Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И,
судей Тимошенко Е.Г,
Павловского Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 03.10.2017 г. по делу N2а-3050/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Терентьевой В.С, заинтересованное лицо Потребительский гаражный кооператив "Лесной", о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И,
УСТАНОВИЛА:
Чужинов Р.О. обратился в Керченский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным решения административного ответчика об отказе в осуществлении кадастрового учета N от 13.04.2017 г. по заявлению о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости N35-4741147 от 25.12.2016 г.; возложении обязанности на административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости на основании заявления N35-4741147 от 25.12.2016 г.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что оспариваемое решение об отказе в осуществлении кадастрового учета N от 13.04.2017 г. по заявлению о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости - автогаража "адрес", не содержит все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения закона, подписано лицом, не являющимся регистратором прав, а также не соответствует форме, установленной Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 г. N173. При этом технический план, приложенный к заявлению о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, соответствует требованиям действующего законодательства; земельный участок, на котором расположен объект кадастровых работ, принадлежит Потребительскому гаражному кооперативу "Лесной" и данной организацией составлена и заверена декларация об объекте недвижимости.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 03.10.2017 г. по делу N2а-3050/2017 административный иск кадастрового инженера Чужинова Р.О. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Терентьевой В.С, заинтересованное лицо Потребительский гаражный кооператив "Лесной", о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета удовлетворен частично; признано незаконным решение государственного регистратора прав Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в осуществлении кадастрового учета N от 13.04.2017 г. по заявлению N35-4741147 от 25.12.2016 г. кадастрового инженера Чужинова Р.О. о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости автогаража "адрес"; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление N35-4741147 от 25.12.2016 г. кадастрового инженера Чужинова Р.О. о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости автогаража "адрес"; в остальной части административного иска кадастровому инженеру Чужинову Р.О. отказано.
Не согласившись с указанным решением, Чужинов Р.О. обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное решение в части возложения обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление N35-4741147 от 25.12.2016 г. кадастрового инженера Чужинова Р.О. о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости автогаража "адрес", принять по административному делу новое решение и обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственный кадастровый учет на основании заявления N35-4741147 от 25.12.2016 г.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что, поскольку технических препятствий для кадастрового учета объекта не существует, административный ответчика обязан был осуществить кадастровый учет, и возложение данной обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в данном случае будет являтся надлежащим способом восстановления нарушенного обжалуемым решением государственного регистратора прав Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в осуществлении кадастрового учета N от 13.04.2017 г. права.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции 12.02.2018 г. явку свою и своих представителей не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад судьи Кураповой З.И, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 25.12.2016 г, во исполнение договора подряда N7 от 14.10.2016 г. на выполнение кадастровых работ, заказчиком по которому является Потребительский гаражный кооператив "Лесной", кадастровый инженер Чужинов Р.О, обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением, которому был присвоен номер 35-4741147, о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости автогаража "адрес" с приложением технического плана от 25.12.2016 г.
Решением Отдела учета объектов капитального строительства N1 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13.01.2017 г. N осуществление кадастрового учета приостановлено на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (л.д. 59-60).
После получения указанного решения, в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым был представлен технический план от 27.03.2017 г. при этом решением Отдела учета объектов капитального строительства N1 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13.04.2017 г. N в осуществлении кадастрового учета отказано на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку истек срок приостановления осуществления кадастрового учета, обстоятельства, послужившие для принятия решения о приостановления, не устранены (л.д. 6).
Кадастровой инженер Чужинов Р.О. считает данное решение незаконным, что и послужило основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции, признавая незаконным решение государственного регистратора прав Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в осуществлении кадастрового учета N от 13.04.2017 г. по заявлению N35-4741147 от 25.12.2016 г. кадастрового инженера Чужинова Р.О. о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости автогаража "адрес", исходил из того, что Чужиновым Р.О. были представлены все необходимые документы.
При этом указание административного ответчика в судебном заседании суда первой инстанции на тот факт, что Чужинов Р.О. не представил заявление о государственной регистрации прав, суд отклонил как несостоятельный, поскольку на момент подачи заявления кадастровым инженером действовал Федеральный закон от 21.07.1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", который предусматривал, что заявления о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете, однако не обязывал указанное осуществлять одновременно.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал, что возложение обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть заявление кадастрового инженера об осуществлении кадастрового учета, будет являтся надлежащей мерой, направленной на восстановление нарушенных прав.
Судебная коллегия считает данное решение законным и обоснованным исходя из следующего.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 г. N1335-р "Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета" осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 г. N164.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N221-ФЗ), в редакции, действовавшей на момент подачи кадастровым инженером Чужиновым Р.О. заявления N35-4741147 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости автогаража "адрес" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признавались действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждали существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждали прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 16 Закона N221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N221-ФЗ заявление о кадастровом учете (далее также - заявление) и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр заявителем или его представителем лично либо направляются в орган кадастрового учета посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. Заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа.
Согласно ст. 26 Закона N221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в том числе в случае, если: имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения); не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия; заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета. Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона N221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Исчерпывающий список оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета определен в ч. 2 ст. 27 Закона N221-ФЗ.
При этом в соответствии с ч. 8 ст. 27 Закона N221-ФЗ решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения.
С 01.01.2017 г. государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон N218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 26 Закона N218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам; представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 27 Закона N218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом, в соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 29 Закона N218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
В день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона. Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю.
Из материалов дела усматривается, что на момент подачи кадастровым инженером Чужиновым Р.О. заявления N35-4741147 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости автогаража 59 "адрес" действовал Федеральный закон от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
На дату принятия Отделом учета объектов капитального строительства N1 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым решения о приостановлении осуществления кадастрового учета 13.01.2017 г. государственный кадастровый учет недвижимого имущества уже осуществлялся в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при этом решение было принято в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утратившим силу 01.01.2017 г.
Данное обстоятельство не было принято административным ответчиком во внимание и в связи с невыполнением требований утратившего силу Федерального закона от 24.07.2007г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", решением Отдела учета объектов капитального строительства N1 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13.04.2017 г. N в осуществлении кадастрового учета было отказано, вместе с тем решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, которое было принято на основании утратившего силу Закона, не должно порождать для лиц каких-либо правовых последствий.
Более того, административный ответчик в обжалуемом решении от 13.04.2017 г. N сослался на ст. 27 Закона N218-ФЗ как на основание отказа в осуществлении кадастрового учета, при этом, в силу ч. 6 ст. 29 данного Закона N218-ФЗ, при отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, административный ответчик должен был указать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения Закона N218-ФЗ. Аналогичные требования содержались в ч. 8 ст. 27 Закона N221-ФЗ, согласно которой решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно было содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения.
В нарушение вышеуказанных требований закона, обжалуемое решение от 13.04.2017 г. N также не содержит каких-либо указаний на причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения Закона N218-ФЗ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение государственного регистратора прав Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в осуществлении кадастрового учета N от 13.04.2017 г. по заявлению N35-4741147 от 25.12.2016 г. кадастрового инженера Чужинова Р.О. о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости автогаража "адрес" является незаконным.
При этом, суд первой инстанции, отказав Чужинову Р.О. в удовлетворении административного иска в части возложения обязанности на административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости на основании заявления N35-4741147 от 25.12.2016 г, обоснованно посчитал, что возложение обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть заявление кадастрового инженера об осуществлении кадастрового учета, будет являться надлежащей мерой, направленной на восстановление нарушенных прав.
Принимая во внимание, что при рассмотрении административного иска Чужинова Р.О, судом первой инстанции было установлено нарушение порядка рассмотрения заявления кадастрового инженера Чужинова Р.О. N35-4741147 от 25.12.2016 г. о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, то есть, фактически, поданное кадастровым инженером заявление не было рассмотрено административным ответчиком в соответствии с требованиями Закона N218-ФЗ, учитывая, что основания для отказа в осуществлении кадастрового учета N от 13.04.2017 г. по заявлению N35-4741147 от 25.12.2016 г. кадастрового инженера Чужинова Р.О. о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, которые могли бы быть проверены судом, в указанном решении установлены и указаны не были, возложение обязанности повторно рассмотреть заявление кадастрового инженера об осуществлении кадастрового учета с учетом установленных судом обстоятельств, в данном случае, является обоснованной мерой, направленной на защиту нарушенных прав с учетом необходимости соблюдения порядка рассмотрения таких заявлений, установленного Законом N218-ФЗ.
При таких обстоятельствах решение Керченского городского суда Республики Крым от 03.10.2017 г. по делу N2а-3050/2017 является обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 03.10.2017 г. по делу N2а-3050/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Чужинова Романа Олеговича - без удовлетворения.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Е.Г. Тимошенко
подпись Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.