Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя старшего государственного лесного инспектора РС(Я) М. на решение Сунтарского районного суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества "Якутскэнерго", которым
постановлено:
Постановление N... и.о. руководителя отдела федерального надзора в лесах (лесной охраны) и федерального пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) - заместителя старшего лесного инспектора Республики Саха (Якутия) М. от 20 июня 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в отношении публичного акционерного общества "Якутскэнерго" отменить, производство по указанному делу прекратить на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя Департамента по лесным отношениям РС(Я) Парникова К.Д, действующего на основании доверенности от 25.07.2017 г, представителя ПАО "Якутскэнерго" Эверстову А.С, действующую на основании доверенности N... от 28.08.2017 г, суд
УСТАНОВИЛ:
20 июня 2017 г. постановлением и.о. руководителя отдела федерального надзора в лесах (лесной охраны) и федерального пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям РС(Я) - заместителя старшего лесного инспектора РС(Я) М. N... ПАО "Якутскэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
23 ноября 2017 г. Сунтарским районным судом РС(Я) вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласился заместитель старшего лесного инспектора РС(Я) М, обратился с жалобой в порядке ст.30.1 КоАП РФ в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) об отмене решения суда, направлении дела на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель Департамента по лесным отношениям по РС(Я) Парников К.Д. доводы жалобы поддержал, просит удовлетворить жалобу в полном объеме.
В судебном заседании представитель ПАО "Якутскэнерго" Эверстова А.С. с жалобой не согласилась, полагает постановление судом вынесено законно и обоснованно.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав, лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст.8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. руководителя Департамента по лесным отношениям РС(Я) от 12 апреля 2017 г. N... в отношении ПАО "Якутскэнерго" в период с 19 апреля 2017 г. по 19 мая 2017 г. проведена плановая документарная, выездная проверка соблюдения требований лесного законодательства и обеспечения требований пожарной безопасности в лесах.
Проверка проводилась по местам фактического осуществления деятельности обществом: Амгинском, Вилюйском, Верхневилюйском, Горном, Среднеколымском, Ленском, Мегино-Кангаласском, Мирнинском, Намском, Нюрбинском, Олекминском, Кобяйском, Сунтарском, Таттинском, Томпонском, Усть-Алданском, Усть-Майском, Хангаласском, Чурапчинском районах и в г.Якутске.
В результате проверки установлено, что на объектах ПАО "Якутскэнерго" ЗЭС Сунтарский РЭС: ВЛ-220 и 110 кВ Мирный-Сунтар, ВЛ-110 Сунтар-Нюрба, ВЛ-35 кВ Крестях-Хордогой, ВЛ-10 Крестях-Комплекс, ВЛ-35 Крестях-Куокуну, ВЛ-35 кВ Тойбохой-Усун-Кюель, ВЛ-10 кВ Усун-Кюель-Жархан, ВЛ-35 кВ Сунтар-Сарданга, ВЛ-10 Усун-Кюель-Жархан, допущены нарушения правил пожарной охраны в лесах, а именно нарушены требования п.п."а" п.8 Приказа Рослесхоза от 10.06.2011 N223 "Об утверждении Правил пользования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов", п.34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N417, п.п."а" п.23 постановления Правительства РФ "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" от 24.02.2009 N160.
Данные нарушения зафиксированы актом проверки N... от 23 мая 2017 г, в котором также установлены нарушения, выявленные по другим объектам ПАО "Якутскэнерго", расположенным в вышеуказанных районах Республики Саха (Якутия).
Исследовав собранные по делу материалы, Сунтарский районный суд пришел к выводу о том, что по вышеуказанным обстоятельствам ПАО "Якутскэнерго" уже привлечено к административной ответственности на основании решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 03 ноября 2017 г. по другому делу N.., что в силу ч.5 ст.4.1 КоАП РФ недопустимо, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Между тем, данный вывод суда является преждевременным.
Выводы, содержащиеся в решении по другому делу об административном правонарушении в отношении ПАО "Якутскэнерго", не могут рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела. Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 03 ноября 2017 г. во внимание принято быть не может, так как по каждому делу об административном правонарушении решение выносится с учетом конкретных обстоятельств на основании собранных доказательств. Более того, в рамках рассмотрения настоящей жалобы не может быть проверена законность этого акта.
Согласно ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).
Согласно п.п."а" п.23 данных Правил сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Согласно абз.1 п.34 данных Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Пунктом 35 установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Таким образом, требования пожарной безопасности в лесах должны соблюдаться на каждом объекте защиты, в настоящем случае на каждом объекте районной электрической сети, принадлежащей ПАО "Якутскэнерго".
Нарушение требований пожарной безопасности в лесах на каждом объекте образует самостоятельный состав административного правонарушения, квалифицируемый по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Привлечение лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области пожарной безопасности в лесах в одном объекте, не исключает его ответственность за совершение похожих нарушений в ином объекте, иное время.
Поскольку из представленных материалов усматривается, что мероприятия, проводимые должностными лицами на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, проводились на различных объектах районных электрических сетей ЗЭС ПАО "Якутскэнерго", в разных районах республики и в различное время, то оснований считать, что ПАО "Якутскэнерго" должно было быть привлечено одним постановлением за все идентичные нарушения, выявленные на объектах, принадлежащих Обществу, в рамках единой проверки, не имеется.
Таким образом, вывод суда о повторном привлечении ПАО "Якутскэнерго" к административной ответственности, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ является ошибочным и свидетельствует о том, что судом не выполнены требования о всестороннем, полном рассмотрении дела, что является существенным нарушением, имеющим фундаментальный, принципиальный характер, который повлиял на исход дела и привел к неправильному его разрешению.
Согласно материалам дела факт административного правонарушения обнаружен должностным лицом, полномочным составлять протокол об административном правонарушении, 17 мая 2017 г.
С учетом того, что установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ годичный срок давности для привлечения лица к административной ответственности не истек, дело подлежит в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ на новое рассмотрение в Сунтарский районный суд РС(Я).
На основании вышеизложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Сунтарского районного суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества "Якутскэнерго" - отменить, дело направить на новое рассмотрение в Сунтарский районный суд РС(Я).
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.