Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Головкиной Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-3109/2017 по административному исковому заявлению ООО "Бета-офис" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить равной рыночной по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость нежилых помещений по адресу: ***, а именно:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2 083 606,00 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 6 931 504,00 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 24 067 899,00 руб,
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ***и ***, а также собственником ? в праве собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0003016:3794. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащих ему помещений, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП утверждена кадастровая стоимость нежилых помещений, принадлежащих истцу:
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 6 140 247,40 руб,
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 20 039 974,24 руб,
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 74 334 470,37 руб,
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, истец обратился к ООО "Норматив" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно отчету об оценке N 072-02-17 от 10.03.2017г. рыночная стоимость составила в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***- 2 083 606,00 руб, нежилого помещения с кадастровым номером ***- 6 931 504,00 руб, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 24 067 899,00 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости от 06.04.2017г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости указанных нежилых помещений было отклонено.
В связи с этим, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела. От представителя административного истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат расположенные по адресу ***:
- нежилое помещение с кадастровым номером ***(1/2 доля в праве собственности),
- нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0003016:3799,
- нежилое помещение с кадастровым номером ***, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права от 14.08.2015г, 18.06.2015г, 26.06.2015г. (л.д. 23-25)
По итогам государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016г. N 790-ПП кадастровая стоимость в отношении нежилых зданий, принадлежащих истцу, утверждена в отношении:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 6 140 247,40 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 20 039 974,24 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 74 334 470,37 руб.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, составленный ООО "Норматив" N 072-02-17 от 10.03.2017 г. согласно которому по состоянию на 01.01.2017 г. рыночная стоимость установлена в отношении:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2 083 606,00руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 6 931 504,00 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 24 067 899,00 руб.
Данный отчет об оценке представлялся административным истцом в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии от 06.04.2017 г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено.
Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 30 ноября 2017 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Компания Роосконсалтгруп".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость определена в отношении:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3 857 046,00 руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 11 995 795,00руб,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 38 735 012,00руб,
В заключении эксперта рыночная стоимость определена по состоянию на 01 января 2016 г, так как на указанную дату была определена кадастровая стоимость объектов недвижимости согласно выпискам о кадастровой стоимости.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали. Административный истец представил в материалы дела ходатайство об уточнении исковых требований, в котором просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, определенном по результатам экспертизы (л.д. 175-179).
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административный истец уточнил исковые требования, предлагая определить кадастровую стоимость по результатам судебной экспертизы, и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 16 марта 2017 г. (л.д.12, т.1).
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Поскольку кадастровая стоимость объектов определена на 01 января 2016г. (на эту дату ранее была установлена кадастровая стоимость), сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости данных объектов, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений по адресу: г***:
- помещения с кадастровым номером ***в размере 3 857 046,00 руб,
- помещения с кадастровым номером ***в размере 11 995 795,00 руб,
- помещения с кадастровым номером *** в размере 38 735 012,00 руб, по состоянию на 01.01.2016г. на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 марта 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.