Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Пильгановой В.М, Дегтеревой О.В,
при секретаре Мартынове А.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Ковша Л.А. на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 24 августа 2017 года в редакции определения об исправлении описки от 23 октября 2017 года, которым постановлено:
взыскать с Ковша Л.А. в пользу Управления социальной защиты населения СЗАО г. Москвы неосновательное обогащение 52 281,86 руб,
взыскать с Ковша Л.А. в доход бюджета города Москвы 1 768,46 руб. в счет оплаты государственной пошлины,
УСТАНОВИЛА:
Управление социальной защиты населения Север-Западного административного округа города Москвы (далее - УСЗН СЗАО г. Москвы) 26.06.2017 обратилось в суд с иском к Ковшу Л.А. о взыскании необоснованно полученной региональной социальной доплаты к пенсии в размере *** руб. за период с 01.01.2010 по 31.08.2012, мотивируя обращение тем, что ответчик с *** года является получателем пенсии по старости на основании Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001, а с *** - ежемесячной региональной социальной доплаты к пенсии на основании Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП, как неработающий пенсионер; с *** выплата указанной доплаты была приостановлена в связи с поступлением сведений из ГУ-ПФР о периодах уплаты страхователями страховых взносов на индивидуальный лицевой счет пенсионера, а *** Ковш Л.А. обратился в отдел соцзащиты населения района Хорошево-Мневники по вопросу присвоения звания "Ветеран труда", представив трудовую книжку, из которой следовало, что с 12.11.2009 он работает организатором экскурсий в ЗАО "Московское городское бюро экскурсий", однако в нарушение требований закона о безотлагательном сообщении о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты доплаты, ответчик о таких обстоятельствах не сообщил, в связи с чем получал доплату к пенсии без законных оснований.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала.
Ответчик в судебное заседание не явился.
24.08.2017 судом постановлено приведенное выше решение в редакции определения об исправлении описки от 23.10.2017, об отмене которого просит ответчик Ковш Л.А. по доводам апелляционной жалобы от 22.09.2017, подписанной представителем по доверенности Ковш А.Л.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности Ковш А.Л. доводы жалобы поддержала, представитель истца УСЗН СЗАО г. Москвы по доверенности Соломатина В.Н. против ее удовлетворения возражала.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что не имеется оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ковш Л.А, *** года рождения, являясь получателем пенсии по старости по достижении возраста 60 лет, *** обратился в ОСЗН района Хорошево-Мневники г. Москвы с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты (городской доплаты к пенсии, в настоящее время - региональная социальная доплата (РСД), указав, что не работает, представив трудовую книжку с записью об увольнении 28.11.2008, а также дав обязательство сообщить в течение 10 дней об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты, в том числе о поступлении на работу (л.д. 5-9).
Из искового заявления следует, что с *** выплата указанной доплаты была приостановлена в связи с поступлением сведений из ГУ-ПФР о периодах уплаты страхователями страховых взносов на индивидуальный лицевой счет пенсионера в системе обязательного пенсионного страхования, с учетом которых с 01.08.2012 был произведен перерасчет пенсии, а *** Ковш Л.А. обратился в отдел соцзащиты населения района Хорошево-Мневники по вопросу присвоения звания "Ветеран труда", представив трудовую книжку, из которой следовало, что с *** он работает организатором экскурсий в ЗАО "Московское городское бюро экскурсий" (л.д. 9).
*** истцом принято решение N *** о прекращении выплаты и об определении суммы переплаты РСД, полученной Ковшом Л.А. в период с 01.12.2009 по 31.08.2012 в размере *** руб, при этом по распоряжению Правительства Москвы от 04.12.2009 N 3107-РП "О переплатах ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, образовавшихся по состоянию на 01.01.2010 ввиду несообщения пенсионером о поступлении на работу" сумма полученной доплаты на 01.01.2010 в размере *** руб. удержанию не подлежала, в связи с чем размер переплаты определен в сумме *** руб. (л.д. 10-11).
*** Ковш Л.А. подтвердил факт трудоустройства с *** и несообщения об этом в органы соцзащиты и обязался погашать сумму переплаты частями (л.д. 12); согласно представленным истцом сведениям Ковшом Л.А. произведено погашение доплаты к пенсии на общую сумму *** руб. (по *** руб. 09.10.2014, 12.08.2014, 16.09.2014, 19.11.2014, 24.01.2015, 04.02.2015 и 30.03.2015), после чего погашение прекращено, в связи с чем истец неоднократно направлял в адрес ответчика письменные уведомления о необходимости погашения задолженности и возможности ее взыскания в судебном порядке (л.д. 13-15) и обратился *** с указанным иском в суд. Разрешая спор на основании собранных по делу доказательств, суд правильно руководствовался положениями ст.ст. 1102, 1103 ГК РФ, регулирующими отношения из обязательств вследствие неосновательного обогащения, а также положениями постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований УСЗН СЗАО г. Москвы, поскольку в период с 01.01.2010 по 01.09.2012 ответчик неосновательно получал доплату к пенсии.
Оснований для применения положений ст. 1109 ГК РФ в данном случае не имеется, поскольку обязанность сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии, ответчиком не исполнена.
Так, положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на территории Российской Федерации, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании Постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1462-ПП и с 01.01.2010 перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам, а в соответствии с п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП с 01.01.2010 для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, при этом распоряжением Правительства Москвы от 04.12.2009 N 3107-РП "О переплатах ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, образовавшихся по состоянию на 01.01.2010 ввиду несообщения пенсионеров о поступлении на работу" ДСЗН г. Москвы поручено не производить удержания с пенсионеров, не сообщивших своевременно в органы социальной защиты населения о поступлении на работу, сумм ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, включенных в выплатные документы по декабрь 2009 года.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
В п. 33 указанного Порядка в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрены случаи утраты права на получение региональной социальной доплаты, к которым в числе прочих относилось поступление пенсионера на оплачиваемую работу (заключение трудового договора), а в действующей редакции - в случае осуществления пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При этом в п. 6 Положения о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, в ранее действовавшей редакции было установлено, что право на ежемесячную компенсационную выплату к пенсии (региональную социальную доплату к пенсии) имеют пенсионеры, занятые на отдельных должностях в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, семейной и молодежной политики, культуры, физической культуры и спорта, государственной ветеринарной службы, библиотеках (архивах), государственных учреждениях центры занятости населения, отделах записи актов гражданского состояния, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней (подп. "г"); п еречень должностей (профессий), при работе на которых в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, государственной ветеринарной службы, библиотеках (архивах), отделах записи актов гражданского состояния, Государственном казенном учреждении города Москвы Центре занятости населения города Москвы пенсионеры имеют право на получение ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, утверждается Правительством Москвы (п. 7 Положения); ежемесячная компенсационная выплата к пенсии пенсионерам, указанным в подп. "г" п. 6 настоящего Положения, работающим в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, назначается, если работа осуществляется в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляющих деятельность на территории города Москвы или Московской области.
Обязанность гражданина в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера, установлена в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", а также предусмотрена в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
При этом и Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, и Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП как в редакции до 08.08.2012, так и в редакции постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 N 396-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП", предусматривают подписание пенсионером обязательства о своевременном сообщении в соответствующий орган, выплачивающий данную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера доплаты или прекращение ее выплаты.
Порядок возмещения ущерба, в случаях когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, установлен в п. 42 Постановления.
Такой же порядок удержания предусмотрен в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в ст. 26 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и в ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При таких данных, решение УСЗН СЗАО г. Москвы N *** от *** принято в пределах компетенции истца и в порядке, установленном действующим законодательством; размер подлежащей взысканию с ответчика суммы *** руб. определен с учетом фактически полученной и не возмещенной доплаты к пенсии за период с 01.01.2010 по 01.09.2012, исходя из ее размера с 01.01.2010 по 01.10.2010 - *** руб, с 01.10.2010 по 31.12.2010 -*** руб, с 01.01.2011 по 31.12.2011 - *** руб, с 01.01.2012 по 01.09.2012 - *** руб. (л.д. 18); работа ответчика в ЗАО "Московское городское бюро экскурсий" организатором экскурсий не подпадает под действие положений п.п. 6-8 Положения о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП.
Доводы ответчика о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в рассмотрении дела в его отсутствие не влекут отмену решения суда, учитывая положения ст. 119 ГПК РФ, поскольку судебные извещения неоднократно направлялись в адрес ответчика (л.д. 20, 30), и суд приступил к рассмотрению дела после получения соответствующих сведений с его последнего известного места жительства (л.д. 25-27).
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы Ковша Л.А. не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного решения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда города Москвы от 24 августа 2017 года в редакции определения об исправлении описки от 23 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ковша Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.