Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Салчак А.А,
судей Железняковой С.А, Кунгаа Т.В,
при секретаре Чимит Е.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределённого круга лиц к администрации Каа-Хемского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия в части непринятия мер, направленных на организацию сбора и транспортировки отходов производства и потребления из несанкционированных свалок, по апелляционной жалобе председателя администрации Каа-Хемского района Республики Тыва Чалан-оола А.А. на решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Железняковой С.А, пояснения представителя административного ответчика Ондара Ч.А, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения прокурора Дажымба Б.Б,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Каа-Хемского района Республики Тыва обратился суд с административным исковым заявлением к администрации Каа-Хемского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия в части непринятия мер, направленных на организацию сбора и транспортировки отходов производства и потребления из несанкционированных свалок, указывая на то, что по результатам прокурорской проверки 16 августа 2017 было установлено, что на территории Каа-Хемского района образовались несанкционированные места размещения бытовых отходов: на обочине автодороги сообщением Сарыг-Сеп-Дерзиг-Аксы с северо-восточной стороны примерно в 100 метрах от указательного знака населённый пункт Дерзиг-Аксы; на обочине автодороги сообщением Кызыл-Тоора-Хем на расстоянии 500 метров в северную сторону от кафе-магазина "Настёна", расположенного возле с. Бояровка Каа-Хемского района; на расстоянии около 400 метров в северо-западную сторону от кафе-магазина "Настёна", расположенного возле с. Бояровка Каа-Хемского района; на расстоянии примерно 70 метров в северную сторону от съезда с автодороги сообщением Кызыл-Сарыг-Сеп в сторону с. Суг-Бажы Каа-Хемского района. Помощником прокурора района в присутствии начальника отдела по жизнеобеспечению администрации Каа-Хемского района СББ составлен акт проверки. В результате непринятия мер по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления нарушаются конституционные права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решением Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 октября 2017 года административный иск прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва удовлетворён.
В апелляционной жалобе председатель администрации Каа-Хемского района Республики Тыва (далее - администрация) просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, указывая, что в порядке подпункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения сумона относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов. Аналогичные нормы содержатся в пункте 19 статьи 4 Уставов сельских поселений сумонов Дерзиг-Аксы, Бояровка и Суг-Бажи и в пункте 38 статьи 8 Устава Каа-Хемского кожууна Республики Тыва. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов относится в равной мере к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений сумонов Каа-Хемского района и органам местного самоуправления Каа-Хемского района Республики Тыва. В материалы дела со стороны административного истца в качестве доказательств были предоставлены фотографии мест, где образовалась стихийная свалка мусора, однако указанные фотографии не имеют чёткой привязки к какому-либо объекту, доказывающему то, что эта свалка находится именно на этом месте.
В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва указывает, что доводы административного ответчика о том, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений, необоснованны. Проверка проводилась в присутствии начальника отдела по жизнеобеспечению администрации Каа-Хемского района СББ, в ходе проверки составлен акт от 17 августа 2017 года, где указано местоположение несанкционированных свалок. Оснований, влекущих изменение либо отмену решения суда, в том числе и по доводам жалобы не имеется.
В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации Каа-Хемского района Республики Тыва Ондар Ч.А. поддержал апелляционную жалобу.
Прокурор Дажымба Б.Б. в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Представители заинтересованных лиц - администраций сельских поселений сумонов Дерзиг-Аксы, Суг-Бажынский, Бояровкий Каа-Хемского района Республики Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.
Статьёй 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В пункте 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") указано, что к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления") территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из части 2 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 17 августа 2017 года помощником прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва И по результатам проведённой проверки по исполнению законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления, составлен акт, в котором указано, что в ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва" существуют несанкционированные места размещения отходов производства и потребления:
на обочине автодороги сообщением Сарыг-Сеп-Дерзиг-Аксы с северо-восточной стороны примерно в 100 метрах от указательного знака населённый пункт Дерзиг-Аксы;
на обочине автодороги сообщением Кызыл-Тоора-Хем на расстоянии 500 метров в северную сторону от кафе-магазина "Настёна", расположенного возле с. Бояровка Каа-Хемского района;
на расстоянии около 400 метров в северо-западную сторону от кафе- магазина "Настёна", расположенного возле с. Бояровка Каа-Хемского района;
на расстоянии примерно 70 метров в северную сторону от съезда с автодороги сообщением Кызыл-Сарыг-Сеп в сторону с. Суг-Бажы Каа-Хемского района.
Акт составлен в присутствии начальника отдела по жизнеобеспечению администрации Каа-Хемского района Республики Тыва СББ, в ходе проверки сделаны фотографии, которые приобщены к материалам административного дела.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва, пришёл к выводу, что административным ответчиком не принимаются меры к исполнению законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления, не проводится деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования, хотя организация указанной деятельности относится к его полномочиям, материалами дела доказан факт образования несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов на территории Каа-Хемского района Республики Тыва.
С указанным выводом суда судебная коллегия согласна по следующим основаниям.
Как указано в пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,10,12,14,17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 21,28,30,33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Указанные в акте проверки от 17 августа 2017 года несанкционированные свалки находятся на территории сельских поселений - сумонов Дерзиг-Аксы, Суг-Бажынский, Бояровский Каа-Хемского района Республики Тыва.
Как установлено судебной коллегией, земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, не относятся к землям лесного фонда.
Исходя из вышеуказанных норм права, органы местного самоуправления сельских поселений - сумонов Дерзиг-Аксы, Суг-Бажынский, Бояровский Каа-Хемского района Республики Тыва должны участвовать в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территориях своих сельских поселений, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами сельских поселений.
Между тем, частью 3 статьи 5 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 1101 ВХ-1 "Об отходах производства и потребления в Республике Тыва" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Тыва в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, в том числе осуществление полномочий в области обращения с отходами, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, на территориях сельских поселений муниципального района, а также на межселенной территории.
Таким образом, поскольку законом Республики Тыва организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территориях сельских поселений муниципального района возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов Республики Тыва, то, следовательно, суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации Каа-Хемского района Республики Тыва в части непринятия мер, направленных на организацию сбора и транспортировки отходов производства и потребления, и возложил на неё обязанность организовать сбор и транспортировку твёрдых коммунальных отходов и мусора с мест несанкционированных свалок, указанных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия отмечает, что из смысла решения не следует, что возложенные на администрацию Каа-Хемского района Республики Тыва меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов должны быть предприняты данным органом единолично, поскольку предполагается принятие им комплекса мер в пределах предоставленных законом полномочий по организации такого процесса.
Указание в пункте 19 статьи 4 Уставов сельских поселений сумонов Дерзиг-Аксы, Суг-Бажынский, Бояровский Каа-Хемского района Республики Тыва о том, что к вопросам местного значения сельских поселений отнесён вопрос об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не свидетельствует о том, что ликвидация несанкционированных свалок относится к полномочиям органов местного самоуправления указанных сельских поселений, поскольку в данном случае вступает правило о юридической коллизии правовых норм, которое гласит: "Если муниципальный нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему более высокую юридическую силу, то он не применяется". Данный пункт уставов сельских поселений противоречит Закону Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 1101 ВХ-1 "Об отходах производства и потребления в Республике Тыва", в котором вопрос по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов отнесён к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Тыва.
Довод апелляционной жалобы о том, что фотографии не имеют чёткой привязки к какому-либо объекту, доказывающему то, что эта свалка находится именно на этом месте, не имеет никакого правового значения, так как факт наличия несанкционированных свалок на территории именно Каа-Хемского района Республики Тыва зафиксирован в акте, составленном 17 августа 2017 года в присутствии представителя администрации Каа-Хемского района Республики Тыва, при составлении акта возражений относительно выявленных нарушений от представителя администрации не поступало.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые влияли на законность и обоснованность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 января 2018 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.