Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда председательствующего судьи Бельченко И.В.,
судей Нестеровой Е.Б, Владимировой Н.Ю,
при секретаре Утешеве С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе фио, фио на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 30.05.2017 г, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио, фио к Управлению социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы о регистрации заявления, предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио и фио обратились в суд с вышеназванным иском. В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются инвалидами 2 и 3 группы соответственно, имеют право на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение. Путевки для одновременной поездки в один санаторий нужны потому, что фио слабовидящий, а фио имеет заболевание опорно-двигательного аппарата. В сентябре 2014 года они обратились с заявлениями о получении путевок в 2015 году, однако в принятии заявлений и предоставлении путевок было отказано, что нарушает гарантированное государством право на получение государственной социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения.
Истцы в судебном заседании исковые требования поддержали, представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционной жалобе фио и фио, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения истцов фио и фио, поддержавших доводы жалобы в полном объеме, представителя ответчика фио, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом установлено, фио является инвалидом второй группы, фио - инвалидом третьей группы, и в силу положений Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
19 сентября 2014 года истцы направили в адрес УСЗН района Лефортово г. Москвы заявления по вопросу предоставления путевок на санаторно-курортное лечение в 2015 году, приложив к заявлению медицинские документы, подтверждающие право на их получение.
В ответ на указанные заявления в адрес истцов было направлено сообщение N 2547 от 15 октября 2014 года о невозможности предоставления путевки в связи с существующей электронной очередью по рекомендуемому профилю заболевания "костно-мышечной системы"; путевки распределены гражданам льготных категорий, имеющим аналогичные медицинские показания и подавшим документы для получения санаторно-курортного лечения в более ранние сроки.
Полагая данный отказ незаконным, истцы просят обязать ответчика зарегистрировать их заявления от 19 сентября 2014 года на получение путевок в 2015 году и предоставить им на основании этих заявлений и медицинских справок путевки на санаторно-курортное лечение в 2017 году за 2015 год.
В соответствии со ст. ст. 7 и 39 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации входит в набор социальных услуг, предусмотренный ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Обеспечение санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан осуществляется на основании названного ФЗ "О государственной социальной помощи" и в соответствии с Порядком предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортного лечения, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2009 года N 755-ПП "О порядке предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве, санаторно-курортного лечения, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно".
Согласно п. 3.2 Положения о порядке предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве и включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в первоочередном порядке путевки предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 ФЗ "О государственной социальной помощи", периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальны услуг в соответствии с законом, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Согласно положений п.п. 3.7, 3.8, 3.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года N 328, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее, чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н утвержден Административный регламент предоставления фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" финансовое обеспечение расходов связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании предоставленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований ФЗ "О государственной социальной помощи", в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц имеющих право на получение государственной социальной помощи по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Приведенные выше нормы закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а так же порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, являются юридическим фактом, обуславливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, не исключается и согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 ФЗ "О государственной социальной помощи" категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 ФЗ "О государственной социальной помощи" о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 03 апреля 2014 года N 686-О, обращение гражданина имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки к которому приложены необходимые документы подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный год, так же являются юридическим фактом, обуславливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, не исключается, что при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а так же требованиями ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Более того, обеспечение санаторно-курортным лечением в порядке очередности не противоречит закону.
Кроме того, срок для предоставления путевки со дня обращения гражданина на законодательном уровне не установлен.
Согласно пояснениям представителя ответчика, по состоянию на 19 сентября 2014 года истцы состояли на учете для получения санаторно-курортного лечения. Предоставленные справки от 11 июня 2014 года не содержали каких-либо изменений в медицинских рекомендациях по санаторно-курортному лечению, поэтому обращение фио и фио от 18 декабря 2013 года сохранило за ними право на санаторно-курортное лечение по ранее предоставленным рекомендациям, и по нему они были обеспечены путевками в 2015 году. После прибытия из санатория истцы вновь обратились с заявлением для постановки на учет на предоставление санаторно-курортного лечения, 30 ноября 2015 года поставлены на соответствующий учет.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что исследовав и оценив все представленные доказательства в их совокупности, на основании норм права, подлежащих применению в данном случае, учитывая, что право истцов на получение путевок не нарушено, в связи с чем, отсутствуют основания к удовлетворению заявленных требований.
Доказательства обратного суду не было предоставлено.
Разрешая спор по существу, суд, на основании исследования и оценки всей совокупности представленных сторонами доказательств, пришел к объективному выводу о том, что ответчиком не нарушены права истцов.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам требованиям законодательства, регулирующего возникшие между сторонами отношения.
Судебная коллегия не усматривает оснований для иных выводов. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 30.05.2017 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу фио и фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.