Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Голубевой И.В,
судей: Александровой Н.А. и Куловой Г.Р,
при секретаре Кабировой Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Старонадеждинский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании бездействия в сфере электроснабжения и похоронного дела незаконными
по апелляционной жалобе главы сельского поселения Старонадежденский сельсовет Демидовой Л.И. на решение Благовещенский районного суда Республики Башкортостан от 20 ноября 2017 года
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А, пояснения прокурора Замалетдиновой Л.И, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Благовещенский межрайонный прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с указанными выше административным иском к ответчику, мотивировав тем, что Благовещенской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о благоустройстве территорий муниципальных образований, в ходе которой выявлено, что на территории сельского поселения Старонадежденский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан отсутствует уличное освещение в нарушение норм и правил естественного и искусственного освещения и стандартов обеспечения безопасности дорожного движения, Правил устройства электроустановок, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 06.10.1999.
Истец просил признать незаконным бездействие ответчика, выраженное в не обеспечении беспрерывного наружного искусственного освещения в адрес в темное время суток, включая вечернее, утреннее и ночное время, в соответствии с нормами и правилами естественного и искусственного освещения и стандартами обеспечения безопасности дорожного движения. Обязать ответчика обеспечить беспрерывное наружное искусственное освещение в названных выше населённых пунктах в темное время суток, включая вечернее, утреннее и ночное время, в соответствии с нормами и правилами естественного и искусственного освещения и стандартами обеспечения безопасности дорожного движения.
Также прокурор указал в иске, что в нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 25, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" ответчиком не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, призванная обеспечить погребение умершего и оказать услуги по погребению. Создание специализированных служб по вопросам похоронного дела служит необходимой гарантией реализации права лица, принявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, на выбор между погребением, включающим в себя гарантированный перечень бесплатных услуг, и погребением за счет собственных средств, с последующим получением социального пособия. Также в ходе проверки было выявлено, что при наличии на территории сельского поселения действующих кладбищ на их участках не предусмотрены урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с твердым (асфальтированным, бетонированным) покрытием. Отсутствие и не оборудование вышеуказанных контейнерных площадок, по мнению истца, приводит к несанкционированному складированию отходов, создает опасность для окружающей среды, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Прокурор просит признать незаконным бездействие ответчика в неорганизации похоронного дела на территории сельского поселения Старонадежденский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан и обязать ответчика создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, определить порядок ее деятельности, оборудовать на территории действующих кладбищ сельского поселения урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников на твердом покрытии.
Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 20 ноября 2017 года постановлено:
административное исковое заявление Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Старонадеждинский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, выраженное в необеспечении беспрерывного наружного искусственного освещения в адрес в темное время суток, включая вечернее, утреннее и ночное время, в соответствии с нормами и правилами естественного и искусственного освещения и стандартами обеспечения безопасности дорожного движения, а также в неорганизации похоронного дела на территории сельского поселения Старонадеждинский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики.
Обязать администрацию сельского поселения Старонадеждинский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан обеспечить беспрерывное наружное искусственное освещение в адрес в темное время суток, включая вечернее, утреннее и ночное время, в соответствии с нормами и правилами естественного и искусственного освещения и стандартами обеспечения безопасности дорожного движения.
Обязать администрацию сельского поселения Старонадеждинский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, определить порядок ее деятельности.
Обязать администрацию сельского поселения Старонадеждинский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан оборудовать на территории действующих кладбищ сельского поселения урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников на твердом покрытии.
Срок исполнения решения суда установить 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе глава сельского поселения Старонадежденский сельсовет Демидова Л.И. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что бюджет сельского поселения утвержден на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 год, бюджет является дотационным, расходование бюджетных средств сельского поселения ограничено целевыми затратами, для определения необходимых финансовых средств для исполнения решения суда требуется сметная документация, составляемой на основании схемы электроснабжения для оформления которой также требуются дополнительные финансовые затраты, а источники дополнительного финансирования бюджета сельского поселения отсутствуют. Также не согласилась со сроками, установленными для исполнения решения суда. Указал в жалобе, что решение суда не является исполнимым.
Благовещенский межрайонный прокурор представил возражение на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика не явился на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), рассмотрела дело без участия представителя ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, указав, что освещение улиц, относится к вопросам местного значения городского округа, организация освещения улиц на территории сельского поселения Старонадежденский сельсовет возложена на ответчика, однако уличное освещение в адрес отсутствует, ответчиком каких-либо мер к обеспечению освещения указанных выше улиц не принимается.
С указанными выводами соглашается судебная коллегия по следующим основаниям.
Частями 1, 2, 3 статьи 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Согласно ст. 12 данного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк (п. 4.6.1.); доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п. 4.6.3); допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. (п. 4.6.4).
В силу пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм относится к вопросам местного значения.
Согласно статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения энергообеспечения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; организация благоустройства территории округа, включая освещение улиц, относится к вопросам местного значения городского округа.
Из выше изложенного следует, что на ответчика возложены: организация в границах поселения энергообеспечения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; организация благоустройства территории округа, включая освещение улиц, однако указанные обязанности ответчиком не исполняются в части обеспечения беспрерывного наружного искусственного освещения в адрес в темное время суток, включая вечернее, утреннее и ночное время, в соответствии с нормами и правилами естественного и искусственного освещения и стандартами обеспечения безопасности дорожного движения.
Также судом первой инстанции сделан вывод о наличии оснований для признания незаконным бездействия ответчика заключающегося в непринятии мер по организации похоронного дела на территории сельского поселения Старонадежденский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики, возложении на ответчика обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, определить порядок ее деятельности и оборудовать на территории действующих кладбищ сельского поселения урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников на твердом покрытии.
С указанным выводом также соглашается судебная коллегия, так как в соответствии с подпунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно п. 3 ст. 1, ст. 17 названного закона органы местного самоуправления органов поселений, муниципальных образований и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения.
Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" за органами местного самоуправления закреплены, в том числе и такие обязанности (полномочия), как осуществление организации похоронного дела, создание специализированных служб по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению, определение порядка деятельности обозначенных служб (п. 2 ст. 25, п. 1.2 ст. 29).
В соответствии с п. 1 ст. 9 названного закона установлен гарантированный перечень услуг по погребению, а именно: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В силу ст. 12 указанного закона на специализированные службы по вопросам похоронного дела также возложены функции по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению в пределах размера социального пособия на погребение, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Таким образом, приведенные выше нормы закона, предоставляют гражданам определенные гарантии по погребению, реализация которых осуществляется посредством создания специализированных служб, уполномоченных оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе и невыполнение которых нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории соответствующего поселения.
Однако в нарушение выше сказанного на территории сельского поселения отсутствует ритуальная служба, ответчиком мер по созданию на территории сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела не предпринимается, что подтверждает наличие незаконного бездействия со его стороны.
Кроме того, при наличии на территории сельского поселения действующих кладбищ, вопреки п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 6 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.п. 6.6, 6.7 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84, ст. 9.1 Правил содержания мест погребения и деятельности общественных кладбищ сельского поселения на участках кладбищ не предусмотрены урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с твердым (асфальтированным, бетонированным) покрытием, что также подтверждает наличие незаконного бездействия со стороны ответчика.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в бюджете сельского поселения денежных средств на проведение работ по организации освещения улиц, созданию специализированной службы, уполномоченной оказывать услуги по погребению, не являются основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Так, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать, что отсутствие в бюджете сельского поселения денежных средств на проведение работ по организации освещения улиц, созданию специализированной службы, уполномоченной оказывать услуги по погребению, освобождает ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции, от проведения мероприятий, необходимых для решения названных выше вопросов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда не является исполнимым в связи с недостаточностью сроков для выполнения решения суда не являются основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ на суд возложена обязанность в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции обоснованно, с учетом всех обстоятельств дела определен срок устранения ответчиком допущенных нарушений, позволяющих ответчику совершить все необходимые действия для устранения нарушений закона и выполнения обязанностей, предусмотренных законом, каких-либо оснований для изменения указанного срока не имеется.
Кроме того, ст. 358 КАС РФ предусмотрен механизм предоставления отсрочки и рассрочки исполнения решения суда, которым ответчик имеет возможность воспользоваться после вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 20 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы сельского поселения Старонадежденский сельсовет Демидовой Л.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Голубева
судьи: Н.А. Александрова
Г.Р. Кулова
справка: судья Гарипова С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.