Симоновского районного суда г. Москвы от 08 декабря 2017 года, которым постановлено:
Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы N ** от 23 августа 2017 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КРФоАП ООО "Вествинг Раша" - оставить без изменения, жалобу ООО "Вествинг Раша" - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы N * от 23 августа 2017 года ООО "Вествинг Раша" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 08 декабря 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, защитником ООО "Вествинг Раша" по доверенности Разумовой К.М. подана жалоба в Московский городской суд. В жалобе заявитель просит переквалифицировать действия ООО "Вествинг Раша" по ст. 8.5 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, поскольку действия ООО "Вествинг Раша" не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В судебное заседание явилась защитник ООО "Вествинг Раша" по доверенности Разумова К.М, которая жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержала в полном объеме.
Изучив доводы жалобы, заслушав мнение явившегося защитника, нахожу постановление должностного лица, решение судьи законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению.
Судом установлено и из материалов дела следует, что * года в * час. * мин. по адресу: * в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО "Вествинг Раша" установлено, что Общество, ведущее деятельность по адресу: * допустило несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившееся в не предоставлении (направлении) в установленные сроки статистической отчетности за 2016 год по форме 2-тп (отходы), что является нарушением ст.ст. 11, 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", приказа Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011 года N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления".
Из материалов дела также следует, что ООО "Вествинг Раша" осуществляет деятельность по адресу: *
От ведения основного вида деятельности у Общества образуются отходы производства и потребления, следующих видов:
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный исключая крупногабаритный (код по ФККО 7 33 100 01 72 4).
Согласно документам, представленным в ходе проверки ООО "Вествинг Раша" является арендатором объекта, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ленинская Слобода, вл.19 (БЦ "Омега Плаза").
Отходы (мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), образовавшиеся от деятельности Общества, накапливаются на площадках временного накопления Управляющей организации Объекта.
В ходе проверки не представлены документы, подтверждающие переход права собственности на отходы, образовавшиеся от деятельности ООО "Вествинг Раша" другим лицам.
В соответствии с п. п. 2.2.8, 2.2.9 договора аренды от 20 августа 2014 года N ОМ 140820-01 между ИП * (арендодателем) и ООО "Вествинг Раша" (арендатором), арендатор обязан:
- соблюдать в помещениях отраслевые правила и нормы;
- самостоятельно и за свой счет получать и поддерживать необходимые лицензии и иные разрешения соответствующих органов для разрешенного использования Помещения.
В соответствии с информацией ООО "БизнесцентрСервис" от * года N *:
- ООО "Вествинг Раша" является арендатором у собственника помещения;
- между ООО "БизнесцентрСервис" и ООО "Фарм Энерджи" заключен договор возмездного оказания услуг от 10 июля 2013 года N *, который предусматривает в том числе вывоз отходов, образованных от деятельности ООО "Фарм Энерджи";
- ООО "БизнесцентрСервис" не несет ответственность за отходы, образованные ООО "Вествинг Раша" в 2015 и 2016 годах.
Офисное помещение, расположенное по адресу: * находится во временном пользовании ООО "Вествинг Раша". Ранее, между ООО "Вествинг Раша" и ООО "Фарм Энерджи" был заключен договор аренды нежилого помещения от 20 сентября 2013 года N *. В связи с истечением срока действия договора с ООО "Фарм Энерджи", 20 августа 2014 года был заключен договор аренды нежилого помещения N * с новым собственником помещения *, входящей в группу компаний арендодателя.
ООО "Вествинг Раша" предоставлен доступ к контейнерам для мусора (площадкам временного накопления), расположенным на территории Бизнес-центра Омега Плаза, доступ не ограничивался и не был прекращен ООО "БизнесцентрСервис" в период действия договора аренды между ООО "Вествинг Раша" и ИП Исакулян Анной-Марией Левоновной.
Накопление отходов, образовавшихся в 2016 году от деятельности ООО "Вествинг Раша" по адресу: * осуществлялось централизованно в контейнеры ООО "БизнесцентрСервис" - управляющей организации Бизнес-центра Омега Плаза.
Документы, подтверждающие переход другим лицам право собственности на отходы, образовавшиеся от деятельности ООО "Вествинг Раша" в 2016 году по адресу: *, в ходе проверки представлены не были, равно как и документы, подтверждающие направление Обществом в уполномоченный орган статистической отчетности за 2016 год (форма 2-тп (отходы) в установленные сроки.
В ходе проверки ООО "Вествинг Раша" были представлены копии сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2015 и 2016 годы и документы, подтверждающие направление указанных документов посредством почтовой связи от 26 июля 2017 года.
Вышеизложенные действия ООО "Вествинг Раша" квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами -федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно п.п.4 и 5 Приказа Минприроды России от 01.09.2011г. N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.
Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО) (в ред. Приказа Минприроды России от 25.06.2014 N 284).
Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица указывают класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Пунктом 1 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010г. N 50, установлены требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
В соответствии с приложением к Порядку в графе "отходы, передаваемые на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам" указывается наименование объекта размещения отходов, наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, и номер объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.
С учетом изложенного, при сдаче отходов на полигон, не указанный в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, размещение отходов будет осуществляться без установленного лимита на размещение отходов.
В соответствии со ст. 58 Конституции России, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объект настоящего правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами-или иными опасными веществами. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном КоАП РФ порядке. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъекта РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, основными доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, подтверждающие наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении и иными процессуальными документами, предусмотренными настоящим Кодексом. Вместе с тем, протокол об административном правонарушении является основным доказательством совершенного правонарушения.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Вествинг Раша" подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ООО "Вествинг Раша" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ООО "Вествинг Раша" в его совершении.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательств невозможности соблюдения ООО "Вествинг Раша" законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, которые оно могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Административное наказание назначено ООО "Вествинг Раша" в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
Доводы жалобы о том, что действия ООО "Вествинг Раша" следует переквалифицировать по ст. 8.5 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, поскольку действия ООО "Вествинг Раша" не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и были обоснованно отклонены по убедительным мотивам, подробно изложенным в судебном решении.
Так, суд первой инстанции установил, что объектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав, а выявленные нарушения (непредставление отчета) затрагивают общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
При этом, состав ст. 8.5 КоАП РФ не является специальным по отношению к составу ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку объекты указанных правонарушений также не соотносятся как частное и общее.
Оснований не согласиться с данными выводами суда не имеется, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среда г. Москвы N * от 23 августа 2017 года, решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 08 декабря 2017 года в отношении ООО "Вествинг Раша" - оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Вествинг Раша" по доверенности Разумовой К.М. - без удовлетворения
Судья Московского городского суда А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.