Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Головкиной Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2582/2017 по административному исковому заявлению Евстафьевой И.Ю. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просила установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной стоимости в размере 157 436 000 руб.; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: ***равной рыночной стоимости в размере 49 017 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником нежилого здания и арендатором земельного участка. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащего ему здания, налоговая база по которому исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. Арендная плата по условиям договора аренды также исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка, арендованного истцом, с кадастровым номером ***, утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП в размере 108 798 814 руб.
Кадастровая стоимость нежилого здания, принадлежащего истцу, с кадастровым номером ***, утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП в размере 333 081 089,99 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, истец обратился в ООО "Архонт Консалтинг" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости нежилого здания и земельного участка. Согласно отчету об оценке N АРХ-60/17/М рыночная стоимость земельного участка составляет 49 017 000 руб, рыночная стоимость нежилого здания составляет 157 436 000 руб.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратилась с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истца Лунев А.Ю. исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов по результатам судебной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы Агатов А.А. против удовлетворения исковых требований возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Нежилому зданию присвоен кадастровый номер ***.
На основании договора аренды от 29.10.2013г. с учетом последующих дополнительных соглашений, истец является арендатором земельного участка по адресу: ***. Земельному участку присвоен кадастровый номер ***.
По итогам государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016г. N 790-ПП кадастровая стоимость в отношении нежилого здания, принадлежащего истцу, утверждена в размере 333 081 089,99 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП в размере 108 798 814 руб.
Административный истец в силу требований статьи 373 Налогового кодекса РФ является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного нежилого здания обязан уплачивать налоговые платежи исходя из его кадастровой стоимости. Арендная плата за земельный участок также определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, составленный ООО "Архонт Консалтинг" N АРХ-60/17/М, согласно которому по состоянию на 01.01.2016г. рыночная стоимость земельного участка составляет 49 016 000 руб, рыночная стоимость нежилого здания составляет 157 436 000 руб. (л.д.8).
Представитель административных ответчиков, в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 15 ноября 2017 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам Общества с ограниченной ответственностью "ФандОценка".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке, представленный административным истцом, имеет недочеты. Рыночная стоимость нежилого здания по результатам судебной экспертизы определена в размере 173 979 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка определена в размере 59 125 000 рублей.
Представитель административного истца исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость объектов по результатам судебной экспертизы.
В заключении эксперта рыночная стоимость определена по состоянию на 01 января 2016г, так как на указанную дату была определена кадастровая стоимость объектов согласно выпискам о кадастровой стоимости.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец согласился с заключением эксперта.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Стороны замечаний, дополнений к заключению эксперта не представили, о проведении дополнительной, повторной экспертиз не просили.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административный истец уточнил исковые требования, предлагая определить кадастровую стоимость по результатам судебной экспертизы, и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилого здания и земельного участка должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 19 октября 2017г, поскольку обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости для физических лиц не является обязательным.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Поскольку кадастровая стоимость объектов определена на 01 января 2016г. (на эту дату ранее была установлена кадастровая стоимость), сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости данных объектов, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** площадью 968 кв. м, расположенного по адресу: *** равной его рыночной стоимости в размере 59 125 000 руб. по состоянию на 01 января 2016 года на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. *** равной его рыночной стоимости в размере 173 979 000 руб. по состоянию на 01 января 2016 года на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 октября 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше земельного участка и нежилого здания.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.