Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - ФИО2,
судей - ФИО8, Хираева Ш.М,
при секретаре - ФИО4,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО8 дело по апелляционной жалобе МР " "адрес"" РД на решение Дербентского районного суда от "дата" по делу по заявлению прокурора "адрес" к Администрации МР " "адрес"" и СОШ "адрес" об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности,
установила:
Прокурор "адрес" обратился в суд с административным иском к Администрации МР " "адрес"" и СОШ "адрес" об обязании устранить нарушение требований законодательства об антитеррористической защищенности.
Иск мотивирован тем, что в ходе проведенной прокуратурой города на основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от "дата" N "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму", указанием прокурора Республики Дагестан от "дата" N "О мерах по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму", анализа и информации Антитеррористической комиссии MP " "адрес"", в МКОУ " Дюзлярская СОШ" проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций.
В ходе проверки установлено, что автоматическая пожарная сигнализация на протяжении длительного времени находится в неисправном состоянии.
В связи с тем, что учредителем школы является администрация МР " "адрес"" и финансовое обеспечение осуществляется через местный бюджет, администрация привлечена в качестве ответчика.
Решением Дербентского районного суда от "дата" исковые требования прокурора "адрес" удовлетворены.
На указанное решение представителем администрации МР " "адрес"" ФИО5 подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене названного решения. В обоснование жалобы апеллянт, соглашаясь с материалами проверки и необходимостью обеспечения общеобразовательного учреждения системой видеонаблюдения и сигнализации (тревожной кнопки), указывает, что в бюджете района на 2017 г. не были предусмотрены финансовые средства на указанные цели.
Старшим помощником прокурора "адрес" ФИО6 на апелляционную жалобу поданы письменные возражения о несогласии с изложенными доводами, поскольку в них отсутствуют основания, которые освобождали бы ответчиков от возложенных на них федеральным законом требований об антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Дело рассмотрено согласно ст. 150 КАС РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, выслушав мнение прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан ФИО7, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Решение суда отвечает требованиям ст. 176 КАС РФ и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от "дата" N "О судебном решении" о законности и обоснованности.
В соответствии со ст.ст. 2 и 42 Конституции России, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст. 39 КАС РФ и ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался положениями Федеральных законов от "дата" N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации", и других нормативно-правовых актов и исходил из того, что исполнение требований правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела. Поскольку в образовательном учреждении длительное время автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, денежные средства на устранении этого нарушения не выделены, тогда как это необходимо в силу правовых норм, что ответчиками в суде не оспаривалось, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении иска. Выводы суда об этом мотивированы, основаны на законе, материалах дела и оценке доказательств, данной в соответствии с правилами ст. 84 КАС РФ и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
В силу положений ст. ст. 2, 20, 41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от "дата" N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования (п. 3 ст. 5 названного Закона).
Согласно Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ "дата", определяющей основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, в компетенцию субъектов противодействия терроризму, к которым относятся также и органы местного самоуправления, входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7).
Приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от "дата" N "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполни-тельной власти субъектов России рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов России и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки РФ "дата" разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).
Согласно п. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного приказом Минрегиона России от "дата" N, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 названного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством России порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
"адрес" наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования (из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования (пункт 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона).
По ст. 9.2 Федерального закона от "дата" N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Учредителем образовательного учреждения является администрация МР " "адрес"".
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что выявленные нарушения в ходе прокурорской проверки свидетельствуют об антитеррористической незащищенности образовательного учреждения, что в условиях высокого уровня террористической активности представляет повышенную опасность для ФИО9 учащихся и персонала учебного учреждения. Деятельность образовательного учреждения без соблюдения требований названного законодательства может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, когда жизнь, здоровье граждан, неопределенного круга лиц будут поставлены под угрозу.
Не принятие мер по разрешению этих вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан,
определила:
решение Дербентского районного суда от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу МР " "адрес"" РД - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.