Судья Липецкого областного суда Долбнин А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя - директора Общества с ограниченной ответственностью "Альфа Рязань" ФИО8С. на постановление судьи Советского районного суда г. Липецка от 25 декабря 2017 г., вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Альфа Рязань" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением судьи Советского районного суда г. Липецка от 25 декабря 2017 г. Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Рязань" (далее - ООО "Альфа-Рязань) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб. без конфискации алкогольной продукции.
В судебном заседании районного суда защитник ООО "Альфа Рязань" по доверенности Веретенников И.А. вину ООО "Альфа Рязань" в совершении административного правонарушения отрицал, не оспаривая факта реализации алкогольной продукции, просил прекратить производство по делу, ссылаясь на принятие со стороны общества всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм его сотрудниками, в частности администратором магазина ФИО5, реализовавшей алкогольную продукцию 01 июня 2017 г, которой под роспись разъяснялись положения части 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 г. N118-ОЗ, о чем дополнительно отбиралась расписка 01 июня 2017 г, кроме того, объявления о запрете реализации алкогольной продукции 01 июня 2017 г. были расклеены в помещении магазина.
Лицо, составившее протокол Ларкина Л.С. просила привлечь ООО "Альфа Рязань" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ с наложением административного штрафа, указав, что в нарушение требований закона ООО "Альфа Рязань" в Международный день защиты детей - 01 июня 2017 г. осуществляло розничную продажу алкогольной продукции, при этом юридическое лицо имело возможность соблюсти нормы и правила оборота алкогольной продукции, однако юридическим лицом не были приняты все меры зависящие от него по их соблюдению.
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, директор ООО "Альфа Рязань" ФИО7 просит постановление о назначении административного наказания от 25 декабря 2017 г. судьи Советского районного суда г. Липецка изменить в части размера административного штрафа, поскольку общество ранее к административной ответственности не привлекалось, продажа алкогольной продукции была совершена администратором магазина юридического лица машинально.
Законный представитель - директор ООО "Альфа Рязань" ФИО7 о времени и месте рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении извещены надлежащим образом, в суд не явился, по данному делу присутствие законного представителя Общества, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судом обязательным, ходатайство об отложении рассмотрении дела им не заявлено, в соответствии с частями 2, 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица.
Выслушав защитника Веретенникова И.А, действующего по доверенности в интересах ООО "Альфа Рязань", поддержавшего жалобу, представителя Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области по доверенности Ларкину Л.С, просившую постановление суда оставить без изменения, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения - 01 июня 2017 г.)
нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции Федерального Закона от 25 декабря 2012 г. N259-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 час. до 08 час. по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции (абз.2 пункта 5 статьи 16 N171-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 г. N 118-ОЗ "О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области" (с изм. и доп.) не допускается розничная продажа алкогольной продукции в следующие дни: 25 мая или иной день, в который в поселениях и городских округах проводятся мероприятия по случаю окончания образовательного учреждения - "Последний звонок", Международный день защиты детей (1 июня), День молодежи (27 июня), День знаний (1 сентября, а в случае, если 1 сентября приходится на нерабочий день - в следующий за 1 сентября рабочий день).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", утверждены правила и порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктами 7, 16 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N1459, организации представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в единую информационную систему, информацию, указанную в подпунктах 1-3, 18, 20, 23 - 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил.
Таким образом, организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, в том числе о продаже каждой единицы алкогольной продукции (дата и время продажи, номер контрольно-кассовой машины, номер смены, номер кассового чека) (пункт 23); сведения об алкогольной продукции, нанесенные на федеральную специальную марку или акцизную марку, которой маркирована реализованная алкогольная продукция (пункт 24); сведения о списании продукции в случае брака или иных причин (пункт 30).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и соответствующих Правил, приказом Минфина России от 15 июня 2016 г. N 84н утверждены формы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции, представляемая организациями с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки), которая направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию. Заявка о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции представляется по месту нахождения организации (обособленных подразделений) не позднее следующего рабочего дня после дня списания продукции.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 19 июня 2015 г. N164 "О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения" с 01 января 2016 г. все организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной или спиртосодержащей продукции обязаны по месту осуществления деятельности заполнять журнал учета объема розничной продажи алкогольной или спиртосодержащей продукции.
Журнал заполняется не позднее следующего дня после факта розничной продажи каждой единицы потребительской тары (упаковки) алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо по факту вскрытия транспортной тары (в том числе многооборотной тары), используемой для поставки и последующего розлива продукции потребителю (далее - транспортная тара), одним из следующих способов: на бумажном носителе; в электронном виде с использованием программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС). По продажам алкогольной и спиртосодержащей продукции заполняются код вида продукции, наименование продукции и количество (штук) с ежедневной периодичностью.
Таким образом, Журнал учета, возможно, вести вручную, а также с использованием любых технических и программных средств. В случае использования технических средств ЕГАИС реализована возможность автоматического формирования Журнала учета через личный кабинет.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведения анализа сведений, размещенных на официальном сайте Росалкогольрегулирования обнаружено, что ООО "Альфа Рязань" в Международный день защиты детей - 01 июня 2017 г. в 10 час. 09 мин. в помещении, расположенного по адресу: "адрес", помещение 1 осуществило реализацию алкогольной продукции - коньяк выдержанный КВ "Легенда Вершин", объемом 0,1л, крепостью 40%, в нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пункта 3 части 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 г. N 118-ОЗ "О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области", чем совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела об административном правонарушении подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 17/0965 от 10 октября 2017 г.; выпиской из электронного журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО "Альфа Рязань"; кассовым и товарным чеками от 01 июня 2017 г.; отчетом об объемах списания этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01 июня 2017 г. по 27 июля 2017 г.; документами, подтверждающие наличие программно-аппаратных средств приема фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции с указанием места их размещения и использования с указанием даты подключения и даты начала работы в системе ЕГАИС; которым в совокупности с другими материалами дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт нахождения на реализации ООО "Альфа Рязань" вышеуказанной алкогольной продукции (коньяк выдержанный КВ " "Легенда Вершин", объемом 0,1л, крепостью 40%) не оспаривался защитником юридического лица и подтверждается представленными товарными накладными на алкогольную продукцию и документами подтверждающими качество продукции, сведениями ЕГАИС.
Согласно журналу учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период времени с 08 час. 00 мин. до 23 час. 00 мин. 01 июня 2017 г, размещенном на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ООО "Альфа Рязань" 01 июня 2017 г. в 10 час. 09 мин. была произведена розничная продажа алкогольной продукции - коньяк выдержанный КВ "Легенда Вершин" 40%, цена 107 руб. 91 коп. в количестве 1 шт. (номер чека 1Е+08).
При таких обстоятельствах вывод судьи о наличии в действиях ООО "Альфа Рязань" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ является законным, основанным на всестороннем, полном и объективном исследовании всех собранных по делу доказательств в их совокупности. Поскольку юридическое лицо ООО "Альфа Рязань" имело возможность для соблюдения установленного законом запрета на розничную продажу алкогольной продукции в Международный день защиты детей - 01 июня 2017 г, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Однако, как видно из материалов дела, обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административное наказание назначено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем заслуживает внимание довод жалобы о том, что административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. является суровым, назначено ООО "Альфа Рязань" без учета обстоятельств того, что правонарушение совершено впервые.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела обстоятельств, отягчающих административную ответственность, правонарушение совершено впервые, а также учитывая, что в постановлении судьи районного суда не приведено обстоятельств, способствующих назначению более строгого административного наказания в размере 100000 руб, полагаю необходимым снизить ООО "Альфа Рязань" размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 50000 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу законного представителя директора Общества с ограниченной ответственностью "Альфа Рязань" ФИО7 удовлетворить.
постановление судьи Советского районного суда г. Липецка от 25 декабря 2017 г, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Альфа Рязань" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначенного административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб, снизив его размер до 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Судья подпись А.И. Долбнин
Копия верна:
Судья
Секретарь
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.