Новгородского районного суда Новгородской области от 09 ноября 2017 года, которым оставлено без изменения постановление главного государственного инспектора в Новгородском и Батецком районах по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области Земляничкиной О.В. от 29 сентября 2017 года по делу N " ... " в отношении -
Алешковой О.Н, "... " рождения, уроженки "... ", зарегистрированного по адресу: "... ",
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,
установил:
06 сентября 2017 года заместителем главного государственного инспектора Новгородского и Батецкого районов по использованию и охране земель Платоновой Н.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алешковой О.Н. по факту неиспользования в течение установленного срока, предусмотренного федеральным законом, в соответствии с целевым назначением земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью "... " га, расположенного по адресу: "... " принадлежащего на праве собственности Алешковой О.Н.
29 сентября 2017 года главным государственным инспектором Новгородского и Батецкого районов по использованию и охране земель Земляничкиной О.В. вынесено постановление о привлечении Алешковой О.Н. к административной ответственности по части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей по факту неиспользования лицом указанного земельного участка в соответствии с целевым назначением.
Судом принято указанное выше решение.
В жалобе, поданной в Новгородский областной суд, Алешкова О.Н. не соглашается с решением судьи Новгородского районного суда, полагая его незаконным и необоснованным, в обоснование доводов своей жалобы указывает, что не знала о выделении ей земельного участка в "... " году, при этом, с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность она не обращалась в Администрацию города Новгорода, свидетельство о праве собственности на землю не получала, право собственности не зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке. Кроме того, границы земельного участка не установлены, участок не огорожен и с учетом того обстоятельства, что на уровне с соседними территориями участок покрыт лесокустарниковой растительностью, идентифицировать земельный участок невозможно. Просит решение судьи отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы дела, судья считает, что Алешковой О.Н. срок для обжалования указанного выше решения судьи не пропущен.
Алешкова О.Н. и её защитник в судебном заседании поддержали доводы и жалобы, оспариваемое решение судьи просили отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на отсутствие вины Алешковой О.Н. в совершении правонарушения, а также на то обстоятельство, что после того, как Алешковой О.Н. стало известно о наличии в собственности земельного участка, ею 16 сентября 2017 года было подано заявление о прекращении права собственности в связи с отказом от такого права.
Заместитель главного государственного инспектора Новгородского и Батецкого районов по использованию и охране земель Платонова Н.В. считала привлечение Алешковой О.Н. к административной ответственности законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав участников процесса, судья приходит к следующим выводам.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Сроки освоения земельных участков могут быть установлены в договоре и в законе. Если в соответствующем договоре срок не установлен, то применяются сроки, установленные законом.
В силу требований статьи 284 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В соответствии с частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 01 августа 2017 года государственным инспектором по использованию и охране земель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью "... " га, расположенного по адресу: "... ", принадлежащего на праве собственности Алешковой О.Н.
Право собственности Алешковой О.Н. на земельный участок подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии "... ", выданным "... " года на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и распоряжения Администрации г. Новгорода от 28 ноября 1994 года 2148-рз.
Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование участка - для садоводства; земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет - присвоен кадастровый номер. При этом, в Едином государственном реестре недвижимости права в отношении указанного земельного участка не зарегистрированы.
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 15 апреля 1998 года N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 709, классификатор видов разрешенного использования земельных участков был дополнен видами разрешенного использования "ведение огородничества" (код 13.1), "ведение садоводства" (код 13.2) и "ведение дачного хозяйства" (код 13.3).
Под ведением садоводства в классификаторе понимается осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений.
Из материалов дела следует, что Алешкова О.Н, являясь собственником земельного участка площадью "... " по адресу: "... ", предназначенного для садоводства, не использует земельный участок в течение установленного срока, предусмотренного законом (статьей 284 Гражданского кодекса РФ), что отражено в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья районного суда исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях Алешковой О.Н. вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем такие выводы не находят объективного подтверждения в материалах дела.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 указанного Кодекса).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Применительно к диспозиции части 3 статьи 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства в течение срока, установленного федеральным законом, - противоправное деяние в виде бездействия.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении собственником, арендатором или владельцем земельного участка принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию такого участка в предназначенных целях и в установленный законом срок. При этом необходимо учитывать признак обязательности цели использования земельного участка: производство сельскохозяйственной продукции, иная деятельность, связанная с этим производством, а также временной признак, поскольку факт неиспользования земельного участка может быть установлен только по истечении установленного законом срока.
Вместе с тем, из постановления должностного лица не усматривается, что должностным лицом устанавливалось время, необходимое для освоения земельного участка, равно как и наличие обстоятельств, исключающих его использование. Между тем, данные обстоятельства подлежали выяснению, поскольку факт неиспользования земельного участка может быть установлен только по истечении установленного законом срока. При этом в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (статья 284 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В ходе производства по данному делу Алешкова О.Н. ссылалась на то, что не уведомлялась органом местного самоуправления о передаче ей в собственность ранее предоставленного в пользование земельного участка в массиве " "... "". Однако данные доводы заявителя поданных по делу жалоб надлежащей правовой оценки при рассмотрении данного дела не получили.
Между тем, из материалов дела следует, что распоряжением Администрации города Новгорода N2148рз от 28 ноября 1994 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года N480 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" осуществлена перерегистрация земельных участков, предоставленных в пользование садоводческому товариществу " "... "" в массиве " "... "" на основании решения Новгородского горисполкома от 10.10.1991 N796.
В соответствии с условиями данного распоряжения в собственность гражданам передавались земельные участки площадью по "... " га; владельцам земельных участков надлежало выдать правоустанавливающие документы согласно прилагаемому списку, в который была включена Алешкова О.Н.
На имя Алешковой О.Н. комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Новгорода 27 декабря 1994 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и распоряжения Администрации г. Новгорода от 28 ноября 1994 года 2148-рз выдано свидетельство на право собственности на землю серии "... "
В соответствии с Порядком выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом 20.05.1992, перерегистрация права на ранее предоставленный участок производилась как по личному заявлению граждан, так и по инициативе районных, городских комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам, сельской, поселковой, городской администрации.
При этом, согласно пункту 9 названного Порядка обязанность по выдаче свидетельств на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования возлагалась на должностных лиц районного, городского комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, сельской, поселковой, городской администрации в зависимости от местоположения земельного участка.
Данный порядок действовал до принятия Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Представленными в дело документами подтверждено, что Алешкова О.Н. не получала указанное свидетельство на право собственности на землю серии "... " в соответствии с ранее действовавшим порядком.
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о регистрации права Алешковой О.Н. в отношении указанного земельного участка отсутствуют.
Иных документов, подтверждающих осведомленность Алешковой О.Н. о наличии у неё в собственности земельного участка, не имеется.
Также отсутствуют доказательства уведомления Алешковой О.Н. административным органом о перерегистрации земельных участков, предоставленных в пользование садоводческому товариществу " "... "" в массиве " "... "", и передаче земельного участка N "... " площадью "... " га в собственность Алешковой О.Н. в "... " году.
Из пояснений Алешковой О.Н. следует, что у неё отсутствовали намерения владеть и пользоваться земельным участком, с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка она в орган местного самоуправления не обращалась.
Достоверность сведений, сообщенных Алешковой О.Н, подтверждается данными акта административного обследования объекта земельных отношений от 01 августа 2017 года, которым зафиксирована территория, покрытая лесокустарниковой растительностью, и тем фактом, что после получения сведений о наличии права собственности на указанный выше земельный участок - 16 сентября 2017 года Алешкова О.Н. обратилась Управление Росреестра по Новгородской области (через МФЦ) за оказанием услуги по государственной регистрации прекращения права в связи отказом от права собственности на земельный участок.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения.
В силу части 4 статьи 1.5 указанного Кодекса, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При обстоятельствах, указанных выше, постановление главного государственного инспектора в Новгородском и Батецком районах по использованию и охране земель и решение судьи районного суда, состоявшиеся в отношении Алешковой О.Н, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные акты.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 09 ноября 2017 года и постановление главного государственного инспектора в Новгородском и Батецком районах по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 29 сентября 2017 года в отношении Алешковой О.Н. о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные акты.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решение по результатам рассмотрения жалобы могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном ст. 30.12 - ст. 30.14 КоАП РФ.
Судья Новгородского
областного суда Ю.П. Константинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.