Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Солопаева Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Кузнецова Д.В. на решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.12.2017г., вынесенное в отношении ОАО "Сургутнефтегаз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ,
установил:
постановлением начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Кузнецова Д.В. от 09.10.2017г. ОАО "Сургутнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Сургутского районного суда от 12.12.2017г. указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, начальник Сургутского управления Природнадзора Югры Кузнецов Д.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на наличие в действиях ОАО "Сургутнефтегаз" состава административного правонарушения, отсутствие в решении суда надлежащей оценки имеющимся доказательствам в материалах дела, нарушение судом норм материального права при вынесении решения.
Изучив материалы дела, заслушав защитников ОАО "Сургутнефтегаз" Кокорина О.А, Афанасьева В.В, Ощепкова Н.Ф, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
Частью 2 ст. 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
В соответствии с ч. 3 ст. 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 "О Правилах санитарной безопасности в лесах", согласно п. 25 не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.
Из положений ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что нефтепровод относится к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Как усматривается из постановления по делу об административном правонарушении от 09.10.2017г. ОАО "Сургутнефтегаз" было подвергнуто административному наказанию по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ за то, что 11.08.2017г. в 17 час. 30 мин. в результате внутренней коррозии трубопровода допустило загрязнение нефтепродуктами участка лесного фонда на территории Сургутского территориального отдела лесничества - Сытоминского участкового лесничества в квартале 351 на выделе 3,26 в районе куста N 41 Северо-Лабатьюганского месторождения.
Отменяя постановление должностного лица, и, прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда в оспариваемом решении наряду с другими выводами, указал на то, что постановлением административного органа не установлена вина ОАО "Сургутнефтегаз", а имеющиеся в деле доказательства подтверждают лишь факт порыва нефтегазопровода, который в свою очередь не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.
Однако, эти выводы не основаны на законе и материалах дела.
Часть 2 ст. 8.31 КоАП РФ является нормой прямого действия, поэтому в отличие от бланкетных норм, для установления наличия в действиях лица состава указанного административного правонарушения не требуется доказывания нарушений этим лицом норм и правил при обращении с вредными веществами, отходами производства и потребления.
Данное правонарушение считается оконченным с момента поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, при этом правовое значение для квалификации действий (бездействия), повлекших загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса по ч. 2 ст.8.31 упомянутого Кодекса имеет лишь доказанность факта и источника такого загрязнения (негативного воздействия).
Тем не менее, при вынесении решения суд первой инстанции не придал значения этим обстоятельствам, что привело к существенному нарушению норм процессуального права, т.е. требований ст. 26.1 КоАП РФ об обстоятельствах, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.12.2017г, вынесенное в отношении ОАО "Сургутнефтегаз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Л.М. Солопаева
Копия верна:
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Л.М. Солопаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.