Решение Приморского краевого суда от 23 июня 2008 г. N 3-56
(Извлечение)
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими положений статьи 3 Закона Приморского края от 26 марта 2008 г. N 234-КЗ "О содействии развитию спорта высших достижений в Приморском крае" в части содействия развитию спорта высших достижений в Приморском крае посредством материально-технического и финансового обеспечения в виде выплаты вознаграждения спортсменам, тренерам и другим специалистам; оплаты услуг организаций, обеспечивающих привлечение и переход спортсменов и специалистов в физкультурно-спортивные организации (спортивные клубы); прочих расходов, предусмотренных регламентами, положениями о проведении соревнований.
В заявлении указывается, что оспариваемые положения статьи 3 названного нормативного акта, в которой перечислены меры поддержки развитии спорта высших достижений, противоречат действующему федеральному законодательству.
Так, в статье 3 Закона Приморского края указана мера поддержки развития спорта в виде выплаты вознаграждения спортсменам, тренерам и другим специалистам. Между тем, в соответствии со статьями 8 и 38 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" выплата вознаграждения спортсменам, тренерам и другим специалистам не является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, поскольку в силу статей 129, 348.1 Трудового кодекса РФ выплата вознаграждения за труд указанным лицам является обязанностью работодателя.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать только дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации в области физической культуры и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпионов мира, чемпионов Европы, имеющим почетные спортивные звания, ведомственные награды органов государственной власти в области физической культуры и спорта или награжденным государственными наградами Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Пунктом "а" части 1 статьи 3 предусмотрена мера поддержки развития спорта высших достижений в виде оплаты услуг организаций, обеспечивающих привлечение и переход спортсменов и специалистов в физкультурно-спортивные организации (спортивные клубы). При этом не учтено, что в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" оплата услуг таких организаций, не является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", статьей 1 Закона Приморского края от 26 марта 2008 года N 234-КЗ "О содействии развитию спорта высших достижений в Приморском крае" организации, обеспечивающие привлечение и переход спортсменов и специалистов в физкультурно-спортивные организации (спортивные клубы) не являются субъектами спорта высших достижений. Кроме того, согласно ст. 69 Бюджетного кодекса РФ такие услуги не могут быть обеспечены бюджетным финансированием, поскольку бюджетное финансирование услуг юридических лиц осуществляется, если оказаны государственные (муниципальные) услуги.
В указанной статье Закона Приморского края от 26 марта 2008 г. N 234-КЗ к мерам поддержки развития спорта высших достижений отнесены прочие расходы, предусмотренные регламентами, положениями о проведении соревнований, однако указанные меры поддержки не соответствует содержанию статьи 8 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта вправе участвовать в организации и проведении межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации, в случае если они проводятся на территории этого субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования, просил признать недействующими положения части 3 оспариваемого закона в части содействия развитию спорта высших достижений в Приморском крае посредством материально-технического и финансового обеспечения в виде выплаты вознаграждения спортсменам, тренерам и другим специалистам; оплаты услуг организаций, обеспечивающих привлечение и переход спортсменов и специалистов в физкультурно-спортивные организации (спортивные клубы), пояснив, что оспариваемые положения статьи 3 Закона Приморского края от 26 марта 2008 г. N 234-КЗ "О содействии развитию спорта высших достижений в Приморском крае", допускают бюджетное финансирование лиц и организаций, не являющихся субъектами спорта высших достижений, без соблюдения условий финансовой поддержки.
Представитель Законодательного собрания Приморского края Арановский К.В. с требованиями прокурора не согласился, ссылаясь на то, что оспариваемые положения статьи 3 Закона Приморского края от 26 марта 2008 г. N 234-КЗ "О содействии развитию спорта высших достижений в Приморском крае" не противоречат федеральному законодательству.
Пунктом 6 части 2 статьи 38 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации отнесено обеспечение иных мероприятий и программ. Поскольку статья 4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" устанавливает общие положения, перечень обеспечительных мер не является исчерпывающим, определение расходов возможно по усмотрению субъекта Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов вправе оказывать содействие субъектам физической культуры и спорта, осуществляемым свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации.
К субъектам спорта относятся спортсмены, тренеры и другие специалисты, которые могут быть отнесены как к спорту высших достижений, так и профессиональному спорту. Поэтому допускается финансирование указанных лиц за счет средств бюджета Приморского края. Так как вознаграждение не может быть выплачено указанным лицам непосредственно из бюджета, то указанные расходы компенсируются спортивным организациям.
Не противоречит федеральному законодательству положение статьи 3 Закона Приморского края от 26 марта 2008 г. N 234-КЗ "О содействии развитию спорта высших достижений в Приморском крае" об оплате услуг организаций, обеспечивающих привлечение и переход спортсменов и специалистов в физкультурно-спортивные организации (спортивные клубы), поскольку привлечение и переход спортсменов в спортивные клубы является необходимым условием в сфере спорта высших достижений. Такая мера поддержки развития спорта выражается в формировании спортивных команд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта. Указанная норма не содержит ограничений полномочий субъектов Российской Федерации. Пункт 30 части 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не содержит параметров составления программы.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края Бондарь Т.Н. возразила против заявления прокурора, полагая его необоснованным и в части признания оспариваемого закона недействующим со дня его принятия.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела и положения действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 26.3 Федерального закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов об осуществлении региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечения подготовки спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также присвоения спортивных разрядов и соответствующих квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" к полномочиям субъектов Российской Федерации относится учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 указанной статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпионов мира, Чемпионов Европы, имеющим почетные спортивные звания, ведомственные награды органов государственной власти в области физической культуры и спорта или награжденным государственными наградами Российской Федерации за заслуги в области физической культуры и спорта.
Закон Приморского края от 26 марта 2008 г. N 234-КЗ "О содействии развитию спорта высших достижений в Приморском крае" принят Законодательным Собранием Приморского края в пределах компетенции, установленной федеральным законом.
Вместе с тем, доводы заявления о том, что часть положений статьи 3 названного закона противоречит федеральному законодательству, являются обоснованными.
В статье 3 Закона Приморского края от 26 марта 2008 г. N 234-КЗ перечислены формы оказания содействия развитию спорта высших достижений.
При этом, приведенный в указанной правовой норме меры содействия, в оспариваемой части не соответствует положениям законодательства.
Так, положением подпункта "а" пункта 1 статьи 3 Закона края установлено, что оказание поддержки спортивным сборным командам Приморского края, физкультурно-спортивным организациям (спортивным клубам), спортивные команды которых от имени Приморского края участвуют в официальных общероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных соревнованиях, спортсменам высокого класса Приморского края, являющимся кандидатами в составы сборных команд Российской Федерации или включенных в эти составы с целью подготовки к официальным всероссийским спортивным соревнованиям и официальным международным спортивным соревнованиям и их участию в этих соревнованиях осуществляется посредством выплаты вознаграждения спортсменам, тренерам и другим специалистам.
Между тем, в соответствии с федеральным законодательством - главой 54.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности регулирования труда спортсменов и тренеров. Положения указанной главы регулируют трудовые отношения с работниками, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным видам спорта, а также с работниками, трудовая функция которых состоит в проведении со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельности спортсменов для достижения спортивны результатов.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спортивные клубы являются юридическими лицами, осуществляющими учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность за счет собственных средств и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Спортсмены, тренеры и другие специалисты спортивных команд клубов осуществляют свою деятельность на основании трудовых договоров, контрактов, получая вознаграждение за труд от спортивных клубов, которые выплачивают спортсменам заработную плату и иные вознаграждения и к расходам бюджета не отнесены.
К расходам бюджета в соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отнесены оплата труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Таким образом, выплата вознаграждения за труд спортивным командам спортивных клубов, участвующим от имени Приморского края в официальных общероссийских и международных соревнованиях, являющейся обязанностью работодателя, возлагается на субъект Российской Федерации за счет сред его бюджета.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать только дополнительное материальное обеспечение.
При этом предусмотренное федеральным законодательством понятие поддержки развития спорта не может подменяться понятием содержания спортсменов, тренеров и других специалистов, основным видом деятельности которых является занятие спортом.
Пунктом 3 части 2 статьи 8 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" субъекту Российской Федерации за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации предоставлено право оказывать содействие субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Указанная норма должна рассматриваться во взаимосвязи с положениями статьи 38 указанного закона, устанавливающего расходные обязательства Российской Федерации, ее субъектов.
Организация и проведение межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации, поэтому субъект Российской Федерации не может выступать организатором спортивных соревнований указанного уровня и, соответственно, финансировать указанные спортивные мероприятия, а лишь оказывать содействие в их финансировании с учетом расходных обязательств субъектов Российской Федерации, предусмотренных статьей 38 Федерального закона "О физической культуре и спорта в Российской Федерации".
Субъект Российской Федерации вправе обеспечить мероприятия по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации к международным спортивным соревнованиям при условии участия в таких спортивных соревнованиях спортсменов этих субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям пункта "а" части 1 статьи 3 Закона Приморского края оплата услуг организаций, обеспечивающих привлечение и переход спортсменов и специалистов в физкультурно-спортивные организации (спортивные клубы) отнесена к мерам оказания содействия развитию спорта высших достижений в Приморском крае.
Оплата услуг организаций, обеспечивающих привлечение и переход спортсменов и других специалистов в спортивные клубы, может осуществляться за счет собственных средств клубов и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации средств.
Однако действующее законодательство о физической культуре и спорте в Российской Федерации не относит расходы по формированию коллективов спортивных клубов к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Перевод спортсменов к другому работодателю, основания и последствия досрочного прекращения со спортивных клубом трудовых отношений, урегулированы нормами трудового законодательства.
Оказание поддержки развития спорта высших достижений за счет средств краевого бюджета может осуществляться с учетом положений, содержащихся в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Как следует из статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг в соответствии со статьей 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся ассигнования на предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Услуга организаций по привлечению спортсменов в спортивные клубы к услугам, указанным в Бюджетном кодексе, не относится.
Доводы представителя Законодательного Собрания Приморского края о том, что субъект Федерации вправе устанавливать дополнительные меры поддержки развития спорту, не могут быть приняты во внимание, поскольку право субъекта Российской Федерации учреждать почетные звания, награды, премии и иные формы поощрения в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, устанавливать дополнительное материальное обеспечение, оказывать содействие субъектам физической культуры и спорта в соответствии с Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", не оспаривается.
Между тем, меры поддержки развития спорта должны осуществляться субъектом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Нечеткость правовой нормы вызывает затруднение при ее толковании и может привести к ее неправильному применению.
Таким образом, положения пункта 3 Закона Приморского края от 26 марта 2008 г. N 234-КЗ "О содействии развитию спорта высших достижений в Приморском крае" в части содействия развитию спорта высших достижений в Приморском крае посредством материально-технического и финансового обеспечения в виде выплаты вознаграждения спортсменам, тренерам и другим специалистам; оплаты услуг организаций, обеспечивающих привлечение и переход спортсменов и специалистов в физкультурно-спортивные организации (спортивные клубы), противоречат действующему федеральному законодательству.
На основании части 2 статьи 253 ГПК РФ указанные положения Закона Приморского края подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 198, 252, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Приморского края удовлетворить.
Признать недействующими положения статьи 3 Закона Приморского края от 26 марта 2008 г. N 234-КЗ "О содействии развитию спорта высших достижений в Приморском крае" в части слов: "выплата вознаграждения спортсменам, тренерам и другим специалистам; оплата услуг организаций, обеспечивающих привлечение и переход спортсменов и специалистов в физкультурно-спортивные организации (спортивные клубы)" с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Законодательное Собрание Приморского края опубликовать решение суда после вступления его в законную силу в Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Приморский краевой суд.
Кассационная жалоба может быть подана, а прокурором может быть принесено кассационное представление в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 23 июня 2008 г. N 3-56 (извлечение)
Текст Решения предоставлен Приморским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, расматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника