Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Головкиной Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2755/2017 по административному исковому заявлению ЗАО "ЦЭМ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, взыскании расходов по уплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** по адресу: Москва, *** равной рыночной стоимости в размере 96 047 000,00 руб.; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: г. Москва, *** равной рыночной стоимости в размере 29 926 000,00 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником нежилого здания и земельного участка. На основании ст. 373, 388 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком земельного налога и налога на имущество в отношении принадлежащего ему здания и земельного участка, и налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП в размере 95 084 533,93 руб.
Кадастровая стоимость нежилого здания, принадлежащего истцу, с кадастровым номером ***, утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП в размере 136 862 258,80 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, истец обратился в ООО "Центр по оценке, консалтингу и управлению активами "ВАШ ЭКСПЕРТ"" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости нежилого здания и земельного участка. Согласно отчету об оценке N 2017-0005 от 25.04.2017г. рыночная стоимость земельного участка составляет 29 926 000,00 руб, рыночная стоимость нежилого здания составляет 96 047 000,00 руб.
На отчет об оценке N 1018/2017 было получено положительное экспертное заключение, выполненное общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков"
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 10.10.2017г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истца исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов с учетом результатов судебной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание по адресу: г. Москва, ул. Монтажная, дом 7, стр. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.06.2009 (л.д.7). Нежилому зданию присвоен кадастровый номер ***.
Также административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: г. Москва, ***, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. 6).
По итогам государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016г. N 790-ПП кадастровая стоимость в отношении нежилого здания, принадлежащего истцу, утверждена в размере 136 862 258,80 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП в размере 29 926 000,00 руб.
Административный истец в силу требований статьи 373, 388 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога и налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости обязан уплачивать налоговые платежи исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, составленный ООО "Центр по оценке, консалтингу и управлению активами "ВАШ ЭКСПЕРТ"" N 19/С-17, согласно которому по состоянию на 01.01.2016г. рыночная стоимость земельного участка составляет 29 926 000,00 руб, рыночная стоимость нежилого здания составляет 96 047 000,00 руб.
На отчет об оценке N 1018/2017 было получено положительное экспертное заключение N 1018/2017, выполненное общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков".
Данный отчет об оценке представлялся административным истцом в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии от 10.10.2017г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено.
Представитель административных ответчиков, в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
От представителя административного истца в ходе рассмотрения дела поступило ходатайство о назначении судебной экспертизы в отношении спорных объектов недвижимости.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 24.11.2017г. года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам Общества с ограниченной ответственностью "Беркшир Адвайзори Групп".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет административного истца, представленный в материалы дела, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов. По состоянию на 01.01.2016г. рыночная стоимость нежилого здания составляет 45 784 000,00 руб, стоимость земельного участка - 76 884 000,00 руб. Представитель административного истца с результатами судебной экспертизы согласился, уточнив исковые требования, полагая возможным установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по результатам судебной экспертизы.
Рыночная стоимость определена экспертом по состоянию на 01 января 2016г, так как на указанную дату была определена кадастровая стоимость объектов согласно выпискам о кадастровой стоимости.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец согласился с заключением эксперта.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административный истец уточнил исковые требования, предлагая определить кадастровую стоимость объектов недвижимости по результатам судебной экспертизы, и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилого здания должна быть установлена в размере 45 784 000,00 руб, земельного участка в размере 76 884 000,00 руб.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 28 сентября 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Поскольку кадастровая стоимость объектов определена на 01 января 2016г. (на эту дату ранее была установлена кадастровая стоимость), сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости данных объектов, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Также представитель административного истца в судебном заседании заявил требование о взыскании с ответчиков расходов по уплате госпошлины. Суд не находит оснований для удовлетворения данных требований.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.
В данном случае решение суда не может расцениваться как принятое против административного ответчика, который не имеет противоположных с административным истцом юридических интересов, поскольку ответчик, утверждая акт о государственной кадастровой оценке земель в соответствии с действующим законодательством, действовал в рамках своих полномочий, ошибок при проведении массовой оценки в оценке земельного участка истца не выявлено. Удовлетворение требований административного истца в данной ситуации сводится к реализации в судебном порядке права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
Административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости соответствующей рыночной, ввиду чего расходы по оплате государственной пошлины необходимо отнести на его счет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания площадью 1 923,3 кв.м с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Монтажная, дом 7, стр.1 равной его рыночной стоимости в размере 45 784 000 руб. по состоянию на 01 января 2016 года на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанного нежилого здания, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2 773 кв. м. с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Москва, *** равной его рыночной стоимости в размере 76 884 000 руб. по состоянию на 01 января 2016 года на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 сентября 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.