Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Головкиной Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2928/2017 по административному исковому заявлению АО "Малаб-Инвест" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость в размере равной рыночной располагающихся по адресу г. Москва, *** следующих объектов недвижимости: нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1 394 397 000 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 662 383 000 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 29 453 000 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 569 094 000 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 615 231 000 руб, нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 454 006 000 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 558 545 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником указанных нежилых помещений. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащих ему помещений, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП утверждена кадастровая стоимость указанных нежилых помещений: в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2 668 093 105,31 руб.; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1 315 258 131,20 руб.; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 68 282 654,90 руб.; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 1 138 588 759,90 руб.; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 1 226 128 261,89 руб.; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 918 599 722,46 руб.; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 1 118 522 889,72 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует рыночной стоимости, истец обратился в ООО "Профессиональная группа Оценки" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости нежилых помещений.
Согласно отчету об оценке N Н-17-05061 от 26.06.2017 г. рыночная стоимость в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** определена в размере 1 394 397 000 руб.; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** - в размере 662 383 000 руб.; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** - в размере 29 453 000 руб.; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** - в размере 569 094 000 руб.; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** - в размере 615 231 000 руб.; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** - в размере 454 006 000 руб.; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** - в размере 558 545 000 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости от 17.10.2017 г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истца исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов по результатам судебной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, располагающиеся по адресу: г. Москва, ул. Поречная, д. 1:
- нежилое помещение с кадастровым номером ***
- нежилое помещение с кадастровым номером ***
- нежилое помещение с кадастровым номером ***
- нежилое помещение с кадастровым номером ***
-нежилое помещение с кадастровым номером ***
- нежилое помещение с кадастровым номером ***
- нежилое помещение с кадастровым номером ***, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 20.01.2015 г. (л.д.118-124).
По итогам государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016г. N 790-ПП кадастровая стоимость установлена:
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2 668 093 105,31 руб.;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1 315 258 131,20 руб.;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 68 282 654,90 руб.;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 1 138 588 759,90 руб.;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 1 226 128 261,89 руб.;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 918 599 722,46 руб.;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 1 118 522 889,72 руб.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из кадастровой стоимости.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, составленный ООО "Профессиональная группа Оценки" N Н-17-05061 от 26.06.2017 г.
Согласно представленному отчету рыночная стоимость составила:
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** - 1 394 397 000 руб.;
- - в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***- 662 383 000 руб.;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** - 29 453 000 руб.;
- - в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** - 569 094 000 руб.;
- - в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** - 615 231 000 руб,
- - в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** - 454 006 000 руб.;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** - 558 545 000 руб.
Данный отчет об оценке представлялся административным истцом в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии 17.10.2017 г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено.
Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 27 ноября 2017 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Лаборатория судебных экспертиз".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчет об оценке ООО "Профессиональная группа Оценки" N Н-17-05061 от 26.06.2017 г, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость определена:
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 1 342 596 260,00 руб.;
- - в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 778 746 382,00 руб.;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 28 654 160,00 руб.;
- - в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 568 178 306 руб.;
- - в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 621 061 687 руб,
- - в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 453 274 468 руб.;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 557 645 575 руб.
Представитель административного истца исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость объектов по результатам судебной экспертизы.
В заключении эксперта рыночная стоимость определена по состоянию на 01 января 2016г, так как на указанную дату была определена кадастровая стоимость объектов согласно выпискам о кадастровой стоимости.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец согласился с заключением эксперта.
О проведении дополнительной, повторной экспертизы стороны не просили, замечаний, дополнений к экспертному заключению не представили.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объекта оценки, произведена оценка объекта с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административный истец уточнил исковые требования, предлагая определить кадастровую стоимость по результатам судебной экспертизы, и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 02 октября 2017г.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Поскольку кадастровая стоимость объектов определена на 01 января 2016г. (на эту дату ранее была установлена кадастровая стоимость), сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объектов, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01.01.2016 г.:
- кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** общей площадью 28 827,1 кв.м. по адресу: г. Москва, *** равной рыночной 1 342 596 260,00 руб.;
- кадастровую стоимость нежилого помещения нежилого помещения с кадастровым номером ***общей площадью 13 693,8 кв.м. по адресу: г. Москва, *** равной рыночной 778 746 382,00 руб.;
- кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** общей площадью 608,9 кв.м. по адресу: г. Москва, *** равной рыночной 28 654 160,00 руб.;
- кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** общей площадью 11 765,2 кв.м. по адресу: г. Москва, *** равной рыночной 568 178 306 руб.;
- кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** общей площадью 12 719 кв.м. по адресу: г. Москва, *** равной рыночной 621 061 687 руб,
- кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** общей площадью 9 385,9 кв.м. по адресу: г. Москва, *** равной рыночной 453 274 468 руб.;
- кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** общей площадью 11 547,1 кв.м. по адресу: г. Москва, *** равной рыночной 557 645 575 руб.
Кадастровая стоимость объектов установлена на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный кадастр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 02 октября 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.