Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Хожаиновой О.В, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Тарнавского Дениса Станиславовича, Тарнавской Аллы Викторовны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Казарян Елене Александровне, Ялтинскому городскому отделу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об оспаривании решений и обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 октября 2017 года, которым административный иск удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Тарнавский Д.С, Тарнавская А.В. обратились в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным и отменить сообщение об отказе в государственной регистрации от 14 июня 2017 года N 90/021/100/2017-4431, принятое государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Казарян Е.А. по заявлению Тарнавского Д.С, которым отказано в регистрации права общей долевой собственности на квартиру расположенную по адресу: "адрес", кадастровый N; признать незаконным и отменить сообщение об отказе в государственной регистрации от 14 июня 2017 года N 90/021/100/2017-4430, принятое государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Казарян Е.А. по заявлению Тарнавской А.В, которым отказано в регистрации права общей долевой собственности на квартиру расположенную по адресу: "адрес", кадастровый N; обязать ответчика в течение десяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда провести государственную регистрацию объекта и внести соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости, а именно провести государственную регистрацию права собственности за Тарнавским Денисом Станиславовичем и Тарнавской Аллой Викторовной, в равных долях на "адрес".
В обоснование требований истцы указали, что они являются собственниками "адрес", что подтверждается договором купли - продажи 1/8 доли жилого дома, а также решением исполкома Ялтинского городского Совета от 11.07.2013 года о присвоении приобретенной ими доле дома номера квартиры. 15 марта 2017 года они обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации ранее возникшего права. 15 марта 2017 года государственным регистратором приняты уведомления N90/021/100/2017-4430 и N90/021/100/2017-4431 о приостановлении государственной регистрации в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26, п. 7 ст. 41 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 года. 14 июня 2017 года ответчиком приняты сообщения N90/021/100/2017-4430 и N90/021/100/2017-4431 об отказе истцам в регистрации права общей долевой собственности, в связи с истечением срока приостановления. Истцы считают указанные отказы незаконными, поскольку ими были представлены все документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 октября 2017 года административное исковое заявление Тарнавского Дениса Станиславовича, Тарнавской Аллы Викторовны удовлетворено частично. Признаны незаконными решения Государственного комитета по
государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 июня 2017
года об отказе в государственной регистрации права общей долевой
собственности Тарнавского Дениса Станиславовича и Тарнавской Аллы
Викторовны на "адрес" комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" повторно рассмотреть заявления Тарнавского Дениса Станиславовича, Тарнавской Аллы Викторовны о регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества: "адрес", и документы, представленные 03 марта 2017 года. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что ответ на межведомственный запрос из МУП "БТИ" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым по окончанию срока приостановления государственной регистрации не поступил, и поскольку государственная регистрация права собственности истцов в органах БТИ не подтвердилась, то отсутствует признание и подтверждение данного права государством, в связи с чем, в государственной регистрации было отказано. Кроме того, документы, которые бы свидетельствовали о выделе в натуре помещения (квартиры) в счет доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, для государственной регистрации права собственности Тарнавского Д.С, Тарнавской А.В. в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым представлен не был. Также указали, что истцами не уплачена государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности.
В судебном заседании представитель административных истцов Мясоедова Е.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Тарнавский Д.С, Тарнавская А.В, представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Казарян Е.А, представитель Ялтинского городского отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон N 218-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, приём заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (пункт 1); проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2); проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Тарнавский Д.С. и Тарнавская А.В, на основании договора купли - продажи доли жилого дома от 23 марта 2012 года, приобрели в собственность, в равных долях каждый, 1/8 долю жилого "адрес", право собственности на которую было зарегистрировано в Государственном реестре прав ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-11).
Решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета N586 от 11 июля 2013 года долям жилого "адрес" были присвоены номера квартир, в частности 1/8 доле, принадлежащей истцам присвоен номер - "адрес" (л.д. 12).
03 марта 2017 года Тарнавский Д.С. и Тарнавская А.В. обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о государственной регистрации права общей долевой собственности на "адрес", предоставив в качестве правоустанавливающих документов договор купли продажи доли жилого дома от 23 марта 2012 года и решение исполнительного комитета Ялтинского городского совета N 586 от 11 июля 2013 года.
06 марта 2017 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым направлен запрос в Муниципальное унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации" о предоставлении сведений о зарегистрированных правах, переходах, арестах, запрещениях, иных обременениях, а также информацию о произведенных реконструкциях, перепланировках, общей площади объекта недвижимого имущества - "адрес" (л.д. 94).
15 марта 2017 года Тарнавской А.В. и Тарнавскому Д.С. направлены уведомления N90/021/100/2017-4430 и N90/021/100/2017-4431 о приостановлении государственной регистрации на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что в соответствии с пунктом 7 статьи 41 Федерального закона N 218-ФЗ Государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") не допускаются.
Сообщениями Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 июня 2016 года истцам отказано в государственной регистрации прав, в связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном уведомлении от 15 марта 2017 года и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению права общей долевой собственности.
Удовлетворяя требования истцов, суд первой инстанции исходил из того, что основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права не соответствуют основаниям, по которым регистрация права была приостановлена, что свидетельствует о существенных нарушениях процедуры рассмотрения заявлений истцов, нарушении их законных прав и интересов и государственный регистратор не сообщал заявителям о необходимости предоставления дополнительных документов.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с Приложением 1 к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173 "Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов" в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав приводятся все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, а также рекомендации по устранению причин приостановления.
Согласно статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что "адрес" в городе поставлена на кадастровый учет, присвоен кадастровый N.
Из уведомлений о приостановлении государственной регистрации от 15 марта 2017 года, в нарушение вышеуказанных норм не указаны все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, а также рекомендации по устранению причин приостановления.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что в сообщениях об отказе в государственной регистрации в качестве причины, вызвавшей приостановление государственной регистрации права указано, что в отношении решения исполнительного комитета Ялтинского городского Совета N 586 от 11.07.2013 года "О присвоении долям жилого дома по "адрес" номеров квартир" не была проведена государственная регистрация права органом, уполномоченным на ее проведение, в соответствии с действующим законодательством Украины (КП ЯГС "БТИ"), а также тот факт, что регистратору не поступил ответ из МУП БТИ на направленный в их адрес межведомственный запрос.
При этом, сведения о приостановлении государственной регистрации по указанным основаниям в материалах дела не содержатся.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права не соответствуют основаниям, по которым регистрация права была приостановлена и ответчиком не указано в чем именно заключалось несоблюдение требований нормативных правовых актов, а также рекомендации по устранению причин приостановления.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку административным ответчиком нарушены требования законодательства о государственной регистрации объектов недвижимости, что повлекло нарушение прав и законных интересов истца, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о наличии оснований для удовлетворения требований Тарнавского Дениса Станиславовича, Тарнавской Аллы Викторовны.
При этом судебная коллегия отмечает, что при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов власти, должностных лиц и служащих.
Содержанием судебного контроля в таком праве является проверка решений, действий (бездействий) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм.
В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В этой связи суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
Поскольку вопрос о государственной регистрации прав на объекты недвижимости относится к исключительной компетенции Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, суд не имеет полномочий возлагать на ответчика обязанность осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", кадастровый N.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана надлежащим образом. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом первой инстанции допущено не было.
Ссылка в жалобе на то, что истцами при подаче документов на государственную регистрацию не была оплачена государственная пошлина, не может быть принят во внимание.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если: информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, они не опровергают его выводов.
В силу изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции решение постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, верном применении норм материального права, вследствие чего отсутствуют основания для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 октября 2017 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.