Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Кашиева М.Б,
судей Джульчигиновой В.К. и Шовгуровой Т.А.
при секретаре Клиповой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелентьева Сергея Викторовича к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда по апелляционной жалобе министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия Сапронова Б.Н. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Шовгуровой Т.А. об обстоятельствах дела, объяснения истца Мелентьева С.В. и его представителя Эрдниевой А.Д, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Мелентьев С.В. обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия (далее - Министерство) о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда, указывая на то, что распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 21 июля 2016 года N 270-р создано бюджетное учреждение Республики Калмыкия "Калмгидрострой" (далее БУ РК "Калмгидрострой"), целями деятельности которого являются осуществление мероприятий в сфере предотвращения негативного воздействия вод, охраны и использования водных объектов в пределах предоставленных законодательством полномочий, лесохозяйственных работ на землях лесного фонда. Полномочия учредителя бюджетного учреждения возложены на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия. Распоряжением главы Республики Калмыкия от 1 сентября 2016 года он назначен директором БУ РК "Калмгидрострой". В тот же день министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия с ним заключен срочный трудовой договор N 307, которым установлен должностной оклад в размере 14500 рублей. 1 сентября 2017 года трудовой договор расторгнут в связи с истечением его срока. В период действия срочного трудового договора им как руководителем БУ РК "Калмгидрострой" проведена работа по регистрации учреждения, подготовке материалов по капитальному ремонту гидротехнических сооружений и развитию водной системы на территории республики. Однако заработная плата ему не выплачена, расчет задолженности по ней не представлен. Полагает, что поскольку учреждение не было профинансировано государством путем предоставления субсидий на выполнение государственного задания и фонд заработной платы БУ РК "Калмгидрострой" не утвержден, выплата образовавшейся задолженности может быть осуществлена в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств учредителя - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия. Просил взыскать с ответчика в его пользу задолженность по заработной плате за период с 1 сентября 2016 года по 1 сентября 2017 года в размере 281374 рублей 21 копейки, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
В судебном заседании Мелентьев С.В, уточнив исковые требования, просил взыскать с Министерства в его пользу задолженность по заработной плате за период с 1 сентября 2016 года по 31 августа 2017 года и компенсацию за неиспользованный отпуск на общую сумму 280200 рублей 40 копеек, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Представитель истца Эрдниева А.Д. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Нусхинов Б.В, возражая против удовлетворения иска, пояснил, что в Министерство не поступала информация о произведенных истцом работах. При этом заявил о пропуске истцом трехмесячного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 октября 2017 года исковые требования удовлетворены частично. В пользу Мелентьева С.В. с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия взыскана задолженность по заработной плате за период с 1 сентября 2016 года по 31 августа 2017 года в размере 174000 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 13856 рублей 64 копеек, компенсация морального вреда в размере 10000 рублей.
В апелляционной жалобе министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия Сапронов Б.Н. просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления. В жалобе указывает, что истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, о применении которого было заявлено ответчиком в суде. В период действия трудового договора Мелентьев С.В. как руководитель учреждения какую-либо трудовую деятельность не осуществлял, табель учета рабочего времени в Министерство не представлял, в связи с чем оснований для начисления ему заработной платы не имелось.
В силу частей 1 и 2 статьи 327 1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327 1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 21 июля 2016 года N 270-р создано БУ РК "Калмгидрострой", учредителем которого является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия. Распоряжением главы Республики Калмыкия от 1 сентября 2016 года Мелентьев С.В. назначен директором БУ РК "Калмгидрострой". Во исполнение указанного распоряжения 1 сентября 2016 года Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия с Мелентьевым С.В. заключен срочный трудовой договор N 307 сроком на один год - с 1 сентября 2016 года по 1 сентября 2017 года, должностной оклад установлен в размере 14500 рублей. Соглашением от 1 сентября 2017 года, заключенным между истцом и ответчиком, вышеуказанный трудовой договор расторгнут в связи с истечением его срока.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период действия трудового договора Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия не приняло мер к формированию государственного задания для бюджетного учреждения, тем самым не обеспечило поступление субсидий из соответствующего бюджета, необходимых для утверждения фонда оплаты труда, и не начислило работнику обусловленную трудовым договором заработную плату, с учетом чего имеются основания для взыскания в пользу работника неначисленной и невыплаченной зарплаты.
С таким выводом следует согласиться.
В силу статьи 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 22 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым договором, выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (часть 2 статьи 209 Трудового кодекса РФ).
По смыслу приведенных норм работник имеет право на предоставление обусловленной трудовым договором работы, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда для исполнения трудовой функции.
Как определено в ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. При этом свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями.
В силу пунктов 3, 6, 7 вышеприведенной нормы государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации.
Таким образом, особенность правового положения бюджетного учреждения состоит в том, что указанное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, и его финансовое обеспечение полностью зависит от формирования учредителем государственного задания, на выполнение которого выделяются бюджетные субсидии, в зависимости от чего утверждается фонд заработной платы учреждения. Формирование государственного задания относится к исключительным полномочиям учредителя, в данном случае - Министерства, заключившего трудовой договор с истцом.
Между тем в суде первой инстанции нашел подтверждение тот факт, что финансирование бюджетного учреждения "Калмгидрострой", созданного в июле 2016 года, его учредителем в лице Министерства не осуществлялось, фонд оплаты труда не утверждался, государственное задание не формировалось и к исполнению учреждения не доводилось, имущество и земельный участок учреждению для ведения уставной деятельности не передавалось.
Таким образом, неосуществление Мелентьевым С.В. в полном объеме возложенных на него трудовым договором обязанностей имело место вследствие бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер по созданию оптимальных условий для их надлежащего выполнения, и указанное обстоятельство не освобождает его как учредителя от обязанности по своевременному начислению работнику причитающейся ему заработной платы, предусмотренной трудовым договором.
При таких данных следует согласиться с выводом суда о необходимости взыскания в пользу истца задолженности по заработной плате за период действия трудового договора в размере 174000 рублей и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 13856 рублей 64 копеек.
Является несостоятельным довод апелляционной жалобы о пропуске истцом срока обращения в суд, поскольку в соответствии с абзацем 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года N 272-ФЗ) за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Как подтверждено материалами дела, годичный срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате причитающейся ему заработной платы истцом не пропущен.
Также нельзя согласиться с доводом жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку бездействие ответчика, выразившееся в неначислении заработной платы, нарушило имущественные права истца, что в силу статей 21, 237 Трудового кодекса РФ является основанием для взыскания компенсации морального вреда.
При решении вопроса о размере компенсации морального вреда судом первой инстанции были правильно установлены фактические обстоятельства, влияющие на этот размер, то есть длительность неисполнения работодателем обязательства по выплате заработной платы и степень его вины, а также учтены требования разумности и справедливости. С данной оценкой размера причиненного морального вреда судебная коллегия согласна.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий М.Б. Кашиев
Судьи В.К. Джульчигинова
Т.А. Шовгурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.