Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Тертишниковой Л.А,
судей Александровой Л.А, Ромашовой Т.А,
при секретаре Рогожиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Ложниковой О. А. на решение Егорьевского районного суда Алтайского края от 28 сентября 2017 года по делу по иску Ложниковой О. А. к Краевому государственному казенному учреждению здравоохранения "Лебяженская туберкулезная больница" о возложении обязанности начисления заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда без включения в нее районного коэффициента и надбавки за стаж, установлении районного коэффициента в размере 1,25, перерасчете заработной платы и взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи А. Л.А, судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГ Ложникова О.А. принята санитаркой в КГКУЗ "Лебяженская туберкулезная больница".
Полагая, что заработная плата начисляется и выплачивается ей с нарушением действующего трудового законодательства, а именно, районный коэффициент в размере 20% (вместо положенных 25%), надбавка за стаж работы в размере 30% начисляются работодателем не на минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации (далее - МРОТ), а на оклад по ее должности, Ложникова О.А. обратилась в суд с иском к КГКУЗ "Лебяженская туберкулезная больница" о возложении обязанности начисления заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда без включения в нее районного коэффициента и надбавки за стаж, установлении районного коэффициента в размере 1,25, перерасчете заработной платы и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указала, что заработная плата работников организаций, расположенных в регионах с неблагоприятными климатическими условиями, должна быть определена в размере, не менее минимального размера оплаты труда, с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в указанных районах или местностях. При начислении ей заработной платы в июне, июле, августе 2015 года районный коэффициент и надбавка за стаж применялись до доведения заработной платы до величины МРОТ, а не после этого. Неправомерными действиями работодателя, выразившимися в ежемесячном недоначислении заработной платы, ей причинен моральный вред.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истец просила возложить на ответчика обязанность установить ей с ДД.ММ.ГГ заработную плату не ниже установленного МРОТ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда без включения в нее районного коэффициента и надбавки за стаж, установить ей с 01.06.2015 районный коэффициент в размере 1,25, произвести перерасчет заработной платы с 01.06.2015 путем начисления заработной платы не менее МРОТ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнении норм труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25 и надбавки за стаж в размере 1,30, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решением Егорьевского районного суда Алтайского края от 23.10.2015 исковые требования Ложниковой О.А. к КГКУЗ "Лебяженская туберкулезная больница" удовлетворены частично. Решение суда вступило в законную силу.
Определением Егорьевского районного суда Алтайского края от 20.12.2016 решение Егорьевского районного суда Алтайского края от 23.10.2015 отменено по новым обстоятельствам.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22.02.2017 определение Егорьевского районного суда Алтайского края от 20.12.2016 оставлено без изменения.
Решением Егорьевского районного суда Алтайского края от 28.09.2017 в удовлетворении исковых требований Ложниковой О.А. к КГКУЗ "Лебяженская туберкулезная больница" отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Ложникова О.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что до настоящего времени Президиумом Верховного Суда Российской Федерации не рассмотрено гражданское дело *** по представлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которое послужило основанием для приостановления рассмотрения настоящего дела, в связи с чем у суда не было оснований для возобновления производства по делу. Угловским районным судом до настоящего времени приостановлены производства по аналогичным делам.
На заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежаще, в связи с чем, на основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК), судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в части в связи с его несоответствием нормам материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), по следующим основаниям.
Размер минимального размера оплаты труда (МРОТ) в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "О минимальном размере оплаты труда" с 01.01.2015 по 31.12.2015 составлял 5 965 руб. С учетом районного коэффициента 25% (5 965 х 25% = 1 491,25 руб.) размер зарплаты, исчисленной с учетом МРОТ, должен составлять не менее 7 456,25 руб.
Согласно расчетным листкам заработная плата истцу начислялась исходя из оклада в размере 2181 руб, к должностному окладу работодатель выплачивал истцу доплату за особый характер работы, компенсационный выплаты, надбавку за стаж в размере 30% и районный коэффициент в размере 25%, с 01.05.2015, который начисляется на оклад, надбавку за стаж и доплату за особенности характера труда, а также производится доплата до минимального размера оплаты труда. Размер заработной платы истца с учетом всех указанных надбавок, в том числе и районного коэффициента, в июне 2015 года составил - 5 997,75 руб, в июле 2015 года - 5 919,44 руб, в августе 2015 года - 9 024,90 руб.
Таким образом, все доплаты и надбавки, а также районный коэффициент, включались работодателем в заработную плату, общий размер которой доведен до МРОТ путем начисления персонифицированной доплаты.
Отказывая в иске в части требований об установлении истцу заработной платы с 01.06.2015 в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента как за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением районного коэффициента в размере 1,25, взыскании компенсации морального вреда, суд с учетом положений ст.ст. 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что размер заработной платы работника с учетом всех надбавок должен быть не менее минимального размера оплаты труда, куда включается и районный коэффициент.
Оставляя без удовлетворения требования о начислении истцу заработной платы с применением районного коэффициента 1,25, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года N 1631, районный суд исходил из того, что соответствующее право истца не нарушено, так как по соглашению от 01.05.2015, то есть до обращения с иском, размер районного коэффициента доведен до 1,25. Надбавка за стаж начисляется истцу в процентах от оклада в соответствии с Положением об оплате труда, принятым ответчиком; эта надбавка является частью заработной платы, поэтому суд исходил из отсутствия оснований для начисления ее на заработную плату, размер которой должен быть не ниже МРОТ.
Судебная коллегия с решением суда не соглашается в части, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работника представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере (ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Данные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом районный коэффициент должен начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, поскольку в противном случае заработная плата в местностях с особыми климатическими условиями не будет отличаться от оплаты труда в регионах с благоприятным климатом. Данное обстоятельство являлось бы нарушением конституционного принципа равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства обеспечить справедливую основанную на объективных критериях заработную плату и не допускать применением одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Такая позиция в настоящее время выражена в постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш" (п. 4.2), где указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 данного Кодекса, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24 утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, размер которого для Алтайского края был установлен - 1,15.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", а также постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24, распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 N 4-р принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01.01.1998 районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для Егорьевского района Алтайского края, в связи с тяжелыми климатическими условиями. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Системное толкование положений ст. ст. 129, 133, 146, 148, 315 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что в случае, когда работник отработал норму рабочего времени и выполнил в течение месяца норму труда, ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с этим соблюдение требований ст. ст. 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
По запросу суда апелляционной инстанции ответчиком представлена информация о том, что за весь период работы истца с 23.10.2015 ей производилось и производятся начисление районного коэффициента в размере 25% на минимальный размер оплаты труда в Российской.
Однако фактическая выплата истцу заработной платы в размере не ниже МРОТ с последующим начислением районного коэффициента в размере 1,25 не может быть основанием для отказа в исковых требованиях, направленных на защиту прав истца в будущем, поскольку такие действия работодателем производились во исполнение решения Егорьевского районного суда от 23.10.2015, которое было отменено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба является обоснованной, а оспариваемое решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований о понуждении работодателя к установлению заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) с последующим начислением районного коэффициента, а также компенсации морального вреда в размере 500 руб.
При определении размера компенсации морального вреда коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что право на труд является одним из конституционных прав человека и гражданина; учитывает характер и длительность нарушения трудовых прав истца, требования разумности и справедливости, а также все обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, степень вины ответчика.
В то же время, принимая во внимание, что коэффициент в размере 1,25 был установлен истцу до обращения с иском, следовательно, нарушенное право, подлежащее защите, при предъявлении соответствующего требования отсутствовало, суд правильно пришел к выводу об отказе в иске об установлении в судебном порядке коэффициента в указанном размере.
Также судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части начисления к заработной плате, определенной в размере не ниже МРОТ, надбавки за стаж.
Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С учетом того, что понятие заработной платы, предусмотренное в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, предполагает включение в нее стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат), которые в силу статьи 135 этого Кодекса устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, то требование истца, направленное на определение размера надбавки за стаж от заработной платы, которая не может быть ниже МРОТ, в противоречии с п.п. 5.4, 5.6 Положения об оплате труда КГКУЗ "Лебяженская туберкулезная больница (л.д. 38-44), устанавливающими размер этой надбавки по ставке 30% от оклада, не основано на законе.
При этом судебная коллегия учитывает, что в отличие от оплаты труда в особых климатических условиях, в отношении надбавки за стаж в Трудовом кодексе отсутствует специальное правовое регулирование.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета муниципального образования подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Егорьевского районного суда Алтайского края от 28 сентября 2017 года отменить в части отказа в иске Ложниковой О. А. о понуждении работодателя к установлению заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) с последующим начислением районного коэффициента, а также взыскания компенсации морального вреда, удовлетворить апелляционную жалобу Ложниковой О. А. частично.
Принять в указанной части новое решение.
Исковые требования Ложниковой О. А. удовлетворить частично.
Обязать краевое государственное казенное учреждение здравоохранения "Лебяженская туберкулезная больница" начислять заработную плату Ложниковой О. А. в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента, как за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением районного коэффициента в размере 1,25.
Взыскать с краевого государственного казенного учреждения здравоохранения "Лебяженская туберкулезная больница" в пользу Ложниковой О. А. компенсацию морального вреда в размере 500 руб.
Взыскать с краевого государственного казенного учреждения здравоохранения "Лебяженская туберкулезная больница" в доход муниципального образования государственную пошлину в размере 300 рублей.
В остальной части решение Егорьевского районного суда Алтайского края от 28 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.