Дата вступления в законную силу - 23 января 2018 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Исаева А.В., при секретаре Оленике П.А., рассмотрев 23 января 2018 года в судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении по жалобе на постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 01 декабря 2017 года в отношении:
А.И, "дата" года рождения, уроженца и гражданина Республики Молдова, проживающего по адресу: "адрес";
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 01 декабря 2017 года, А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан N 1 ГУМВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по адресу: Санкт-Петербург, г. Красное село, Кингисепское шоссе, д. 53, лит. А.
Вина А.И. установлена в том, что, являясь иностранным гражданином, временно пребывающем на территории РФ в Санкт-Петербурге, допустил нарушение режима пребывания в РФ, а именно:
30 ноября 2017 года в 20 часов 55 минут сотрудниками 30 отдела полиции УМВД по Василеостровскому району Санкт - Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, 7 линия В.О, д.54, при проверке документов по соблюдению положений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, был задержан гражданин Молдовы А.И.
При рассмотрении материалов дела установлено, что А.И. прибыл на территорию Российской Федерации 02.06.2014 года через КПП "Пулково" и временно проживал по адресу: Санкт - Петербург, 7 линия В.О, д. 54, стр. 20.
В соответствии ч.3 ст.20 Федерального закона N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18.07.2006 года, А.И. по прибытию в Российскую Федерации встал на миграционный учет, сроком временного пребывания до 30.08.2014 года.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 25.07.2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующим получения визы, не может превышать девяносто суток.
Таким образом, А,И. совершил административное правонарушение, в городе федерального значения Санкт-Петербурге, предусмотренное ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Защитник - адвокат А.С. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления и прекращении производства по делу по следующим основаниям. Суд не в полной мере исследовал личность А.И, не дал должную оценку тому, что на территории РФ у А.И. проживает жена гражданка РФ с 9 летним ребенком. А.И, является единственным кормильцем в семье. В протоколе отсутствуют сведения об извещении А.И. о месте и времени рассмотрения дела. Судом не выполнены требования ст.ст.26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ. В материалах дела имеется распечатка ФМС России АС ЦБДУИГ, которая не может быть использована в качестве доказательств по делу об административном правонарушении, так как данный документ не имеет печатей и подписей его составивших.
В судебное заседание А.И. не доставлен, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, просил рассмотреть жалобу в своё отсутствие.
Защитник А.С. в Санкт-Петербургский городской суд явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Е.В. допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля пояснила, что с А.И. ведут совместное хозяйство, проживают более 10 лет, брак зарегистрирован в 2007 году, А.И. занимается воспитанием ребенка, трудоустроен, является единственным кормильцем в семье. Также пояснила, что имеющиеся в материалах дела объяснения, которые она давала капитану полиции Т.С. не соответствуют действительности, поскольку на тот момент они с А.И. находились в ссоре.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, считаю постановление судьи подлежащим изменению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что гражданин Молдовы А.И. 30 ноября 2017 года в 20 часов 55 минут сотрудниками 30 отдела полиции УМВД по Василеостровскому району Санкт - Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, 7 линия В.О, д.54, был задержан при проверке документов по соблюдению положений законодательства Российской Федерации в сфере миграции. А.И. прибыл на территорию Российской Федерации 02.06.2014 года через КПП "Пулково" и временно проживал по адресу: Санкт - Петербург, 7 линия В.О, д. 54, стр. 20. В соответствии ч.3 ст.20 Федерального закона N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18.07.2006 года, А.И. по прибытию в Российскую Федерации встал на миграционный учет, сроком временного пребывания до 30.08.2014 года. Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 25.07.2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующим получения визы, не может превышать девяносто суток. Таким образом, А.И. совершил административное правонарушение, в городе федерального значения Санкт-Петербурге, предусмотренное ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Факт совершения административного правонарушения и виновность А.И. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; рапортом сотрудника полиции; протоколом об административном задержании; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение; информацией из базы данных "Территория"; копией паспорта А.И..; всеми материалами дела.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, они являются допустимыми доказательствами.
Факт разъяснения А.И. прав, предусмотренных КоАП РФ, в том числе предусмотренных ч.2 ст. 24.2 КоАП РФ, подтверждается соответствующей графой протокола об административном правонарушении, о чем имеются подписи А.И.
Вопреки доводам жалобы, изучение представленных материалов свидетельствует о том, что при рассмотрении дела суд первой инстанции правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям А.И. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и виновности А.И. в его совершении.
По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии с п. 2 ст. 5 данного Закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данной статье.
Так, согласно сведениям базы данных "Территория" (л.д.11), а также копии паспорта иностранного гражданина, А.И. прибыл в Российскую Федерацию 02.06.2014, следовательно, максимальный срок пребывания - до 30.08.2014.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу А.И. не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела и доводов жалобы, имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного А.И. наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950), каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела и приложенных к настоящей жалобе документов усматривается, что с 2007 года А.И. состоит в браке с гражданкой Российской Федерации Ивановой Е.В, а также имеет сына - А.И, 2008 г.р.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными в том числе, копией паспорта гражданина РФ Е.В. (л.д.41-42), копией свидетельства о заключении брака (л.д.16), копией свидетельства о рождении (л.д.15).
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права А.И. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния с тем, чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд РФ также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
При таких обстоятельствах, административное выдворение за пределы Российской Федерации, влекущее пятилетнее ограничение права на въезд в Российскую Федерацию, является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни А.И. и несоразмерно целям административного наказания.
Учитывая выраженную в упомянутых постановлениях Конституционного Суда РФ правовую позицию, постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 01 декабря 2017 года в отношении А.И. подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 01 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Молдовы А.И, "дата" года рождения, изменить: исключить из него указание о назначении А.И. дополнительного административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 01 декабря 2017 года оставить без изменения.
Освободить А.И, "дата" года рождения, гражданина Республики Молдовы, из Центра временного содержания иностранных граждан N 1 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Судья А.В. Исаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.