Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
при секретаре Абдуллине Р.В,
с участием Сушенцовой Ю.Л. - защитника,
в отсутствие законного представителя ООО "УЗКД" - юридического лица, в отношении которого возбуждено административное производство, представителя Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "УЗКД" Вейраух В.Н. на решение судьи Орджоникидзевского районного суда города Уфы от 18 декабря 2017 года, которым:
постановление N320-ШИМ государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан Шарафуллиной И.М. от 14 июля 2017 года о привлечении ООО "Уфимский завод каркасного домостроения" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО "УЗКД" Вейраух В.Н.- без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением N320-ШИМ государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан Шарафуллиной И.М.(далее Минэкология РБ) от 14 июля 2017 года юридическое лицо - ООО "Уфимский завод каркасного домостроения" (далее ООО "УЗКД"), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Судьей Орджоникидзевского районного суда города Уфы 18 августа 2017 года по жалобе генерального директора ООО "УЗКД" Вейраух В.Н. принято решение, которым постановление N320-ШИМ государственного инспектора Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан от 14 июля 2017 года оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 сентября 2017 года решение судьи Орджоникидзевского районного суда города Уфы от 18 августа 2017 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении судьей Орджоникидзевского районного суда города Уфы вынесено обжалуемое решение от 18 декабря 2017 года.
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан генеральный директор ООО "УЗКД" Вейраух В.Н. просит отменить постановление должностного лица от 14 июля 2017 года и решение судьи от 18 декабря 2017 года и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, считая их незаконными и необоснованными.
В судебном заседании защитник Сушенцова Ю.Л. поддержала доводы жалобы.
Генеральный директор ООО "УЗКД" Вейраух В.Н. и представитель Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, надлежаще извещенные, не явились. Считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав защитника Сушенцову Ю.Л, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что общество с ограниченной ответственностью "Уфимский завод каркасного домостроения" на промплощадке осуществляет деятельность по распиловке древесины, в результате образуются отходы в виде срезок и опилок. Кроме того, согласно представленным актам выполненных работ с территории предприятия в 2016 году вывезено 590 куб. м жидких отходов, в 2017 году - 300 куб. м.
Образованные отходы не учтены при инвентаризации в рамках проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нормативы образования на них не утверждены, чем нарушены части 2-3 статьи 18, часть 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ, часть 1 статьи 22, часть 1 статьи 24 Федерального закона N 7-ФЗ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Постановлением N320-ШИМ по делу об административном правонарушении от 14 июля 2017 года юридическое лицо - ООО "Уфимский завод каркасного домостроения". признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Оснований не согласиться с выводом судьи первой инстанции о виновности юридического лица - ООО "Уфимский завод каркасного домостроения". в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и для переоценки доказательств не имеется.
Выводы судьи районного суда о наличии в действиях юридического лица - ООО "Уфимский завод каркасного домостроения" состава вмененного административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьей районного суда и получили надлежащую оценку в судебном акте в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с произведенной судьей районного суда оценкой доказательств по делу, выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем с виновностью юридического лица - ООО "Уфимский завод каркасного домостроения" в иных вмененных нарушениях согласиться нельзя, они подлежат исключению, что не влияет на правую оценку действий лица и назначенное наказание.
В ходе проверки выявлены нарушения в виде непредставления ООО "Уфимский завод каркасного домостроения" технического отчета по обращению с отходами за 2016 год в уполномоченный орган и отсутствия журнала учета образовавшихся утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок).
Пункт 12 Порядка предусматривает, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, данными в пункте 5 Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При этом не установлен конкретный срок представления технического отчета, а также последствия его непредставления.
07 августа 2013 года обществу выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N06-86-13 сроком действия с 27 июня 2013 года по 26 июня 2018 года. Поскольку 13 июля 2017 года обществом технический отчет за период с 07 августа 2015 по 07 августа 2016 годы представлен уполномоченному органу, а следующий отчетный период не наступил, вменение юридическому лицу - ООО "Уфимский завод каркасного домостроения" непредставления технического отчета по обращению с отходами за 2016 год является необоснованным.
Журнал учета движения отходов по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года N 721, обществом велся, но не был предметом изучения надзорного органа ввиду его несвоевременного представления. Следовательно, выводы надзорного органа о неведении журнала обществом, сделаны без учета фактических обстоятельств дела, и ответственность за его отсутствие на юридическое лицо - ООО "Уфимский завод каркасного домостроения" возлагаться не может.
Указанным обстоятельствам не дана надлежащая оценка судьей районного суда.
Процедура привлечения лица к административной ответственности соблюдена, основания для отмены состоявшихся по делу актов отсутствуют.
Жалоба судьей районного суда рассмотрена при участии Сушенцовой Ю.Л. - защитника ООО "Уфимский завод каркасного домостроения".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Башкортостан
РЕШИЛА:
Постановление N320-ШИМ государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан Шарафуллиной И.М. от 14 июля 2017 года и решение судьи Орджоникидзевского районного суда города Уфы от 18 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО "Уфимский завод каркасного домостроения" изменить в части, исключить нарушения в виде непредставления ООО "Уфимский завод каркасного домостроения" технического отчета по обращению с отходами за 2016 год и отсутствии журнала учета отходов, в остальном оставить без изменения.
Жалобу генерального директора ООО "УЗКД" Вейраух В.Н. удовлетворить частично.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
справка:
судья Резяпова Р.Ф.
дело N21-167/2018
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.