Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Головкиной Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2518/2017 по административному исковому заявлению ОАО "9 таксомоторный парк" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 06 мая 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной в размере 181 482 714 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является арендатором земельного участка. Арендная плата по условиям договора аренды исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка, арендованного истцом, с кадастровым номером 77:07:0004004:28, утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП в размере 354 950 932,84 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует рыночной стоимости, истец обратился в ООО "ЭнПиВи Консалтинг" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету об оценке N 0260/16-1 от 08.12.2016г. по состоянию на 06.05.2015г. рыночная стоимость земельного участка составила 181 482 714 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истца С.-Г. С.В. исковые требования уточнила, просил установить кадастровую стоимость объектов по результатам судебной экспертизы. Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы С. Л.О. против удовлетворения иска возражала по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** на основании договора аренды земельного участка от 25.07.1997г.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы N 273-ПП от 25.04.2006г. арендная плата за участок установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка административного истца установлена актом по состоянию на 06.05.2015г. в размере 354 950 932,84 руб. Кроме того, факт установления кадастровой стоимости на указанную дату подтвержден выпиской о кадастровой стоимости.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости, однако его заявление не было принято.
Решением Московского городского суда от 29.03.2017г. признано незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости от 23.12.2016г. об отказе в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости, на Комиссию возложена обязанность принять и рассмотреть заявление.
Решением Комиссии от 04.07.2017г. заявление Общества о пересмотре кадастровой стоимости было рассмотрено и отклонено в связи с несоответствием отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Поскольку административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 19 декабря 2016г, т.е. в период действия кадастровой стоимости, утвержденной для общества по состоянию на 06.05.2015г, его заявление подлежит рассмотрению судом, что следует из п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Оспаривая установленную в отношении объекта недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в Комиссию и впоследствии в суд отчет об оценке, составленный ООО "ЭнПиВи Консалтинг", согласно которому по состоянию на 06.05.2015г. рыночная стоимость земельного участка составляет 181 482 714 руб.
Представитель административных ответчиков, в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 31 октября 2017 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам Общества с ограниченной ответственностью "Бюро оценки бизнеса".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке, представленный административным истцом, составлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельного участка по результатам судебной экспертизы определена в размере 209 850 000 рублей.
Рыночная стоимость определена по состоянию на 06 мая 2015г, так как на указанную дату была определена кадастровая стоимость объекта согласно выписке о кадастровой стоимости.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец согласился с заключением эксперта.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что заключение судебной экспертизы не может достоверно подтвердить рыночную стоимость объектов оценки, не основаны на доказательствах, письменных возражений относительно неправильности приведенных расчетов в экспертизе либо неверном применении методов или методик экспертизы административными ответчиками не представлено.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административный истец уточнил исковые требования, предлагая определить кадастровую стоимость по результатам судебной экспертизы, и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость объекта должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 19 декабря 2016 года (л.д.13).
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Поскольку Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." утверждена кадастровая стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г, названное постановление применяется с 1 января 2017 г, установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 06 мая 2015 года действует для целей, предусмотренных законодательством, на период с 1 января 2016 г. и до 31 декабря 2016 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Государственная пошлина при подаче заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости уплачивается в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ в отношении каждого объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается. Размер госпошлины составляет 2 000 руб. в отношении каждого объекта недвижимости.
Судом установлено, что административный истец заплатил госпошлину в размере 4 500 руб. по платежному поручению N 407 от 18.09.2017г, в связи с чем излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату административному истцу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** площадью 25 082 кв. м, расположенного по адресу: *** равной его рыночной стоимости в размере 209 850 000 руб. по состоянию на 06 мая 2015 года на период с 01 января 2016 г. и по 31 декабря 2016г...
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 декабря 2016 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше земельного участка.
Возвратить ОАО "9 таксомоторный парк" излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 500 (две тысячи пятьсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.