Судья Алтайского краевого суда Вегель А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кубряка Ю. В. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Барнаула от 16 января 2018 года, которым
гражданин Украины Кубряк Ю. В, родившийся ДД.ММ.ГГ в "данные изъяты", проживающий на территории Российской Федерации по адресу: "адрес"
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ ***, составленному главным специалистом-экспертом отдела по вопросам миграции отдела полиции по Ленинскому району УМВД России по г. Барнаулу ФИО1, ДД.ММ.ГГ в *** час. *** мин. по адресу: "адрес", выявлен гражданин Украины Кубряк Ю.В, который, находясь на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГ, по окончании срока временного пребывания на территории Российской Федерации, то есть до ДД.ММ.ГГ не выехал из Российской Федерации. Согласно учетам УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю Кубряк Ю.В. патент на работу, вид на жительство либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации не оформлял, срок его законного пребывания истек ДД.ММ.ГГ. Таким образом, гражданин Украины Кубряк Ю.В. нарушил п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела судьей вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Кубряк Ю.В. просит исключить меру наказания в виде административного выдворения из Российской Федерации. В обоснование жалобы указано, что на данный момент Кубряк Ю.В. законно находится на территории Российской Федерации, поскольку им подано заявление о предоставлении временного убежища. Судьей не дана оценка тем обстоятельствам, что у Кубряк Ю.В. сложилась семейная связь с гражданкой Российской Федерации ФИО2 ее детьми ФИО3 и ФИО4, в связи с чем выдворение Кубряк Ю.В. повлечет вмешательство в его семейную жизнь, разлучение с близкими родственниками. На протяжении всего времени пребывания на территории Российской Федерации Кубряк Ю.В. не совершал действий, которые нарушали бы охрану здоровья или нравственности, законных интересов других лиц, а также соблюдал порядок пребывания на территории Российской Федерации.
Изучив доводы жалобы, выслушав Кубряка Ю.В, его защитника Балтыбаева Т.Б, настаивавших на удовлетворении жалобы, свидетелей ФИО2, ФИО5, ФИО6, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно ст. 2 названного Федерального закона находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ДД.ММ.ГГ в *** час. *** мин. по адресу: "адрес", выявлен гражданин Украины Кубряк Ю.В, который, находясь на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГ, по окончании срока временного пребывания на территории Российской Федерации, то есть до ДД.ММ.ГГ не выехал из Российской Федерации. Согласно учетам УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю Кубряк Ю.В. патент на работу, вид на жительство либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации не оформлял, срок его законного пребывания истек ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, гражданин Украины Кубряк Ю.В. допустил нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении законного срока пребывания, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина Кубряка Ю.В. подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ ***; рапортом главного специалиста-эксперта отдела по вопросам миграции отдела полиции по Ленинскому району УМВД России по г. Барнаулу ФИО1 от ДД.ММ.ГГ; миграционной картой от ДД.ММ.ГГ серии *** N ***; паспортом гражданина Украины; выпиской из базы данных ФМС России; письменными объяснениями ФИО2 от ДД.ММ.ГГ; объяснениями Кубряка Ю.В. в судебном заседании; показаниями ФИО2, допрошенной в качестве свидетеля судьей районного суда.
Перечисленным доказательствам дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия Кубряка Ю.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и миграционного законодательства.
Порядок привлечения Кубряка Ю.В. к административной ответственности не нарушен.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного наказания.
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает также назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Согласно требованиям ст. 3.1, ч. 1, 2 ст. 4.1 КоАП РФ назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
С учетом положений ст. 7 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о гражданских и политических правах, ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию.
В силу ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия указанных выше обстоятельств необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и др.).
При назначении наказания судья районного суда не принял во внимание, что назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В протоколе об административном правонарушении Кубряк Ю.В. указал, что не выехал из Российской Федерации в связи с ведением военных действий на Украине. Согласно паспорту гражданина Украины Кубряк Ю.В. зарегистрирован в Луганской области.
Кроме того, следует учесть, что ДД.ММ.ГГ между Кубряк Ю.В. и ФИО2, являющейся гражданской России, зарегистрирован брак. Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО2, ФИО5, ФИО6 подтвердили наличие устойчивых семейных связей и намерение совместного проживания Кубряк и ФИО2, ныне ФИО2. Сведений о том, что Кубряк Ю.В. представляет какую-либо угрозу национальной безопасности или общественному порядку, не имеется.
Помимо этого, из уведомления о прибытии, приложенного к жалобе, следует, что миграционной службой срок пребывания Кубряка Ю.В. в России установлен до ДД.ММ.ГГ, уже после вынесения постановления о его выдворении.
В настоящее время Кубряку Ю.В. в соответствии с п. 4 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2011 года N 274 ГУ МВД России по Алтайскому краю, выдана справка от 17 января 2018 года о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища, которая подтверждает законность пребывания на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, принимая во внимание политическую ситуацию на территории Украины, регистрацию брака с гражданкой России, принимаемые меры для легализации на территории Российской Федерации, необходимость применения к Кубряку Ю.В. такой меры ответственности как административное выдворение, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов не обоснована, противоречит принципу гуманизма и требованиям международных норм.
При таких обстоятельствах назначение Кубряку Ю.В. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации нельзя признать соответствующим целям наказания и принципам назначения наказания, поэтому постановление судьи подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу Кубряка Ю. В. удовлетворить.
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Барнаула от 16 января 2018 года, вынесенное в отношении Кубряка Ю. В, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из него указание на назначение Кубряку Ю. В. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Ленинского районного суда г. Барнаула от 16 января 2018 года оставить без изменения.
Судья А.А. Вегель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.