Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Стаховой Т.М, Головкиной Л.А.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 ноября 2017 года апелляционную жалобу Кузьмичевой С. А. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2017 года по административному делу N2а-4355/2017 по административному иску Кузьмичевой С. А. к отделу записи актов гражданского состояния Выборгского района Комитета по делам записи актов гражданского состояния Санкт-Петербурга об оспаривании отказа, обязании принять заявление.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
Выслушав объяснения административного истца - Кузьмичевой С.А, представителя административного истца Кузьмичевой С.А. - Р.И.Э, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузьмичева С.А. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к отделу записи актов гражданского состояния Выборгского района Комитета по делам записи актов гражданского состояния Санкт-Петербурга (далее - отдел ЗАГС), в котором просила признать незаконным отказ административного ответчика в принятии заявления о вступлении в брак, выраженный в письме от "дата" N...
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просила возложить обязанность на отдел ЗАГС Выборгского района Санкт-Петербурга принять у Кузьмичевой С.А. совместное с Ш.П.Ю. заявление о вступлении в брак.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик - отдел ЗАГС Выборгского района Санкт-Петербурга своего представителя не направил, заинтересованное лицо Ш.П.Ю. не явился извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки в судебное заседание не известили, Ш.П.Ю. направил в судебную коллегия отзыв на апелляционную жалобы, в которой подробно изложил свою позицию, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения административного истца и его представителя, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, "дата" Кузьмичева С.А. и Ш.П.Ю. обратились в отдел ЗАГС Выборгского района Комитета по делам записи актов гражданского состояния Санкт-Петербурга с совместным заявлением о заключении брака.
Согласно ответу начальника отдела ЗАГС Выборгского района Санкт-Петербурга N... от "дата" заявителям разъяснен порядок подачи заявлений на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Кроме того указано, что представленная Кузьмичевой С.А. ксерокопия заключения об установлении личности лица без гражданства или иностранного гражданина N... в перечень документов, удостоверяющих личность, для государственной регистрации актов гражданского состояния не входит. В связи с чем, Кузьмичевой С.А. было отказано в принятии заявления о заключении брака.
Полагая приведенный отказ от "дата" N... незаконным, Кузьмичева С.А, обосновывая заявленные требования, ссылалась на то, что является лицом без гражданства и не имеет иного документа, удостоверяющего личность, кроме ксерокопии заключения об установлении личности лица без гражданства или иностранного гражданина N...
Также, при рассмотрении спора в суде, административный истец указала, что была документирована паспортом гражданина Советского Союза, который в дальнейшем был утерян. Наличие заболевания, препятствующего получению гражданства Российской Федерации, лишает ее возможности обратиться в миграционные органы для получения паспорта гражданина Российской Федерации, связи с чем у нее отсутствует возможность предъявить для регистрации брака требуемый административным ответчиком документ, удостоверяющий ее личность.
Таким образом, истец полагает, что оспариваемый отказ отдела ЗАГС нарушает ее право на создание семьи, а также право, установленное Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года на вступление в брак.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что поскольку ксерокопия заключения об установлении личности лица без гражданства и иностранного гражданина не является документом, удостоверяющим личность, при обращении в отдел ЗАГС, при этом вопрос о признании названного заключения документом, удостоверяющим личность гражданина, для возможного использования его при совершении юридически значимых действий, в компетенцию органов ЗАГС не входит, то оснований для признания оспариваемого отказа незаконным не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку такой вывод не основан на представленных при разрешении спора доказательствах, что привело к не правильному применению к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.
В силу части 2 статьи 11 Семейного кодекса Российской Федерации государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
Названный порядок установлен главой 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.
Исходя из положений части 1 статьи 26 указанного Федерального закона, лица, вступающие в брак, подают в орган записи актов гражданского состояния совместное заявление о заключении брака в письменной форме.
Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить, в том числе документы, удостоверяющие личности, вступающих в брак.
Аналогичные требования к предъявлению документа удостоверяющего личность содержит и пункт 24 Приказа Минюста России от 29 ноября 2011 года N 412 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации" (далее - Административный регламент N412).
Императивный характер пункта 17 Административного регламента предполагает предъявление документа, удостоверяющего личность, при государственной регистрации всех видов актов гражданского состояния.
В силе пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Однако в силу положений пункта 18 Административного регламента, паспорт гражданина Российской Федерации не является единственным документом удостоверяющим личность заявителя.
Так, документами, которые подлежат принятию как удостоверяющие личность заявителя, являются:
- паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
- паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации (для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);- иные документы, признаваемые в соответствии с федеральным законодательством документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации;
- паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законодательством или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
- документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
- разрешение на временное проживание в виде документа установленной формы, выдаваемого лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;
- вид на жительство (в отношении лица без гражданства);
- иные документы, предусмотренные федеральным законодательством или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что, несмотря на то, что приведенное положение содержит указание на то, какие именно документы могут, безусловно, считаться документами, удостоверяющими личность, обратившихся в органы регистрации актовых записей, данный перечень не является исчерпывающим
Исходя из положений статьи 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:
1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
2) разрешение на временное проживание;
3) вид на жительство;
4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
В силу части 1 статьи 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.
Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.
Исходя из положений части 12 приведенной статьи, если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина вручается данному иностранному гражданину по его просьбе.
Таким образом, законодателем определена такая возможность удостоверения личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, лица без гражданства как получение соответствующего заключения органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа.
При этом судебная коллегия учитывает, что исходя из прямого указания приведенных правовых норм, у иностранного гражданина отсутствует возможность для получения оригинала заключения об установлении личности.
При этом судебная коллегия учитывает, что в контексте Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" только свидетельство о рождении не может рассматриваться в качестве документа, удостоверяющего личность заявителя, поскольку за государственной регистрацией акта гражданского состояния лица, не достигшие 14-летнего возраста, самостоятельно обращаться не могут.
Также судебная коллегия учитывает, что, в свою очередь, перечень исчерпывающих обстоятельств, препятствующих заключению брака содержит статья 14 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которой не допускается заключение брака между:
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
усыновителями и усыновленными;
лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Из материалов дела не следует, что приведенные обстоятельства являясь основанием для принятия административным ответчиком оспариваемого отказа.
В силу части 4 статьи 156 Семейного кодекса Российской Федерации условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.
Изложенное позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что, в рассматриваемом случае, у административного ответчика имелись основания для принятия заявления Кузьмичевой С.А. поданного совместно с Ш.П.Ю. о регистрации брака, поданного на основании копии заключения об установлении личности лица без гражданства или иностранного гражданина N...
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение об отказе в признании незаконным отказ в принятии заявления о вступлении в брак, возложении обязанности по принятию документов, не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2017 года отменить.
Признать незаконным отказ отдела записи актов гражданского состояния Выборгского района Комитета по делам записи актов гражданского состояния Санкт-Петербурга от "дата" N...
Обязать отдел записи актов гражданского состояния Выборгского района Комитета по делам записи актов гражданского состояния Санкт-Петербурга принять от Кузьмичевой С. А. и Ш.П.Ю. заявление о регистрации брака.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.