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156 и рапорт Брисева С.В.
Согласно объяснениям Брисева С.В. в суде первой инстанции он выразил желание продолжить службу в органах внутренних дел, в связи с чем в мае 2016 г. подал рапорт на имя Министра внутренних дел Российской Федерации с просьбой принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156, что не оспаривалось в суде первой инстанции участвующими в деле лицами и подтверждено представленными в материалы дела документами.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ для поступления на службу в органы внутренних дел кандидат лично представляет документы, указанные в частях 1 и 2 статьи 18 названного закона: заявление с просьбой о поступлении на службу в органы внутренних дел по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел; паспорт гражданина Российской Федерации; собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации; собственноручно написанную автобиографию; документы об образовании и (или) о квалификации; документы воинского учета - для военнообязанных и граждан, подлежащих призыву на военную службу; трудовую книжку, за исключением случаев, если служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые либо если трудовая книжка утрачена, или копию трудовой книжки, если гражданин на момент изучения его документов работает по трудовому договору; уведомление или свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе; сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по форме, установленной законодательством Российской Федерации; согласие, выраженное в письменной форме, на обработку мероприятий, связанных с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и проверкой достоверности сообщенных гражданином сведений; согласие, выраженное в письменной форме на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приёма его на службу в органы внутренних дел. Иные документы представляются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 18.07.2014 г. N 595 "О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации" утверждена Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция от 18.07.2014 г.).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ и пунктом 16 Инструкции от 18.07.2014 г. для поступления на службу в органы внутренних дел кандидат лично представляет документы, указанные в частях 1 и 2 статьи 18 названного закона, в федеральный орган исполнительный власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение.
По результатам рассмотрения в порядке, установленном Федеральным законом от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ и Инструкцией от 18.07.2014 г, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел заявления и документов уполномоченным руководителем принимается решение о приеме на службу в органы внутренних дел или об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Брисева С.В. об обязании МВД России принять его на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из ФСКН России, суд первой инстанции, ссылаясь на приведенные положения Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ и Инструкции от 18.07.2014 г, пришел к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрена безусловная обязанность ответчика принять на службу в органы внутренних дел сотрудника наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган, при этом, Брисевым С.В. не представлено доказательств, подтверждающих его личное обращение в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение с заявлением о приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода с целью замещения конкретной должности, а в поданном рапорте не содержится указание на должности, на замещение которых он претендовал.
Судебная коллегия с приведенными выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 данного Указа).
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156).
Согласно подпункту "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156 сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных Указом.
Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается (подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156).
В пункте 5 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156 установлен срок завершения проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией этого Указа, - до 01.06.2016 г.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 305-ФЗ, единовременное пособие при увольнении из органов наркоконтроля не выплачивается (часть 4 статьи 33 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 305-ФЗ).
По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 305-ФЗ).
Согласно подпункту 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 г. N 613, сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган.
Пунктом 3.4 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от 12.04.2005 г. N115 (далее - Инструкция от 12.04.2005 г. N115), предусмотрено, что увольнение сотрудника на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ осуществляется в случае подтверждения перевода сотрудника письмом, подписанным руководителем соответствующего государственного органа, и с письменного согласия увольняемого работника.
Из приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что в связи с упразднением ФСКН России установлен упрощенный порядок приема сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, а именно: в срок до 01.06.2016 г. в отношении сотрудников органов наркоконтроля должны были быть проведены организационно-штатные мероприятия, в ходе которых сотрудники, изъявившие желание продолжить службу в органах внутренних дел, подлежали увольнению из органов наркоконтроля в порядке перевода на службу в органы внутренних дел в срок не позднее 31.05.2016 г, их прием на службу в органы внутренних дел должен был производится в течение трех месяцев с момента увольнения без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора. Изменение основания увольнения сотрудников органов наркоконтроля производится по их заявлениям, в том случае, если в установленный трехмесячный срок эти сотрудники не приняты на службу в органы внутренних дел.
Кроме того, из приведенного правового регулирования следует необходимость проведения в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156 и Федерального закона от 03.07.2016 г. N 305-ФЗ Ликвидационной комиссией ФСКН России, ликвидационными комиссиями территориальных управлений ФСКН России, МВД России и его территориальными органами соответствующих организационно-штатных мероприятий, в том числе по согласованию кандидатур сотрудников органов наркоконтроля, изъявивших желание на прохождение службы в органах внутренних дел, и принятия МВД России и его территориальными органами в отношении этих сотрудников в трехмесячный срок решения об отказе или о принятии на службу в органы внутренних дел. При этом основанием к отказу в принятии на службу в органы внутренних дел сотрудника органов наркоконтроля могло являться несоответствие этого сотрудника квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ, а также неспособность по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Причиной отказа суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований Брисева С.В. об обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из ФСКН России явилось отсутствие доказательств его личного обращения в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение с заявлением в соответствии с требованиями статей 17,18 Федеральным законом от 30.11.2011г. N 342-ФЗ о приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода с целью замещения конкретной должности (с указанием конкретной должности).
Между тем из материалов дела усматривается следующее.
В связи с упразднением ФСКН России Брисев С.В. выразил желание поступить на службу в органы внутренних дел, подав в мае 2016 г. два рапорта - о переводе на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на имя Министра внутренних дел Российской Федерации и об увольнении со службы в органах наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган на имя начальника органа наркоконтроля, что участвующими в деле лицами не оспаривалось.
Согласно представленной копии трудовой книжки и документам, представленным при рассмотрении дела в апелляционном порядке, истец до настоящего времени не трудоустроен, рапорт Брисева С.В. о приеме на службу в МВД России был направлен в Управление кадров Департамента ФСКН России, в то же время согласно ответу на запрос Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России рапорт Брисева С.В. о приеме на службу в органы внутренних дел в МВД России не поступал, документов от МВД России об отказе истцу в приеме на службу в органы внутренних дел он не получал, в материалах дела письменного отказа МВД России не имеется.
Изложенное свидетельствует о том, что сотрудником органов наркоконтроля Брисевым С.В. в связи с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156 были совершены необходимые действия для поступления на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, однако МВД России в установленный законом срок не приняло решения в отношении Брисева С.В, изъявившего желание поступить на службу в органы внутренних дел, а именно в Специальный отдел быстрого реагирования Управления обеспечения специальных мероприятий Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России (л.д. 47).
Ответчик механизм разрешения возникшей спорной ситуации, связанной с принятием Брисева С.В. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из упраздненной ФСКН России в МВД России, в судах первой и апелляционной инстанций не пояснил, указывая только на необходимость личного обращения Брисева С.В. в МВД России в порядке статей 17, 18 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ с заявлением о принятии его на конкретную должность на службу в органы внутренних дел. При этом представителями МВД России, несмотря на предложения судебной коллегии, не было представлено доказательств, из которых бы следовало, что у истца имеются какие-либо препятствия для принятия на службу в органы внутренних дел, а также не было представлено и доказательств, свидетельствующих о том, что Брисеву С.В. при увольнении в порядке перевода в органы внутренних дел была разъяснена необходимость личного обращения в МВД России в соответствии с этими нормами с заявлением с указанием конкретной должности в органах внутренних дел и приложением обязательных документов.
Также представители МВД России не представили судам первой и апелляционной инстанций нормативные документы, касающиеся реализации Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156, разъясняющие порядок приема сотрудников упраздненной ФСКН России на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, и свидетельствующие о том, что такой сотрудник органов наркоконтроля должен лично обратиться в соответствующий орган внутренних дел с заявлением в порядке статей 17, 18 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований обязать МВД России принять Брисева С.В. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода ввиду того, что он лично не обращался с заявлением о поступлении на службу в МВД России с целью замещения конкретной должности в соответствии со статьями 17, 18 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ, нельзя признать правильным.
При вынесении решения суд первой инстанции ошибочно исходил только из общих положений Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ без учета того, что Брисева С.В. нельзя отнести к лицам, вновь поступающим на службу в органы внутренних дел в порядке, предусмотренном статьями 17, 18 Федерального закона от 30.11.2011г. N 342-ФЗ, так как он является бывшим сотрудником органов наркоконтроля, изъявившим желание поступить на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что документы Брисева С.В, необходимые для представления при личном обращении о поступлении на службу в органы внутренних дел, уже должны находиться в его личном деле, в связи с чем отсутствие личного обращения Брисева С.В. о приеме на службу в органы внутренних дел с указанием конкретной должности не могло быть в данном случае препятствием для его принятия на службу в МВД России.
Помимо этого, не имелось и других обстоятельств, препятствующих приему Брисева С.В. на службу в органы внутренних дел, доказательств обратного по предложению судебной коллегии представлено не было. Данных, которые характеризовали бы деловые или моральные качества Брисева С.В. негативно, а также сведений о несоответствии Брисева С.В. квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ для поступления на службу в органы внутренних дел, в материалах дела не содержится.
Представителями ответчика ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не приведено доказательств законности своих действий по непринятию Брисева С.В. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в рамках реализации нормативных предписаний Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156 в срок, установленный частью 1 статьи 33 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 305-ФЗ.
С учетом изложенного судебная коллегия не может признать правомерным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Брисева С.В. о возложении обязанности на МВД России принять его на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из ФСКН России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156.
При увольнении из органов наркоконтроля Брисевым С.В. с учетом занимаемой им должности были выполнены все необходимые и возможные действия в связи с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156 для принятия его на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием нового решения о возложении на МВД России обязанности принять Брисева С.В. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из ФСКН России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 04 июля 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым возложить на Министерство внутренних дел Российской Федерации обязанность принять Брисева С.В. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из ФСКН России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.