Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Грибовой Е.Н., судей Гончаровой О.С. и Дорохиной Е.М., при секретаре Игнатовой Е.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества гор. Москвы от 24 июля 2017 года, которым постановлено:
Исковое заявление Саленкова В.И.удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... об отказе в предоставлении Саленкову В.И,... г.р, жилого помещения.
Признать за Саленковым В.И,... г.р, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛА:
Саленков В.И. обратился в суд с иском о признании незаконным и отмене решения в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... об отказе в предоставлении Саленкову В.И,... г.р, жилого помещения; признании за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование своих требований Саленков В.И. указал, что родился... г. в городе Москве, является инвалидом второй группы с детства, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Мать истца - С. - умерла в... г.; данные об отце в свидетельстве о рождении истца указаны со слов матери. Согласно распоряжению супрефекта муниципального округа "Косино-Ухтомский" ВАО г. Москвы от... "О направлении несовершеннолетнего Саленкова В.И,... г.р, в детское учреждение на полное государственное обеспечение" за истцом было закреплено право пользования жилым помещением по адресу его регистрации:... С момента смерти матери Саленков В.И. находился в государственных учреждениях города Москвы на полном государственном обеспечении: с... г. - в школе-интернате N.., с... г. - в УВК N... ЮЗАО г. Москвы, с... г. в детском доме - интернате N... Комитета социальной защиты населения г. Москвы, с... по настоящее время - в ГБУ ПНИ N... С... истец зарегистрирован по месту жительства по адресу ГБУ ПНИ N 16:... Саленков В.И. жилых помещений на праве собственности или условиях социального найма не имеет. В жилом доме, расположенном по адресу:.., находящимся в частной собственности, в настоящее время зарегистрированы 13 человек, которые являются для истца посторонними лицами.
Администрация ГБУ ПНИ N... подготовила и направила пакет документов в ГБУ Центр "Детство" для рассмотрения вопроса о предоставлении Саленкову В.И. жилого помещения. Решением Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... истцу отказано в предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием документов, свидетельствующих о том, что в период отнесения к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Саленков В.И. имел право на обеспечение жилым помещением, но по объективным причинам оно не было реализовано.
Истец Саленков В.И. и его представитель в судебное заседание явились, поддержали исковые требования, просили их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности Трухин Д.В. в судебное заседание явился, возражал в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, отзыв на иск не представил.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при данной явке лиц, участвующих в деле.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Департамента городского имущества гор. Москвы
Проверив материалы дела, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента городского имущества гор. Москвы, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, выслушав Саленкова В.И. и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и представленными доказательствами.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Всеобщей декларации прав человека, Конституции РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Жилищным Кодексом РФ, Законом гор. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Как усматривается из материалов дела, Саленков В.И. родился... года в городе Москве, что подтверждается свидетельством о рождении... N... выдано... г. Перовским отделом ЗАГС г. Москвы.
Саленков В.И. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей.
Из повторного свидетельства о смерти.., выданного... г. Перовским отделом ЗАГС г. Москвы, следует, что мать истца - С... г.р, - умерла... г.; сведения об отце в актовую запись о рождении истца внесены на основании заявления матери, что подтверждается справкой Перовского отдела ЗАГС Управления ЗАГС Москвы от...
Согласно распоряжению супрефекта Управления муниципального округа "Косино-Ухтомский" ВАО города Москвы от.., несовершеннолетний Саленков В.И. направлен в детское учреждение на полное государственное обеспечение; за истцом закреплена жилая площадь по адресу:...
Согласно выписке из домовой книги от... г, Саленков В.И... г. снят с регистрационного учета по адресу:...
Саленков В.А. с момента смерти матери находится в государственных учреждениях города Москвы на полном государственном обеспечении: с... г. - в школе-интернате N... г. по... г. - в УВК N... ЮЗАО г. Москвы, с... г. - в ГКУ Детский дом - интернат N... Департамента социальной защиты населения г. Москвы, где был постоянно зарегистрирован по адресу:.., с... г. с... по настоящее время - в ГБУ города Москвы Психоневрологический интернат N... Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.... г. Саленков В.И. зарегистрирован по месту жительства в ГБУ ПНИ N... по адресу:...
Согласно справке Департамента городского имущества города Москвы от... и уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от.., записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на имя Саленкова В.И,... г.р, отсутствуют.
Саленков В.И. является инвалидом с детства, ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой Филиала N... ФГУ ГБ МСЭ по г. Москве N.., выданной... г.
Согласно заключению Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, действующей в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 15 июля 2008 г. N 1599-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Саленков В.И. может проживать самостоятельно (протокол от... ).
На заседании Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,... в отношении Саленкова В.И. вынесено заключение: "Отказать в предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием документов, свидетельствующих о том, что в период отнесения к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Саленков В.И. имел право на обеспечение жилым помещением, но по объективным причинам оно не было реализовано".
В соответствии со статьей 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу, действующий в юридически значимый период.
В городе Москве правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, урегулированы в статье 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Саленков В.И. достиг возраста 18 лет -... года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, действующей в момент достижения истцом совершеннолетия) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В пункте 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действующей в момент достижения истцом совершеннолетия) было установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 (в редакции, действующей до 13.12.2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, достигшим возраста 18 лет, по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, нахождения на патронатном воспитании, при прекращении попечительства, а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно, на условиях и в порядке, установленных Правительством Москвы, вне очереди однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договору безвозмездного пользования, если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье, на патронатном воспитании на основании решения органов опеки и попечительства города Москвы, при условии отсутствия у указанных граждан закрепленного жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
Таким образом, согласно положениям федерального законодательства и нормативных правовых актов города Москвы, действовавшим на момент достижения истцом возраста 18 лет, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имевшие закрепленного жилого помещения, подлежали обеспечению в городе Москве вне очереди благоустроенными жилыми помещениями по договору безвозмездного пользования.
При этом, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору безвозмездного пользования у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являлись перечисленные в этих нормах юридические факты, каждый из которых имел самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относилось окончание пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся стационарными учреждениями социального обслуживания.
Указанные нормы законодательства в юридически значимый период не содержали указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна была иметь место незамедлительно после его возникновения.
При этом, согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
По смыслу вышеприведенной правовой нормы дети-инвалиды из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, и достигнувшие возраста 18 лет, подлежат льготному обеспечению жилыми помещениями только после того, как будет установлено, что они имеют возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. Обращение лиц указанной категории за реализацией права на предоставление жилого помещения до определения в установленном порядке того обстоятельства, что они имеют возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни, является преждевременным.
Судом установлено, что Саленков В.И. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей; после смерти матери проживал в государственных учреждениях на полном государственном обеспечении; с... г. до совершеннолетия пребывал в учреждении социального обслуживания;... г. снят с регистрационного учета по адресу, закрепленного за ним жилого помещения:.., что фактически привело к отмене распоряжения супрефекта Управления муниципального округа "Косино-Ухтомский" от.., в части сохранения за истцом жилого помещения. Согласно выписке из домовой книги, в частном домовладении, расположенном по адресу:.., зарегистрированы по месту жительства 13 граждан, являющихся для Саленкова В.И. посторонними лицами.
Саленков В.И. на момент достижения возраста 18 лет жилых помещений на праве собственности или условиях социального найма не имел. Следовательно, на истца распространялась дополнительная социальная гарантия по обеспечению жилым помещением согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", части 2 статьи 57 ЖК РФ, статье 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Однако, достигнув совершеннолетия, Саленков В.И. по состоянию здоровья не имел возможности вести самостоятельный образ жизни,... г. из детского дома - интерната для умственно отсталых детей N... Департамента социальной защиты населения города Москвы был переведен в стационарное учреждение социального обслуживания - Психоневрологический интернат N... г. Москвы, где пребывает до настоящего времени. Данное обстоятельство объективно не позволяло истцу реализовать свое право на льготное обеспечение жилым помещением. Возможность реализовать данное право у Саленкова В.И. возникла только после вынесения заключения Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от... о том, что он может проживать самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом никаких исключений связанных с возрастом лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, для реализации принадлежавших им прав на льготное обеспечение жилыми помещениями указанные нормы федерального законодательства не содержат.
Факт достижения Саленковым В.И. возраста 23-х лет не является препятствием для обеспечения его жилым помещением в льготном порядке как лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержден постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве" (приложение N 3).
В пункте 1.2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (в редакции, действующей с 21.09.2016 г.) установлено, что вопросы предоставления жилых помещений в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 г. N 547-РП "О создании Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции распоряжения Правительства Москвы от 21.09.2016 г. N 477-РП).
Согласно пунктов 3.6 и 3.7 Порядка Комиссия рассматривает документы в отношении каждого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и по результатам рассмотрения выносит заключение об обеспечении или об отказе в обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы. Заключение Комиссии об отказе в обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированного жилого помещения должно содержать основание такого отказа.
Администрация ГБУ Психоневрологический интернат N... в установленном порядке вынесла жилищный вопрос Саленкова В.И. на рассмотрение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На заседании указанной Комиссии... в отношении Саленкова В.И. вынесено заключение: "Отказать в предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием документов, свидетельствующих о том, что в период отнесения к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Саленков В.И. имел право на обеспечение жилым помещением, но по объективным причинам оно не было реализовано".
Учитывая, что истец до настоящего времени жилых помещений на праве собственности или условиях социального найма не имеет, в установленном порядке признано, что он самостоятельно проживать может, суд пришел к выводу, что решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... об отказе в предоставлении жилого помещения Саленкову В.И. нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия полностью соглашается с выводами суда первой инстанции.
Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции тщательно проверил доводы сторон и фактические обстоятельства дела. Нормы материального права, подлежащие применению к данным правоотношениям, применил правильно, доказательствам, представленным сторонами, дал правовую оценку. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы представителя Департамента городского имущества гор. Москвы не свидетельствуют о неправильности выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств и свидетельствуют о неправильном толковании норм материального права, регулирующих данные правоотношения.
Ссылка на достижение истцом возраста более 23 лет и не реализацию права на льготное обеспечение жилой площади, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, так как не основано на нормах действующего законодательства.
Апелляционная жалоба представителя Департамента городского имущества гор. Москвы не содержит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 24 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента городского имущества гор. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.