Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Голубевой Елены Геннадьевны на постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии) от N 360 12 сентября 2017 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 4 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника абонентского отдела Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (далее ООО "УК ЖКХ") Голубевой Елены Геннадьевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии) Васильева А.А. N 360 от 12 сентября 2017 года начальник абонентского отдела ООО "УК ЖКХ" Голубева Е.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ) и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым решением, Голубева Е.Г. обратилась с жалобой в суд.
Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 4 декабря 2017 года постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии N 360 от 12 сентября 2017 года оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Голубева Е.Г. просит об отмене вышеуказанных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Ссылаясь на часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года N 267-ФЗ, действовавшей на момент вынесения административным органом обжалуемого постановления) считает, что принятый ООО "УК ЖКХ" порядок расчета платы за содержание жилого помещения исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за спорный период соответствует нормам закона.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие надлежаще извещенной Голубевой Е.Г, обеспечившей явку в судебное заседание защитника Васильевой Е.Г, поддержавшей жалобу, мнение представителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии Дорофеевой И.А. об оставлении жалобы без удовлетворения, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в том, что виновный (должностное лицо) допускает нарушение установленного порядка ценообразования, в том числе в виде несоблюдения порядка начисления платы коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, что относится к иным нарушениям порядка ценообразования.
Как следует из текста постановления должностного лица территориального отдела Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии, вынесенного по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного 30 июня 2017 года заместителем прокурора г. Новочебоксарска по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в отношении начальника абонентского отдела ООО "УК ЖКХ" Голубевой Е.Г, основанием для привлечения её к административной ответственности послужило несоблюдение порядка начисления платы коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, допущенное при следующих обстоятельствах. В ходе проверки установлено, что формирование платы за названные услуги за январь-март 2017 года по обслуживаемым домам осуществлялось исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 сентября 2012 года N 370 и от 5 октября 2013 года N 413 в рамках исполнения статьи 157 Кодекса и иных утвержденных нормативов. ООО "УК ЖКХ" включает в плату за содержание жилых помещений расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета (далее - ОДПУ) коммунальных ресурсов, рассчитанные исходя из действующих нормативов потребления коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды, утвержденных постановлениями Кабинета Министров Чувашии от 4 сентября 2012 года N 370 и от 5 октября 2013 года N 413, с учетом площади мест общего пользования, следующим образом: норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги на общедомовые нужды умножается на общую площадь помещений, относящихся к общедомовому имуществу, делится на общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, умножается на площадь жилого помещения в доме, умножается на тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В частности, многоквартирный "адрес" оборудован общедомовыми приборами учета электрической энергии, тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, холодной воды во исполнение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ. Размер платы за коммунальный ресурс, используемый в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, включаемый в размер платы за содержание жилых помещений по кв. N дома N, за январь 2017 года составил 41, 46 рублей. Однако, фактический расход за коммунальный ресурс электрической энергии, потребленный домом N за период с января по март 2017 года по показаниям ОДПУ коммунальных ресурсов ниже нормативных объемов потребления коммунальных ресурсов. В связи с чем, плата за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды дома, приходящуюся на квартиру N дома N, исходя из фактического объема потребления электрической энергии, определенного по показаниям ОДПУ за январь 2017 года, составила 37,93 рубля. Таким образом, разница между фактическим объемом потребления электрической энергии на общедомовые нужды по показаниям ОДПУ и нормативным объемом потребления коммунального ресурса электрической энергии за январь 2017 года составляет 3,53 рубля (41,46 руб. - 37,93 руб.). Рост платы за коммунальный ресурс электрической энергии, используемый в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по квартире N, за январь 2017 года составил 0,8 % (41,46 руб./37,93 руб.). Фактический расход за коммунальный ресурс холодной воды, потребленный домом 15 за период с января по март 2017 года по показаниям ОДПУ коммунальных ресурсов ниже нормативных объемов потребления коммунальных ресурсов. Плата за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды дома, приходящуюся на квартиру N дома N, исходя из фактического объема потребления электрической энергии, определенного по показаниям ОДПУ за март 2017 года должна составлять 0 руб, так как фактический объем коммунальных ресурсов ниже суммарного объема потребления жилыми помещениями дома N.
Аналогичный расчет размера платы за содержание жилых помещений осуществляется и по другим квартирам.
Таким образом, в нарушение статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), части 1 статьи 157 ЖК РФ, части 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124 ООО "УК ЖКХ" при начислении платы за период с января по март 2017 г. дома N не учло фактические расходы коммунальных ресурсов на общедомовые нужды и не произвело перерасчет (возврат) расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, включенных в плату за содержание жилого помещения, исходя из разницы между фактическим объемом потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды и нормативным объемом потребления коммунального ресурса, в нарушение вышеуказанных требований начисление платы производились по нормативу.
Доводы жалобы Голубевой Е.Г. о том, что примененный ООО "УК ЖКХ" порядок начисления платы коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, соответствовал законодательству, действовавшему в тот период, являются несостоятельными. Эти доводы были предметом проверки при рассмотрении жалобы судьей суда первой инстанции и обоснованно опровергнуты.
В обоснование вывода о виновности Голубевой Е.Г. должностное лицо административного органа и судья сослались на часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ и часть 10 статьи 12 Федерального закона Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в редакции, действовавших на момент начисления платы на содержание жилого помещения.
Согласно указанным нормам не исключается определение размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Между тем нормы вышеуказанных Федеральных законов не отменяют действие иных законов и правил, регулирующих порядок определения объема коммунальных ресурсов, потребляемых на содержании общего имущества в многоквартирном доме и порядок включении их в плату на содержание жилого помещения.
Так, исходя из взаимосвязанных положений статьи 544 ГК РФ и требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, определенного при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 в редакции, действующей с 1 января 2017 года, потребитель коммунальных услуг в многоквартирной доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В абзаце 1 пункта 44 вышеуказанных Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам, которая устанавливает обязательность учета показаний коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии.
В соответствии с абзацем 2 пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В силу абзаца третьего пункта 44 Правил N 354, в случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Таким образом, выводы административного органа и судьи городского суда о несоблюдении ООО "УК ЖКХ" порядка начисления платы коммунальных услуг, что является формой нарушения установленного порядка ценообразования, являются правильными.
С учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ действия должностного лица Голубевой Е.Г. по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ квалифицированы правильно.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судьей городского суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для выводов о неверной оценке доказательств по делу не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Наказание в виде предупреждения, назначенное с применением статьи 4.1.1 КоАП РФ, соответствует требованиям статей 3.1, 4.1 КоАП РФ.
Несогласие Голубевой Е.Г. с выводами, содержащимися в обжалуемых актах, оценкой доказательств и юридической квалификацией совершенного ею деяния, не является основанием для отмены проверяемых по делу постановления и решений.
Вопреки доводам жалобы, существенных нарушений норм процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30,9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии N 360 от 12 сентября 2017 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 4 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника абонентского отдела Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" Голубевой Елены Геннадьевны оставить без изменения, жалобу Голубевой Е.Г. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.