Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А,
судей Басангова Н.А. и Лиджиева С.В,
при секретаре Монгуш Ч.С-О.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Сеитова Р.А. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о возмещении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг по апелляционной жалобе истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 декабря 2017 года.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А, судебная коллегия
установила:
Сеитов Р.А. обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование требований указал, с 5 января 1997 года по настоящее время работает врачом *** в бюджетном учреждении Республики Калмыкия "Яшалтинская районная больница", как медицинский работник имеет право на бесплатное предоставление жилья с отоплением и освещением. За период с 1 ноября 2015 года по 31 октября 2017 года он понес расходы по оплате потребления газа в размере 29033,03 руб. и электроэнергии на сумму 34870,09 руб. На основании Закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" в указанный период он пользовался мерами социальной поддержки, ему выплачено в виде ежемесячной денежной выплаты - 4293,03 руб. за отопление, 1173,70 руб. - за электроэнергию. Полагает, данные суммы подлежат вычету из фактически понесенных им расходов по оплате за потребление газа и электроэнергию. Просит взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в его пользу за период с 1 ноября 2015 года по 31 октября 2017 года расходы по оплате потребления газа в размере 27740 руб, за период с 1 ноября 2015 года по 30 ноября 2017 года за электроэнергию - 33696 руб, всего 58436,39 руб.; а также расходы на оплату услуг адвоката за составление искового заявления 2000 руб.; расходы по уплате государственной пошлины 1953,09 руб.
В судебное заседание истец Сеитов Р.А. не явился, в исковом заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Калмыкия Лиджаев Д.А. иск не признал, пояснив, при наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному основанию по выбору гражданина. Сеитов Р.А. по своему выбору получал меры социальной поддержки на коммунальные услуги как инвалид.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований Сеитова Р.А. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о возмещении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 1 ноября 2015 года по 30 ноября 2017 года отказано.
В апелляционной жалобе истец Сеитов Р.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Ссылаясь на решение Элистинского городского суда от 11 декабря 2015 года, выражает несогласие с выводом суда о том, что он имеет право на получение мер социальной поддержки лишь по одному основанию по его выбору.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 ГПК РФ дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая требования, суд исходил из того, что в случаях, когда гражданин имеет право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному из них по выбору самого гражданина. В связи с тем, что истец в спорный период пользовался мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг как инвалид, правовых оснований для возмещения ему как медицинскому работнику расходов по оплате за освещение и отопление не имеется.
Данные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильно примененных нормах материального и процессуального закона.
До 1 января 2005 года врачи, провизоры, медицинские работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года), имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, что связано с принятием в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Для медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ, для медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (части пятая и шестая статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
С 1 января 2012 года аналогичные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в части 2 статьи 72 действующего в настоящее время Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
По смыслу предписаний Конституционного Суда Российской Федерации, отраженными в постановлении от 15 мая 2006 года N5-П, определениях от 07 февраля 2008 года N383-0-П, от 05 февраля 2009 года N149-0-П, установленное пунктом 50 статьи 35 ФЗ от 22 августа 2004 года N122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Закрепленное в части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование обеспечивает, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, сохраняется и после указанной даты, при том, что именно государственный или муниципальный орган вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставления им в соответствии с частью 1 статьи 160 ЖК РФ компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.
В соответствии с абзацем 4 части 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В силу части 3 статье 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Аналогичное правило содержится в Порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Калмыкия, утвержденном постановлением Правительства Республики Калмыкия от 12 февраля 2016 года N 42 (пункт 1).
Из взаимосвязи приведенных положений нормативно-правовых актов и правовой позиции Конституционного Суда РФ следует, что при отсутствии правового регулирования субъекта РФ и муниципального органа в части замены порядка предоставления соответствующим медицинским работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, проживающим и работающим в сельской местности, сохраняется прежний порядок предоставления этих льгот. Действующим законодательством получение гражданином одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям не предусмотрено.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, с 05 января 1997 года по настоящее время Сеитов Р.А. работает врачом *** в бюджетном учреждении Республики Калмыкия "Яшалтинская районная больница", расположенном в сельской местности (л.д. 13).
Из справки серии *** N *** от 08 февраля 2017 года следует, на основании акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы N *** от 08 февраля 2017 года Сеитову Р.А. 01 марта 2017 года повторно установлена *** группа инвалидности *** бессрочно (л.д. 25-26).
Согласно справке казенного учреждения Республики Калмыкия "Центр социальной защиты населения Яшалтинского района" от 10 ноября 2017 года N *** Сеитов Р.И. в оспариваемый период пользовался мерами социальной поддержки, предусмотренными Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". За указанный период ему выплачено 4293,03 руб. за отопление, 1173,70 руб. за электроэнергию (л.д. 12).
Указанное обстоятельство не отрицалось истцом.
Поскольку приведенными нормативно-правовыми актами установлена мера социальной поддержки одной и той же формы, суд правильно отказал истцу в возмещении расходов по оплате коммунальных услуг в период получения иной меры социальной поддержки.
Утверждение истца, что он, получая меры социальной поддержки как инвалид, имеет право на полное возмещение понесенных им затрат по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности, является ошибочным и основано на неправильном толковании приведенного законодательства.
Ссылка истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 декабря 2015 года не может быть признана обоснованной, поскольку оно не подпадает под действие статьи 61 ГПК РФ.
Решение суда мотивировано, суд правильно установили исследовал все фактические обстоятельства дела и дал им верную оценку. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи Н.А. Басангов
С.В. Лиджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.