И.о. заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Шакиров Р.С., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 31 января 2018 года) жалобу Шайбакова Р.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 21 октября 2016 года, решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 11 мая 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 06 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.12 КоАП РФ, в отношении генерального директора акционерного общества "Салаватский химический завод" Шайбакова Р.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан N 22-09/42 от 21 октября 2016 года генеральный директор акционерного общества "Салаватский химический завод" (далее - АО "СХЗ") Шайбаков Р.А. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.12 КоАП РФ.
Решением судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 28 декабря 2016 года вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 марта 2017 года вышеуказанное решение судьи городского суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Решением судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 11 мая 2017 года и решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 06 сентября 2017 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан N 22-09/42 от 21 октября 2016 года оставлено без изменения.
Не соглашаясь с постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 21 октября 2016 года, решением судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 11 мая 2017 года и решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 06 сентября 2017 года, Шайбаков Р.А. подает на них жалобу в порядке ст. 30.12 КоАП РФ в Верховный Суд Республики Башкортостан, просит отменить состоявшиеся по делу акты, ссылаясь на незаконность и необоснованность, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 15.15.12 КоАП РФ нарушение запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно п. 1 ст. 236 Бюджетного кодекса РФ размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу п. 2 ст. 236 Бюджетного кодекса РФ порядок размещения средств федерального бюджета на депозитных счетах определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2011 года N 1121 "О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах" утверждены Правила размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах, согласно которым размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах в кредитных организациях осуществляется только Федеральным казначейством и в случае их соответствия требованиям, установленным Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
В соответствии с п. 17 постановления Правительства РФ от 27 декабря 2014 года N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в 2015 году операции с субсидиями, предоставляемыми юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), бюджетными инвестициями, предоставляемыми юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, и взносами в уставные капиталы юридических лиц, предусмотренными ч. 1 ст. 5 Федерального закона, осуществляются при условии запрета размещения целевых средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в соответствии с федеральными законами от 03 декабря 2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", от 02 декабря 2013 года N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", от 01 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" АО "СХЗ" предоставлены средства федерального бюджета по договорам (в том числе, в лице Министерства энергетики Российской Федерации по договору о предоставлении бюджетных инвестиций от дата N... ; в лице Роскосмоса по договорам об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от дата N... ) и от дата N... ) в виде бюджетных инвестиций всего на сумму... рублей (далее - договоры), из них 1-й транш на сумму... рублей поступил дата, 2-й транш на сумму... рублей поступил дата, 3-й транш на сумму... рублей поступил дата.
Договоры заключены в соответствии со ст. 80 Бюджетного кодекса РФ.
Предметом договоров, в том числе договора от дата N... дсп, является предоставление Российской Федерацией застройщику - АО "СХЗ" бюджетных инвестиций на условиях, установленными указанными договорами.
Из вышеназванного договора следует, что бюджетные инвестиции, предоставленные АО "СХЗ", носят исключительно целевой характер, являются целевыми бюджетными средствами Российской Федерации, направлены на достижение одной цели - реализацию инвестиционного проекта "Реконструкция производства НДМГ на Химическом заводе ОАО "Газпром нефтехим Салават".
Согласно п. 3 договора денежные средства, полученные АО "СХЗ" в соответствии с настоящим договором в счет оплаты акций, направляются АО "СХЗ" на финансирование работ по реконструкции производства специального ракетного топлива, которые производятся в соответствии с соглашением о предоставлении в 2014 году бюджетных инвестиций на реконструкцию производства специального ракетного топлива, заключаемым между Роскосмосом и АО "СХЗ".
дата между Роскосмосом и АО "СХЗ" заключено соглашение от.., предметом которого являлось осуществление их совместных действий по предоставлению бюджетных инвестиций на реконструкцию производства специального ракетного топлива в сумме не более... рублей.
Пунктом 1 ст. 80 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с планом контрольной работы Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан на 2016 год и Приказом Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - Управление) от 14 июля 2016 года N 224 "О назначении выездной проверки", проведена выездная проверка использования средств, предоставленных АО "СХЗ" из федерального бюджета в виде взноса в уставный капитал на реализацию инвестиционного проекта по реконструкции производства специального ракетного топлива.
дата заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы Управления Федерального казначейства по адрес ФИО3 в отношении директора АО "СХЗ" Шайбакова Р.А. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому Шайбаков Р.А. разместил на банковском депозите в Приволжском филиале ПАО "... " денежные средства в размере... рублей из средств федерального бюджета, полученных по договору об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от дата N... дсп, и средств, полученных в качестве процентов по соответствующим договорам банковского депозита, которые перечислены АО "СХЗ". Размещение средств федерального бюджета произведено по договору от дата N... платежным поручением от дата N... с расчетного счета N... АО "СХЗ" на сумму... рублей сроком на 35 календарных дней.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Шайбакова Р.А. к административной ответственности по ст. 15.15.12 КоАП РФ постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по адрес от дата N.., с чем согласились судьи нижестоящих инстанций.
Вместе с тем выводы должностного лица, вынесшего постановление, и судебных инстанций не учитывают следующее.
Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Следовательно, в силу содержащейся в ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ специальной нормы срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.12 указанного Кодекса, составляет один год.
Из постановления должностного лица следует, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Шайбакова Р.А. настоящего дела об административном правонарушении, имели место с 07 декабря 2015 года по 11 января 2016 года.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица истек 11 января 2017 года.
Из системного толкования положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ во взаимосвязи с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Из анализа п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ следует, что при отмене решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности, выносится решение о прекращении производства по делу.
Решением судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 28 декабря 2016 года постановление должностного лица Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 21 октября 2016 года было отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На момент повторного рассмотрения дела в Салаватском городском суде Республики Башкортостан 11 мая 2017 года срок давности привлечения Шайбакова Р.А. к административной ответственности истек. Несмотря на это, судья Салаватского городского суда Республики Башкортостан не прекратил производство по делу за истечением срока давности, а оставил без изменения постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 21 октября 2016 года в отношении Шайбакова Р.А. после его отмены и прекращения производства по делу об административном правонарушении, что недопустимо, поскольку после истечения срока давности и прекращения производства по делу вопрос о наличии в действиях лица состава административного правонарушения возобновляться не может.
При изложенных выше обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 21 октября 2016 года, решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 11 мая 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 06 сентября 2017 года подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения Шайбакова Р.А. к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Шайбакова Р.А. удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 21 октября 2016 года, решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 11 мая 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 06 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.12 КоАП РФ, в отношении генерального директора акционерного общества "Салаватский химический завод" Шайбакова Р.А. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
И.о. заместителя председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан Р. С. Шакиров
Справка:
Судья городского суда Салимов И.М.
Судьи Верховного Суда РБ Рахматуллина А.М.
N 44а-216/18
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.