Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Головкиной Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-3124/2017 по административному исковому заявлению ООО "Стабль" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, обязании внести сведения в государственный кадастр недвижимости, взыскании госпошлины,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 14 ноября 2016 года кадастровую стоимость равной рыночной земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 2 231 289 469 руб, земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 157 559 303 руб, земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере 6 999 026 руб.; обязать ответчиков внести сведения в государственный кадастр недвижимости и взыскать госпошлину.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником указанных земельных участков. В силу ст.388 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком земельного налога. Согласно ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определена как кадастровая стоимость земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** в размере 5 334 405 480 руб, земельного участка с кадастровым номером *** - в размере 305 514 792 руб, земельного участка с кадастровым номером ***- в размере 14 391 555, 84 руб.
Данные земельные участки были образованы путем раздела одного земельного участка с кадастровым номером 50:21:0100309:25 общей площадью 554 762 кв.м, поставлены на кадастровый учет 14 ноября 2016г.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков недвижимости не соответствует рыночной стоимости, истец обратился в АО "НЭО Центр" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков. Согласно отчету об оценке N ОА-АХ-0107/17 от 19.05.2017 г. по состоянию на 14 ноября 2016 г. рыночная стоимость составила в отношении земельного участка с кадастровым номером *** - 2 231 289 496 руб, земельного участка с кадастровым номером *** - 157 559 303 руб, земельного участка с кадастровым номером ***- 6 999 026 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости от 04.07.2017 г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истца Аракелов И.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы Григорян А.Э. против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером ***, земельный участок с кадастровым номером ***, земельный участок с кадастровым номером 77:17:0100309:9341, что подтверждается выписками из ЕГРП от 13.12.2016 г. (том 1, л.д. 199-204).
Согласно кадастровым паспортам (том 1, л.д. 205-241), выпискам из ЕГРН от 21.09.2017 г. (том 1, л.д. 37-45), кадастровые номера земельным участкам были присвоены 14.11.2016 года.
Земельные участки были образованы путем раздела одного земельного участка с кадастровым номером 50:21:0100309:25 общей площадью 554 762 кв.м, поставлены на кадастровый учет 14.11.2016г.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** в размере 5 334 405 480 руб, земельного участка с кадастровым номером *** в размере 305 514 792 руб, земельного участка с кадастровым номером ***в размере 14 391 555, 84 руб.
Оспаривая установленную в отношении объекта недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, составленный АО "НЭО Центр" N ОА-АХ-0107/17 от 19.05.2017 г, согласно которому по состоянию на 14.11.2016г. рыночная стоимость составила в отношении земельного участка с кадастровым номером *** - 2 231 289 496 руб, земельного участка с кадастровым номером *** - 157 559 303 руб, земельного участка с кадастровым номером ***- 6 999 026 руб.
Данный отчет об оценке представлялся административным истцом в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии от 04.07.2017г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено.
Представитель административных ответчиков, в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 07 декабря 2017 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам Общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-правовое бюро".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке, представленный административным истцом, составлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость определена в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в размере 2 503 324 000,00 руб, в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в размере 177 168 000,00 руб, в отношении земельного участка с кадастровым номером ***в размере 7 867 000,00 руб.
Рыночная стоимость определена по состоянию на 14.11.2016, так как земельные участки были сформированы 14.11.2016 года и были поставлены на кадастровый учет.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что заключение судебной экспертизы не может достоверно подтвердить рыночную стоимость объектов оценки, не основаны на доказательствах, письменных возражений относительно неправильности приведенных расчетов в экспертизе либо неверном применении методов или методик экспертизы административными ответчиками не представлено.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость объектов должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 08 июня 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 14 ноября 2016 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Не подлежат удовлетворению требования истца об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости, поскольку законом предусмотрен иной порядок внесения сведений, исключающий возложение в судебном порядке соответствующей обязанности на государственный орган. Кроме того, сами сведения вносятся не в государственный кадастр недвижимости, а в единый государственный реестр недвижимости.
Не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании судебных расходов на уплату государственной пошлины.
Согласно разъяснением, содержащимся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.
В данном случае решение суда не может расцениваться как принятое против административного ответчика, который не имеет противоположных с административным истцом юридических интересов, поскольку ответчик, утверждая акт о государственной кадастровой оценке земель в соответствии с действующим законодательством, действовал в рамках своих полномочий, ошибок при проведении массовой оценки в оценке земельного участка истца не выявлено. Удовлетворение требований административного истца в данной ситуации сводится к реализации в судебном порядке права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
Административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости соответствующей рыночной, ввиду чего расходы по оплате судебной государственной пошлины необходимо отнести на его счет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 523 375 кв. м, расположенного по адресу: г. ***, равной его рыночной стоимости в размере 2 503 324 000 руб. по состоянию на 14 ноября 2016 года на период с 14 ноября 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 29 975 кв. м, расположенного по адресу: г. ***, равной его рыночной стоимости в размере 177 168 000 руб. по состоянию на 14 ноября 2016 года на период с 14 ноября 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:17:0100309:9341, площадью 1 412 кв. м, расположенного по адресу: г. ***, равной его рыночной стоимости в размере 7 867 000 руб. по состоянию на 14 ноября 2016 года на период с 14 ноября 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 08 июня 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
В удовлетворении административных исковых требований об обязании внести сведения в государственный кадастр недвижимости, взыскании госпошлины отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.