Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Фомина М.В,
судей Луневой С.П. и Строчкиной Е.А.
при секретаре Мазикиной А.Б,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Кисловодска к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ставропольского края "Кисловодская городская больница" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Шрамко Елены Викторовны на решение Кисловодского городского суда от 9 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Кисловодска обратился в суд с указанным административным иском, в котором с учетом изменений, внесенных в исковые требования на основании статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), просил признать незаконным бездействие административного ответчика по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу г. Кисловодск, ул. Кутузова, 12, обязать устранить допущенное нарушение в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что по результатам прокурорской проверки установлено, что на балансе ответчика находится защитное сооружение гражданской обороны, мер к поддержанию которого в надлежащем состоянии постоянной готовности к использованию он не принимает, чем нарушаются публичные интересы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, антитеррористической защищенности.
Решением Кисловодского городского суда от 09.10.2017 года исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие ГБУЗ Ставропольского края "Кисловодска городская больница" по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу г. Кисловодск, ул. Кутузова, 12.
Тем же решением на ответчика возложена обязанность в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу привести указанный объект в соответствие с требованиями федерального законодательства, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года N 583.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Шрамко Е.В. просит об отмене судебного постановления и отказе в удовлетворении требований истца, ссылаясь на отсутствие предусмотренных законом оснований по содержанию за счет учреждения объекта сооружения гражданской обороны, находящегося в федеральной собственности.
В заседании судебной коллегии представитель истца Колячкина И.В. просила оставить решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд по вызову не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
На основании статей 150, 307 КАС РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 218 КАС РФ, пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на балансе ГБУЗ "Кисловодская городская больница" находится объект недвижимости с кадастровым номером 26:34:050219:142, нежилое здание гражданской обороны, площадью 654,7 кв.м, инвентарный номер - 3749, Литер: 3, этажность - 1, подземная - 1 (подвал), расположенное по адресу г. Кисловодск, ул. Кутузова, 127.
Согласно акту обследования отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Кисловодску Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 31.03.2017 года указанный объект к приему укрываемых не готов, требует капитального ремонта.
Согласно указанному акту организация, которой передано имущество в оперативное управление: не обслуживает его и не принимает мер по поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию, не содержит его в надлежащем состоянии, допускает нарушения Правил:
п. 1.3 - отсутствует распорядительный документ руководителя о назначении ответственного должностного лица для организации правильного учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
п. 3.2.5 - на входах используемых помещений в мирное время защитно-герметические двери в открытом положении не находятся на подставках, для закрытия дверных проемов обычные двери не установлены;
п. 3.2.10 - резиновые детали уплотнения защитных и защитно-герметических дверей и ставней убежища находятся в неудовлетворительном состоянии - резиновые мягкие вставки на защитно-герметичных дверях в большей степени отсутствуют, в ряде случаев потеряли эластичность, имеются механические повреждения;
п. 3.2.11 - инженерно-техническое оборудование защитных сооружений гражданской обороны находятся в неисправном состоянии - срок фильтров поглотителей истек;
п. 3.2.12 - не производится своевременное техническое обслуживание и ремонт защитного сооружения, защитных устройств и внутреннего инженерно-технологического оборудования;
п. 3.6 - отсутствует журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище, отсутствует план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, отсутствует эксплуатационная схема вентиляции защитного сооружения ГО, отсутствует журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования;
п. 5.1.1 - не разработан годовой план планово- предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств;
п. 5.2.2 - не разработан годовой план планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций;
п. 4.1 - при проведении ежегодных проверок состояния защитного сооружения не организованно отражением результатов в журналах проверки состояния убежища, отсутствуют акты проверок за последние 2 года;
п. 4.4 - периодичность осмотров и проверок качественного состояния фильтров поглотителей не соблюдается, технический осмотр и контрольная проверка фильтров поглотителей с установленной периодичностью не производится;
п. 4.5 - нарушена исправность систем энергосбережения, водоснабжения, канализации;
п. 4.6 - нарушены правила содержания и использования специальной техники и имущества гражданской обороны;
п. 5.3 - отсутствуют средства связи и система оповещения, а также громкоговорители, подключенные к городской и местной радиотрансляционным сетям.
В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (пункт 6 статьи 3).
Юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (пункт 3.1 статьи 5).
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 12.02.1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны, согласно статье 1 данного закона гражданская оборона представляет собой систему мероприятий, направленных в том числе на защиту населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в статье 5 - 10 закона определен круг обязанностей, возлагаемых в этой сфере как на органы публичной власти, так и на иных лиц - организации и граждан.
В соответствии с пунктом 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 года N 804 (далее - положение о гражданской обороне), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" предусмотрено, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны, обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15.12.2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила N 583).
На основании пунктов 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Как установлено судом, защитное сооружение, расположенное по адресу: г. Кисловодск, ул. Кутузова, 127, передано в оперативное управление ответчику.
В силу пункта 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года N 1309, в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Согласно пунктам 3.1.1, 3.2.1, 3.2.2 Правил при режиме повседневной деятельности сооружения должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, при их эксплуатации в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Поскольку объект, расположенный по адресу г. Кисловодск, ул. Кутузова, 127, находится на балансе ГБУЗ "Кисловодская городская больница", его статус как защитного сооружения гражданской обороны, повседневная эксплуатация и техническое состояние ответчиком не оспаривается, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и их удовлетворении.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан на основе установленных обстоятельств по делу, правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения, и правильной оценке доказательств, представленных в материалы дела, в связи с чем, является законным и обоснованным.
С учетом приведенных выше требований закона, а также пункта 5 статьи 123.22, пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, доводы ответчика о нахождении защитных сооружений в федеральной собственности, правового значения не имеют, поскольку закон не освобождает бюджетное учреждение от соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны и противодействии терроризму, независимо от того, по каким основаниям сооружение поступило в его оперативное управление и за счет каких средств оно было создано (приобретено).
В силу пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 12.02.1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет их средств.
Согласно статье 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Установленный судом первой инстанции срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Доказательств для иного вывода в апелляционной жалобе не содержится, в материалы дела не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции, сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, неверному истолкованию норм материального права.
Безусловные основания для отмены решения, предусмотренные частью 1 статьи 310 КАС РФ, судебной коллегией не установлены.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кисловодского городского суда от 9 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.