Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ОАО *** на решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 31 октября 2017 года, которым
постановление N *** старшего государственного инспектора по ЦФО *** от 05 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО ***, общество), оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N *** старшего государственного инспектора по ЦФО от 05 июня 2017 года ОАО *** привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением защитник ОАО *** обратился с жалобой Мещанский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше решение.
В жалобе, поданной защитником в Московский городской суд, ставиться вопрос об отмене обжалуемых актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обосновании доводов жалобы, заявитель указывает на то, что должностное лицо административного органа расширил предмет проверки, не указанный в решении о проведении проверки; решение о проверки не доведено до сведения ОАО ***; административно-хозяйственное управление деятельностью по сбору отходов не занимается и не осуществляет деятельность отнесенную к объектам I - III категорий, в связи с чем, разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля не требуется; проекты нормативов образования отходов и лимитов на их разрешение находятся на утверждении в Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО.
В судебное заседание защитники ОАО *** явился, доводы жалобы поддержали в полном объеме, указав, что ОАО *** с июня 2014 года пыталось утвердить проекты нормативов образования отходов и лимитов на их разрешение, однако получено около 22 отказов, и, 25 октября 2017 года были утверждены проекты нормативов.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав защитников, заключение прокурора отдела по надзору за исполнением законов на транспорте ***, полагавшего обжалуемые постановление и решение законными и обоснованными, не усматриваю оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица административного органа.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11 и пункту 3 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки природоохранного законодательства, проведенной Московской межрегиональной транспортной прокуратурой в период 13 апреля 2017 года с 10 час. 00 мин. по 16 час. 00 мин. в Административно-хозяйственном управлении филиала ОАО *** (***), установлено, что АХУ ОАО *** является балансодержателем зданий строений сооружений ОАО *** по адресам: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***.
В результате производственной и хозяйственной деятельности Административно-хозяйственного управления филиала ОАО *** образуются отходы производства и потребления I - V классов опасности: ртутные лампы, бытовой мусор, пищевые отходы, отходы строительного мусора.
Таким образом, должностным лицом административного органа и судьёй районного суда установлено, что ОАО *** нарушило статьи 11, 18 Федерального закона об от отходах производства и потребления, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и вина ОАО *** подтверждена: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 апреля 2017 года по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО ***; справкой по результатам проверки соблюдения природоохранного законодательства в ОАО *** от 13 апреля 2017 года; паспортами отходов I - V классов опасности ОАО ***, иными письменными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что ОАО *** был заключен договор с ООО " *** ", которое осуществляет деятельность по сбору отходов, образующихся в офисных помещениях общества, не освобождает ОАО *** при осуществлении экономической деятельности от обязанности знать и соблюдать нормы действующего законодательства, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон об охране окружающей среды) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона об отходах производства и потребления под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
При этом обращение с отходами определяется как деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
При этом субъективный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Статьей 11 Федерального закона об отходах производства и потребления указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона об охране окружающей среды нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Во исполнение указанной нормы Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ от 25.02.2010 N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Порядок).
Пунктом 2 указанного Порядка определено, что Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 4 указанного Порядка определено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Из системного толкования приведенных выше норм, проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов должны быть разработаны еще до образования отходов, так как цель лимитов на размещение отходов установить границу, после превышения, которой общество будет оказывать негативное воздействие, в связи с чем обязано за превышенный лимит вносить плату за негативное воздействие в федеральный бюджет (в соответствии п. 1 ст. 16 Федерального закона об охране окружающей среды).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-0 указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.
Следовательно, плательщиками таких платежей являются природопользователи, которым установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также выдано разрешение на размещение отходов.
Согласно статье 28 Федерального закона об отходах производства и потребления неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в процессе деятельности общества образуются отходы I - V класса опасности (ртутные лампы, бытовой мусор, пищевые отходы, отходы строительного мусора), данные отходы накапливаются обществом на своей территории и в дальнейшем передаются для транспортировки ООО "***".
Таким образом, соблюдение экологических требований является для общества обязательным, однако проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заявителем не разработан. Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами влечет применение административной ответственности на основании ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не свидетельствует об отсутствии вины и доводы общества о направлении с июня 2014 года в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку как следует из объяснений защитника данный проект был утвержден лишь в октябре 2017 года, то есть уже после возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения общества к ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению ( ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, ОАО *** в нарушение требований ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не было принято всех зависящих мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Довод жалобы о том, что у общества не возникло обязанности разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля, поскольку деятельность Административно-хозяйственного управления не может быть отнесена к объектам I - III категорий, заслуживает внимание, однако не освобождает общество от административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку материалами дела доказан факт нарушения ОАО *** статьей 11, 18 Федерального закона об отходах производства и потребления. Согласно ч. 2 ст. 67 Федерального закона об охране окружающей среды юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии с определением объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду ( ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона об охране окружающей среды) юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
При этом земельные участки к объектам негативного воздействия на окружающую среду не относятся. В соответствии с определением ст. 1 Федерального закона об охране окружающей среды имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования также не могут рассматриваться в качестве самостоятельных, объектов оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
Согласно ч. 4 статьи 4.2 Федерального закона об охране окружающей среды присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Материалами дела установлено, что административным органом определены объекты - административные здания со строениями, находящиеся на балансе у Административно-хозяйственного управления - филиала ОАО *** по следующим адресам: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***.
Как указывалось выше, в результате производственной и хозяйственной деятельности Административно-хозяйственного управления филиала ОАО *** образуются отходы производства и потребления I - V классов опасности: ртутные лампы, бытовой мусор, пищевые отходы, отходы строительного мусора. Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства об отнесении вышеперечисленных объектов общества (административные здания со строениями) к объектам I, II, III категорий, определенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
В соответствии с определением ст. 1 Федерального закона об охране окружающей среды, имеющиеся на балансе ОАО *** отдельные единицы оборудования (ртутные лампы) также не могут рассматриваться в качестве самостоятельных, объектов оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не определяется.
При этом постановка объектов, не отнесенных к объектам оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на учет, действующим законодательством не предусмотрена.
Вместе с тем, как указывалось выше, выводы об отсутствии нарушения в действиях общества ст. 67 Федерального закона об охране окружающей среды, не свидетельствует о неверной квалификации действий ОАО *** по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности, поскольку был расширен предмет проверки, а именно, согласно решению заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора от 12 апреля 2017 года предметом проверки являлось соблюдение ОАО *** природоохранного законодательства в части обеспечения безопасного обращения с отходами I, II класса опасности, однако фактически проверка проведена в отношении деятельности Административно-хозяйственного управления при обращении с отходами I - V класса опасности, о расширении предмета проверки общество уведомлено не было, является несостоятельным, поскольку как установилсудья районного суда представители ОАО *** принимали участие при проведении проверки, были ознакомлены со справкой, составленной 13 апреля 2017 года по результатам проверки, с постановлением о возбуждении дела об административного правонарушения от 28 апреля 2017 года, каких либо замечаний относительно проведенной проверки не высказывали, указав в данных актах на свое согласие с выявленными нарушениями (л.д.58, 85).
Постановление о привлечении ОАО *** к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ОАО *** в пределах, установленных санкцией ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, а также принцип презумпции невиновности, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление N *** старшего государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ЗАО от 05 июня 2017 года, решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 31 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО *** оставить без изменения, жалобу защитника ОАО *** - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.