Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Сыреновой С.Н., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием представителя административного истца Чистоедова Д.В, представителя административного ответчика Федоровой Т.Д, представителя административного ответчика Глазкова С.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 28 ноября 2017 года по делу по административному иску Данилова В.П. к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) о признании решения недействительным, перерасчете пенсии, которым
постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения явившихся сторон, судебная коллегия
установила:
Данилов В.П. обратился в суд с указанным административным иском, указав о том, что решением N... от 08 августа 2012 года Комиссия при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности РС (Я) и должности государственной гражданской службы PC (Я), назначила ему пенсию за выслугу лет в отсутствие его личного заявления. Считает, что Комиссией нарушены Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 09.10.2010 г. N292, приложение N2 к Указу Главы PC (Я) от 03.06.2015 N517, Закон РС (Я) от 11.10.2006 N385-3 N783- III, Указ Главы РС (Я) от 09.10.2010 N292, не применено соотношение государственной должности РС (Я) применительно к денежному вознаграждению государственной должности - ********, не включены в стаж государственной службы периоды замещения государственных должностей в качестве ******** со статусом ********, ********, ********, ********, ********, ********, ********, ********, периоды работы в органах.., военной службы по призыву в Советской Армии.
Просит признать недействительными решение Комиссии от 08.08.2012, а также письмо Министра труда и социального развития РС (Я) от 24.04.2017 за N.., заключение Руководителя Департамента кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации Главы РС (Я) и Правительства РС(Я) от 20.04.2017за N.., письмо-заключение заместителя Председателя Правительства РС (Я) - Председателя Комиссии при Правительстве РС (Я) от 30.05.2017 за N... и от 05.07.2017 за N.., а также обязать Комиссию и Министерство труда и социального развития РС (Я) устранить допущенные нарушения путем перерасчета установленной пенсии за выслугу лет с 08 августа 2012 года, включив в стаж государственной службы периоды работы с 1976 по 1980 гг. в органах.., с 1993 по 1996 гг. в должности ******** со статусом ********, в качестве ********, с 01.11.2000 по 29.01.2007 в должности ******** со статусом первого ********, с 1996 по 2000, 2014 по 2015 гг. в должности ********, ********, военную службу с 16 ноября 1969 года по 17 ноября 1971 года, в должности ********, ********, ********, ********, ********, определить общий стаж государственной гражданской службы 25 лет, установить пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему государственные гражданские должности РС (Я), в размере 95% месячного денежного вознаграждения.
Судом вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец. В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы, аналогичные указанные в административном исковом заявлении. Указывает на то, что судом неправильно определены предмет иска и обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушен принцип состязательности и равноправия участников судебного процесса. Просит решение отменить и принять новое - об удовлетворении его требований в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Таким образом, полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов РФ, возложено федеральным законодателем на субъекты РФ, которые устанавливают общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан.
Согласно ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.03.2005 214-3 N 433-Ш "О государственной гражданской службе РС (Я)" гражданские служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с гражданской службы. Порядок установления выплаты, определение размера и условия установления пенсии за выслугу лет определяются Правительством РС (Я).
Постановлением Правительства РС (Я) от 29.07.2010 г. N 336 был утвержден Порядок установления выплаты, определения размера и условия установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы РС (Я) (далее - Порядок), в соответствии с которым решение об установлении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее установлении принимается Комиссией при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) (далее - Комиссия).
Из материалов дела следует, что решением Комиссии N... от 08.08.2012 г. Данилову В.П. с 25 июля 2012 г. установлена пенсия за выслугу лет.
Рассмотрение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего регламентировано положениями гл. 22 КАС РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ст.219 КАС РФ).
Суд первой инстанции, разрешая заявление Данилова В.П. об оспаривании решения Комиссии N... от 08.08.2012 г, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с отсутствием оснований для отмены и признания обжалуемого решения незаконным и нарушающим права и законные интересы административного истца, а также в связи с пропуском процессуального срока, предусмотренного ст.219 КАС РФ.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 КАС РФ. По настоящему административному делу установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, свидетельствующие о законности оспариваемого решения, отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Согласно п.5.6 Порядка решение об установлении пенсии за выслугу лет принимается Комиссией на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов. В рассматриваемом случае Комиссия, устанавливая пенсию Данилову В.П, определилаее в размере... руб, что составляет ********% денежного вознаграждения (содержания) с учетом северных надбавок, районного коэффициента, учитываемого для назначения пенсии за выслугу лет, за вычетом фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности).
Доводы жалобы о включении в стаж государственной службы период работы с 1993 года по 1996 год ******** со статусом ******** судебной коллегией отклоняется в виду следующего.
Должность ******** не относилась к государственным должностям Республики Саха (Якутия) и не входила в Реестр государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия).
Положением о ********, утвержденным распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 29 января 1994 г. N 47, ******** установлен статус ********. При этом статус не является установленной законодательством должностью.
Кроме того, в Соотношении государственных должностей Республики Саха (Якутия) применительно к денежному вознаграждению, по которому исчисляется пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления, утвержденном Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 09 октября 2010 г. N 292 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия)", должность ******** не предусмотрена.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 446-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных действующим законодательством.
Данилов В.П. на момент замещения должности ******** не достиг пенсионного возраста.
Вопреки доводам жалобы Комиссией периоды службы административного истца в Вооруженных силах СССР и работы в органах... (1976-1980 г.г.) были включены в стаж государственной гражданской службы в календарном исчислении.
Согласно п.6 Порядка перерасчет пенсии по выслуге лет производился только в определенных случаях, в частности, при изменении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), смене постоянного места жительства в соответствии с пунктами 4.1, 4.3, 4.4 настоящего Порядка, обнаружении излишне выплаченной пенсии за выслугу лет вследствие недобросовестности со стороны пенсионера, при централизованном повышении денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия), при централизованном дифференцированном повышении (установлении) должностных окладов лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия). Таковых оснований в отношении Данилова В.П. не имеется.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований является правильным.
Кроме того, судом обоснованно указано на пропуск истцом срока для обращения в суд, предусмотренного ст.219 КАС РФ, что в силу является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Согласно ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).
Решением суда от 19 декабря 2013 года, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции 17 февраля 2014 г, было отказано в удовлетворении заявления Данилова В.П. об оспаривании решения Комиссии от 08 августа 2012 г. Так, суд признал, что должности ********, ********, ********, ********, ********, которые занимал истец, не соответствуют утвержденному перечню государственных должностей. Также основанием для отказа в иске явился пропуск истцом срока обращения в суд.
В рассматриваемом случае в суд Данилов В.П. обратился 07 ноября 2017 г, ходатайство о восстановлении срока им не заявлено.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 28 ноября 2017 года по делу по административному иску Данилова В.П. к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) о признании решения недействительным, перерасчете пенсии оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Сыренова С.Н.
Оконешникова М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.