Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу представителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы - Селезневой А.С. по доверенности, поступившую 28 декабря 2017 года, на решение Тверского районного суда города Москвы от 30 июня 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 ноября 2017 года по делу по иску Юшиной Л.И. к Министерству финансов Российской Федерации, ГКУ "АМПП", Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы о взыскании убытков, компенсации морального вреда, компенсации за юридические услуги,
установил:
Юшина Л.И. обратилась в суд к Министерству финансов Российской Федерации, ГКУ "АМПП", Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы о взыскании убытков, компенсации морального вреда, расходов по оплате юридических услуг.
В обоснование заявленных требований истица указывала, что она является инвалидом второй группы, её периодически возят на автомашине марки "Сузуки Кизаши ", государственный регистрационный знак ***, которую паркуют на месте для инвалидов. У истицы имеется бессрочное парковочное разрешение инвалидов N ***, выданное 12 мая 2015 года Правительством города Москвы, о чем в базе ГКУ "АМПП" имеется отметка. В период с июня 2016 года по август 2016 года Юшина Л.И. была привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа на общую сумму 77 500 руб. Постановления о привлечении её к административной ответственности впоследствии были отменены и производство по делам об административных правонарушениях прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При осуществлении защиты нарушенных прав по делам об административных правонарушениях истицей были понесены убытки в виде оплаты юридических услуг в размере 37 000 руб, что подтверждается договорами. Кроме того, незаконным и неоднократным привлечением к административной ответственности ей был причинён моральный вред, выразившийся в том, что она была вынуждена доказывать свою невиновность, прибегнуть к помощи юристов, незаконное привлечение к административной ответственности повлияло на её внутреннее состояние. Также Юшина Л.И. понесла расходы на представителя, связанные с рассмотрением настоящего гражданского дела.
Уточнив исковые требования, Юшина Л.И. просила суд взыскать с ответчиков убытки в размере 37 000 руб, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб, а также расходы на оказание юридических услуг по данному делу в размере 23 000 руб.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 30 июня 2017 года постановлено:
Исковые требования Юшиной Л.И. к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы о взыскании убытков, компенсации морального вреда, за юридические услуги - удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы за счет казны города Москвы в пользу Юшиной Л.И. в счет возмещения убытков 5 000 руб, расходы на оказание юридических услуг в размере 3 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
В удовлетворении исковых требований Юшиной Л.И. к Министерству финансов Российской Федерации, ГКУ "АМПП" о взыскании убытков, компенсации морального вреда, компенсации за юридические услуги - отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 ноября 2017 года решение Тверского районного суда города Москвы от 30 июня 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы - Селезнева А.С. по доверенности просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и отказать Юшиной Л.И. в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в пункте 26 Постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 Гражданского кодекса РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 27 указанного Постановления, требования о возмещении материального и морального вреда, причинённого незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП РФ) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что уведомлением от 12 мая 2015 года N *** от ГКУ АМПП Юшина Л.И. извещена о внесении записи о резидентном парковочном разрешении инвалидов в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы, действующем в течение года с даты поступления уведомления в отношении транспортного средства, государственный регистрационный знак ***.
В отношении Юшиной Л.И. были вынесены следующие постановления ГКУ "АМПП" о привлечении к административной ответственности за совершении административных правонарушений, предусмотренных пунктом 2 статьи 8.14 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях":
19 мая 2016 года постановление N 78010177160519105905;
17 июня 2016 года постановление N 78010177160617111012;
23 июня 2016 года постановление N 78010177160623101988;
22 июня 2016 года постановление N 78010177160622113451;
22 июня 2016 года постановление N 78010177160622135595;
22 июня 2016 года постановление N 78010177160622113451;
23 июня 2016 года постановление N 78010177160623101988;
29 июня 2016 года постановление N 78010177160629128942;
29 июня 2016 года постановление N 78010177160629128942;
04 июля 2016 года постановление N 78010177160704102496;
06 июля 2016 года постановление N 78010177160706123121;
08 июля 2016 года постановление N 78010177160708130370;
12 июля 2016 года постановление N 78010177160712114661;
13 июля 2016 года постановление N 78010177160713123077;
14 июля 2016 года постановление N 78010177160714132584;
15 июля 2016 года постановление N 78010177160715140289;
20 июля 2016 года постановление N 0355431010116072000088703;
20 июля 2016 года постановление N 355431010116072000047752;
20 июля 2016 года постановление N 0355431010116072000155549;
23 июля 2016 года постановление N 0355431010116072300021519;
27 июля 2016 года постановление N 0355431010116072700005242;
29 июля 2016 года постановление N 0355431010116072900018608;
28 июля 2016 года постановление N 0355431010116072800046052;
01 августа 2016 года постановление N 0355431010116080100040033;
01 августа 2016 года постановление N 0355431010116080100008110;
03 августа 2016 года постановление N 0355431010116080300010866;
08 августа 2016 года постановление N 0355431010116080800067358;
08 августа 2016 года постановление N 0355431010116080800047743;
09 августа 2016 года постановление N 0355431010116080900025000;
09 августа 2016 года постановление N 0355431010116080900055675.
Юшиной Л.И. назначено административное наказание в виде административного штрафа на общую сумму 77 500 руб.
Решениями начальника отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" постановления по делам об административных правонарушениях отменены, производство по делам прекращено. Факт обращений Юшиной Л.И. с жалобами и письмами к ГКУ "АМПП" подтверждается копиями жалоб на бланках ГКУ "АМПП".
Дав оценку представленным доказательствам, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Юшиной Л.И. убытков, понесённых в связи с незаконным привлечением её к административной ответственности.
В соответствии со статьёй 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Согласно Распоряжению Правительства города Москвы N 615-РП от 15 октября 2012 года о создании ГКУ "АМПП", основной целью деятельности ГКУ "АМПП" является осуществление мероприятий, направленных на обеспечение создания и функционирования объектов единого парковочного пространства, в том числе по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 8.14 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", а также мероприятий по осуществлению перемещения на специализированные стоянки, хранения и возврата транспортных средств в городе Москве, задержанных в соответствии со статьёй 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с возложением на него функций государственного заказчика при размещении заказов для достижения основной цели деятельности.
Указанная цель также закреплена в Уставе ГКУ "АМПП", в соответствии с которым ГКУ "АМПП" осуществляет также администрирование доходов, полученных в качестве платы за пользование парковочными местами на территории объектов единого парковочного пространства, переданных Учреждению на праве оперативного управления. Доходы от указанного вида деятельности поступают в бюджет города Москвы.
Нормативное регулирование организации и функционирования платных городских парковок на улично-дорожной сети города Москвы осуществляется в рамках Постановления Правительства города Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве".
Указанным Постановлением утверждён Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, сведений об изменении записи о резидентном парковочном разрешении и об аннулировании резидентного парковочного разрешения", который устанавливает последовательность и сроки административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, в том числе в электронном виде, осуществляемых по запросу физического лица либо его уполномоченного представителя.
В соответствии с Правилами пользования городскими парковками, являющимися приложением к Постановлению N 289-ПП, городская парковка - объект благоустройства города Москвы, представляющий собой специально обозначенное, обустроенное и оборудованное место, являющееся частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности города Москвы, и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению Правительства города Москвы (пункт 1.1). Парковочное место представляет собой специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место на городской парковке, предназначенное для размещения одного транспортного средства (пункт 1.4).
Согласно пункту 2.1 Правил размещение транспортных средств на парковочных местах городских парковок (пользование парковочными местами) является платным по решению Правительства города Москвы.
Указанными правилами предусматривается освобождение от разовых оплат парковки лицам, внесшим годовую резидентную плату, установленную в 3 000 руб. для жителей территориальной парковочной зоны.
В соответствии со статьёй 16.3 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 8.14 настоящего Кодекса, рассматривает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области транспорта, учреждения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области транспорта. От имени указанных органа, учреждений рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.14, 10.1, 10.5, частями 2.1 и 2.2 статьи 10.9 настоящего Кодекса, вправе контролёры, контролёры-ревизоры.
Согласно Положению о Департаменте транспорта и развития
дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, утверждённому
Постановлением Правительства города Москвы от 15 февраля 2011 года N 32-ПП, Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы,
осуществляющим функции по формированию и реализации государственной
политики города Москвы и осуществлению управления в сфере транспорта и
развития дорожно-транспортной инфраструктуры, предоставлению государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.
Пунктом 6.7 Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы определено, что Департамент осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях.
Принимая во внимание вышеуказанные положения закона, суд сделал обоснованный вывод о том, что по искам о возмещении вреда, причинённого незаконным привлечением к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.14 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, от имени казны города Москвы в суде выступает Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, как орган исполнительной власти города Москвы и главный распорядитель бюджетных средств.
Суд исходил из того, что расходы на оплату услуг представителя были необходимы истице для восстановления нарушенного права, связаны с незаконным привлечением её к административной ответственности и подтверждены документально.
Таким образом, с ответчика Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в пользу истца Юшиной Л.И. подлежали взысканию понесённые ей убытки в виде расходов на оплату услуг представителя в сумме 5 000 руб.
В соответствии с требованиями статьи 100 Гражданского процессуального кодекса РФ суд взыскал с ответчика в пользу Юшиной Л.И. расходы по оплате юридических услуг по настоящему делу в сумме 3 000 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда, суд исходил из положений статьи 151 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10, и пришел к выводу, что само по себе вынесение в отношении истицы постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа не является достаточным основанием для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Доказательств применения к Юшиной Л.И. мер административного принуждения, связанных с ограничением её личных неимущественных прав, не представлено, факт причинения ему физических или нравственных страданий при производстве по делам об административном правонарушении не подтверждён. В части разрешения судом исковых требований о компенсации морального вреда решение в кассационном порядке не обжалуется.
Выводы судебных инстанций являются правильными, мотивированными и в жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы о том, что ГКУ "АМПП" является казенным учреждением, которое самостоятельно отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика, и Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы не является участником процесса по обжалованию постановлений по делам об административных правонарушениях, принятых ГКУ "АМПП", в связи с чем является ненадлежащим ответчиком, получили оценку при рассмотрении дела и мотивированно отклонены судебной коллегией.
Суды сделали правомерный вывод о том, что Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в силу пункта 3 статьи 125, статьи 1071 Гражданского кодекса РФ, пункта 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ наделён полномочиями выступать от имени субъекта Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причинённого незаконным постановлением должностного лица данного субъекта в сфере нарушения правил о парковочном пространстве Москвы, как главный распорядитель бюджетных средств города Москвы в установленной сфере деятельности. Работники ГКУ "АМПП" в силу пункта 9 статьи 16.3 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях за неуплату за размещение транспортного средства на платной городской парковке, то есть являются должностными лицами субъекта Российской Федерации. Соответственно, ответственность за вред, причинённый должностными лицами субъекта Российской Федерации, несёт казна субъекта, в интересах которой выступает главный распорядитель бюджетных средств в установленной сфере деятельности. ГКУ "АМПП" не наделено полномочиями выступать в интересах казны субъекта Российской Федерации в судах общей юрисдикции, в связи с чем не может быть надлежащим ответчиком по делу.
Доводы кассационной жалобы о том, что взысканные с ответчика суммы не отвечают требованиям разумности, не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке. Размер подлежащих взысканию сумм соответствует обстоятельствам дела, судом мотивирован, оснований для его изменения не имеется.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, и основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений служить не могут.
Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, в кассационной жалобе не содержится.
Положениями статей 378, 386, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ определено, что судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений существенных нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381, 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы - Селезневой А.С. по доверенности на решение Тверского районного суда города Москвы от 30 июня 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 ноября 2017 года по делу по иску Юшиной Л.И. к Министерству финансов Российской Федерации, ГКУ "АМПП", Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы о взыскании убытков, компенсации морального вреда, компенсации за юридические услуги, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.