В соответствии с Концепцией федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2012 года N 2071-р, руководствуясь Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Чугуевском муниципальном районе и порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, утвержденного постановлением администрации Чугуевского муниципального района от 26 мая 2009 года N 304, статьей 32 Устава Чугуевского муниципального района администрация Чугуевского муниципального района
постановляет:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий Чугуевского муниципального района на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).
2. Общее руководство и текущее управление за реализацией Программы возложить на заместителя главы администрации Чугуевского муниципального района Савранского В.А.
3. Установить, что исполнители Программы (приложение N 1 Программы), несут ответственность за качественное и своевременное выполнение программных мероприятий, целевое и рациональное использование финансовых средств, предусмотренных Программой, своевременное предоставление отчетов о выполненной работе и ее результатах.
4. Настоящее постановление подлежит опубликованию в Чугуевской районной газете "Наше время" и размещению в сети Интернет
Глава Чугуевского муниципального района, |
А.А. Баскаков |
Утверждена
постановлением администрации Чугуевского муниципального района
08 мая 2013 года N 380-НПА
Текст настоящей программы приводится без названия
Паспорт
муниципальной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Чугуевского муниципального района на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Чугуевского муниципального района на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" |
Основание для разработки Программы |
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2036-р и от 8 ноября 2012 г. N 2071-р |
Заказчик Программы |
Администрация Чугуевского муниципального района |
Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего правового акта) |
Распоряжение администрации Чугуевского муниципального района от 26 февраля 2013 года N 94-р "О создании рабочей группы по разработке муниципальной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Чугуевского муниципального района на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" |
Основные разработчики Программы |
Управление экономического развития и потребительского рынка, отдел жизнеобеспечения, управление архитектуры и градостроительства, управление образования администрации Чугуевского муниципального района |
Исполнители Программы |
Управление образования, управление архитектуры и градостроительства администрации Чугуевского муниципального района, администрация Чугуевского сельского поселения |
Цели и задачи Программы |
Цель Программы - формирование нормального уровня жизни сельского населения как в экономическом плане (высокая заработная плата, низкий уровень безработицы), так и в развитии социальной инфраструктуры сельских поселений. Задачи Программы: - повышение роли аграрного сектора в экономике района; - комплексное обустройство объектами социально-инженерной инфраструктуры сельских поселений; - улучшение жилищных условий сельского населения, первоочередное обеспечение доступным жильем молодых семей, молодых специалистов на селе; - стимулирование инициатив сельских жителей в области развития сельскохозяйственного производства; - привлечение и закрепление на селе молодых специалистов и улучшение демографической ситуации в сельской местности |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Ввод 8250 кв. метров жилья, в том числе 3600 кв. м для молодых семей и молодых специалистов; Ввод в действие общеобразовательной школы на 150 ученических и 50 детсадовских мест; Ввод в действие 19 плоскостных спортивных сооружений (18278 кв. м.); Ввод в действие 800 метров локальных водопроводов; Реализация 18 проектов местных инициатив граждан, получивших грантовую поддержку. |
Сроки и этапы реализации Программы |
I этап - 2014-2017 годы II этап - 2018-2020 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
Повышение роли аграрного сектора в экономике муниципального образования; Улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов; Комплексное обустройство населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры, Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности |
Объем и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы составляет 831,045 млн. рублей, из которых: - средства краевого бюджета - 285 млн. рублей; - средства районного бюджета - 122,495 млн. рублей; - средства бюджета Чугуевского сельского поселения - 13,55 млн. рублей; - средства внебюджетных источников - 405 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Обеспечение жильем 198 семей, в том числе 90 молодых семей и молодых специалистов; Уменьшение количества обучающихся в старых зданиях общеобразовательных школ; Увеличение количества привлеченных к занятиям физической культурой и спортом граждан, прежде всего молодежи, за счет расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 18278 кв. м; Создание условий для художественного творчества и культурного отдыха граждан; Улучшение качества питьевой воды; Комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку в селе Чугуевка; Привлечение граждан к реализации общественно значимых проектов путем поддержки 18 проектов местных инициатив |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы |
Общее руководство и текущее управление реализацией Программы осуществляет заместитель главы администрации Чугуевского муниципального района, курирующий вопросы развития сельского хозяйства, жизнеобеспечения. Исполнители Программы несут ответственность за качественное и своевременное выполнение программных мероприятий, целевое и рациональное использование финансовых средств. |
Кризисные явления, начавшиеся в сельской местности с началом реформ, не преодолены до настоящего времени: не достигнут дореформенный уровень производства в аграрном секторе, сохраняется тенденция сокращения ресурсного потенциала сельского хозяйства, не завершен процесс формирования экономически активных субъектов сельского бизнеса. Ухудшаются демографическая ситуация и экологическая обстановка, разрушается социальная инфраструктура, снижается продолжительность жизни населения. Низкокачественная жизненная среда, ограниченные возможности для труда на селе, более низкий (в сравнении с городским) уровень доходов в значительной степени повлияли на процессы оттока и деградации рабочей силы, и как следствие - нарастание социально-экономических диспропорций в сельской местности и появление депрессивных сельских территорий, в которых экономические, социальные и экологические проблемы усугубляются, приводят к неустойчивости экономики.
Реализация муниципальной целевой программы "Социальное развитие села на 2010-2013 годы" и другие меры государственной поддержки оказали положительное влияние на социально-трудовую сферу села в части повышения уровня и качества жизни сельского населения, позитивных сдвигов в демографической ситуации и на рынке труда. Но разрыв в уровне и качестве жизни селян, в сравнении с городом, по-прежнему остается большим. Проблема устойчивого развития сельских территорий продолжает оставаться весьма значимой.
В настоящее время выход села на качественно новый уровень развития - одна из важных, задач органов местного самоуправления, так как устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий - это основное условие сохранения сельских поселений
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
1.1. Общая характеристика района
Чугуевский муниципальный район расположен в центральной части Приморского края и граничит с 9-ю районами. Занимает площадь 12,3 тысячи кв. км. По размеру территории занимает в крае 4 место, по численности населения - 24.
Географическое положение Чугуевского муниципального района можно охарактеризовать как не совсем выгодное с точки зрения удаленности к торговому и промышленному центру Приморского края - городу Владивостоку, что ограничивает развитие торгово-экономических связей, инвестиционное развитие. Удаленность района от краевого центра составляет 329 км.
Район разделен на 3 сельских поселения, в которые входит 32 населенных пункта. Административным центром Чугуевского муниципального района является село Чугуевка. Устав Чугуевского муниципального района является основным нормативно-правовым актом, устанавливающим систему местного самоуправления, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и гарантии его осуществления.
Климат на территории района благоприятен для возделывания большинства сельскохозяйственных культур. Наличие природно-ресурсного потенциала является определяющим фактором его социально-экономического развития: сочетается сельскохозяйственное и лесопромышленное использования территории Проблемы района связаны с оттоком населения и дефицитом специалистов, недостаточным развитием социальной инфраструктуры.
По состоянию на 1 января 2013 года в районе постоянно проживает 23838 человек Расселение на территории района неравномерно в среднем 2 человека на 1 кв. км. Наибольшей плотностью населения и концентрацией производственной и транспортной инфраструктуры обладает центральная часть района. Почти половина населения района (48,70%) проживает в районном центре селе Чугуевка. Доля мужского населения преобладает над женским населением (51,2% и 48,8%).
Численность населения, человек
|
2000 г. |
2005 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2013 г. к 2008 г. |
Численность населения на 01.01. |
29858 |
27060 |
25218 |
25549 |
25217 |
24847 |
24128 |
23838 |
-1380 |
Темп роста, % |
99,1 |
90,6 |
93,2 |
101,3 |
98,7 |
98,5 |
97,1 |
98,8 |
94,5 |
Современная демографическая ситуация характеризуется низкими показателями рождаемости при высоких показателях смертности населения.
Естественное движение населения, человек
|
2000 г. |
2005 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
родилось |
309 |
337 |
289 |
299 |
290 |
347 |
310 |
умерло |
418 |
528 |
403 |
353 |
382 |
419 |
355 |
Естественная убыль |
-109 |
-191 |
-114 |
-54 |
-92 |
-72 |
-45 |
В возрастной структуре населения происходит процесс "старения": повышение доли лиц пожилого и старшего возраста в общей численности населения и снижение доли детей и подростков, что приводит к росту демографической нагрузки на трудоспособное население. В настоящее время коэффициент демографической нагрузки, исчисляемый как численность нетрудоспособных возрастов на 1000 человек трудоспособного возраста, составляет 353 человека, выше уровня 2000 года в 2,2 раза. Если учесть, что из трудоспособного населения работающие составляют 69%, то данный коэффициент увеличивается в полтора раза.
Неблагоприятные демографические процессы оказывают существенное влияние на формирование трудовых ресурсов района В последние годы появились такие негативные тенденции как:
- значительное снижение численности занятых в отдельных сферах экономики (промышленность, сельское хозяйство);
- появление новых категорий трудовых ресурсов "лица, не занятые трудовой деятельностью";
- увеличение количества работающих пенсионеров: в настоящее время каждый четвертый пенсионер продолжает работать;
- увеличение масштабов трудовой миграции населения (сальдо миграции с 1993 года отрицательное), что связано с непосредственной близостью города Владивостока, куда направлен основной поток трудовых мигрантов.
1.2. Анализ социально-экономического положения района
Важным показателем качества жизни населения являются наличие и разнообразие объектов обслуживания, их пространственная, социальная и экономическая доступность. Социальной сферой не создаются материальные блага, но без её развития невозможно эффективное развитие экономики района.
Уровень материального обеспечения граждан. В 2012 году среднемесячная заработная плата работников района по полному кругу предприятий составила 18341 рубль. Из 22 сельских территорий края ниже этого уровня заработная плата только в одном муниципальном районе. Сложившаяся заработная плата ниже краевого уровня на 33,2%.
Отмечается отраслевая дифференциация заработной платы от 9042 рублей в торговле, общественном питании до 27166 рублей в финансовых и кредитных учреждениях. Самая низкая заработная плата в учреждениях культуры, сельскохозяйственных организациях.
Уровень заработной платы в среднем по району, рублей
|
2000 г. |
2005 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Среднемесячная заработная плата 1 работника, рублей |
1573 |
8478,4 |
11660,9 |
13112 |
14043,8 |
15896,6 |
18675,6 |
Темп роста, к предыдущему году, % |
145,8 |
5,6 р |
137,5 |
112,4 |
107,1 |
113,2 |
117,5 |
Уровень бедности в районе составляет 11,0% (в начале 2000 годов - 80%). К категории бедных относится 711 работников предприятий, организаций и учреждений, из которых 528 человек работают в бюджетной сфере, 183 человека в рыночном секторе экономики.
Повышение благосостояния населения в значительной степени связано с ситуацией на рынке труда и занятостью населения. Численность граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости в качестве безработных на конец 2012 года, составила 491 человек. Уровень безработицы - 4,8% к экономически активному населению. Занято в экономике района 9,7 тыс. человек из 14,0 тысяч трудоспособного населения. "Лиц, не занятых трудовой деятельностью и учебой" в районе 2,8 тыс. чел., 20% от численности трудовых ресурсов района.
Поддержка старшего поколения на основе повышения уровня пенсионного обеспечения, эффективности предоставляемой социальной помощи, регулирование материального положения уязвимых категорий населения через отделы социальной защиты населения способствуют повышению благосостояния населения района. На мероприятия социальной помощи населению в 2012 году направлено 170,2 млн. руб., которую получили более 13 тысяч человек.
Уровень жилищно-бытового обеспечения граждан. Основная масса сельских населенных пунктов характеризуется бытовой неустроенностью. Площадь жилищного фонда района составляет 484 тыс. кв. м., из которого 80% частный жилой сектор, 14,2% - муниципальный жилой фонд и 5,8% - государственный. Средняя обеспеченность жильем в целом по району на данный период составляет 20,3 кв. м/человека. За годы реформ объемы строительства жилья резко снизились, что в основном обусловлено сокращением участия государства в его финансировании. Среднегодовой ввод жилья за последние пять лет составляет 1370 кв. метров. В очереди на получение жилья состоит порядка 400 семей. Следует отметить тот факт, что население, состоящее в очереди на получение жилья, строить собственное жилье не будет из-за отсутствии средств
За период реализации программы "Социальное развитие села" улучшили свои жилищные условия 97 молодые семьи и молодые специалисты. На 1 января 2013 года желали бы участвовать в реализации этой программы еще 145 человек.
По степени физического износа к ветхому жилому фонду относится 24,2 тыс. кв. м (5% жилого фонда района), в, котором проживает 0,9 тыс. человек. Аварийного жилья в районе нет. Ремонт муниципального жилья осуществляется администрациями сельских поселений за счет средств, поступающих от платежей за содержание и наем жилья В среднем на эти цели ежегодно используется от 500 до 700 тысяч рублей
Жилищный фонд имеет низкую благоустроенность, водопроводом оборудовано 23,5% жилого фонда, централизованным отоплением - 20,5%, канализацией - 20,8% горячим водоснабжением - 0,6% площади жилых помещений.
Система водоснабжения не имеет технологического оборудования для улучшения качества воды, 50% водопроводных сетей (21,14 км) нуждается в ремонте. За счет средств Чугуевского сельского поселения в прошлом году проведена реконструкция водовода по улицам Магистральная и Рабочая.
Система централизованного водоотведения действует только в Чугуевском сельском поселении в селе Чугуевка. Очистные сооружения канализации работают не эффективно. Технологический процесс очистных сооружений исчерпал свои возможности. Строительство новых очистных сооружений за счет средств бюджета Чугуевского сельского поселения без консолидации финансовых средств невозможно. Из общей протяженности канализационных сетей (54 км) нуждаются в замене 31,3 км (58%).
Сжиженным газом пользуется треть населения. ОАО "Гипрониигаз" разработало "Схему газоснабжения и газификации Чугуевского района".
Электроснабжение потребителей Чугуевского района централизовано и осуществляется от сетей и подстанций Дальневосточной энергетической системы. Уровень износа оборудования подстанций составляет порядка 65%, высоковольтных линий 35 кВ - порядка 60%.
В селах Заветное, Березовка, Нижние Лужки электроснабжение осуществляется от дизельных электростанций. В 2012 году произведено техническое перевооружение системы электроснабжения сел Березовка и Нижние Лужки, установлены модульные дизельные электростанции, приобретена резервная дизельная электростанция на 60 кВт/час Содержание дизельных электростанций затратно для районного бюджета, утвержденные тарифы не покрывают фактические расходы, производимая индексация значительно ниже роста цен на топливо.
Основной проблемой энергоснабжения является, малая мощность трансформаторов подстанции села Чугуевка Отсутствие резервного питания приводит к полному обесточиванию в случаях аварии или ремонтных работах.
На территории района расположены 44 котельные, обеспечивающие тепловой энергией население, социальную сферу и других потребителей района. Износ некоторых котельных достигает 95%, износ сетей теплоснабжения составляет 60%, протяженность ветхих участков - 5,6 км. В 2011-2012 года проведен ремонт котельной N 9 в селе Каменка и N 6 в селе Чугуевка.
Уровень охраны здоровья граждан. Систему здравоохранения района можно назвать достаточно развитой. На территории района находится краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Чугуевская районная центральная больница", в состав которой входит детское поликлиническое отделение, взрослое поликлиническое отделение, стоматологический и зубопротезный кабинеты, участковая больница в селе Кокшаровка, стационарное отделение, СМП и 20 фельдшерско - акушерских пункта. Радиус обслуживания населения достигает более 120 км. Реструктуризация стационарного медицинского обслуживания привела к значительному сокращению коечного фонда в ЦРБ: если в 2000 году их было 240 единиц, то на начало 2013 года, лишь 132 койки дневного стационара и 45 дневного. Укомплектованность ЦРБ врачами составляет 41%, средним медперсоналом - 65%, младшим - 90%. При таком кадровом обеспечении трудно говорить о качестве лечебно-профилактической помощи населению всего района. Услуги более высокого уровня жители района получают в городах Арсеньеве, Уссурийске, Владивостоке.
С участием бюджетных средств в 2005 году проведена реконструкция здания под детскую поликлинику мощностью 180 посещений в смену В 2011-2012 годы проведен капитальный ремонт здания стационара центральной районной больницы. Подготовлена проектно-сметная документация на реконструкцию здания под взрослое поликлиническое отделение, так как медицинский прием взрослого населения осуществляется в приспособленном для этих целей небольшом здании. Администрацией района закуплена автомашина скорой помощи для села Самарка.
Уровень образования, культурного развития граждан. В Чугуевском муниципальном районе 20 общеобразовательных учреждений: школы средние - 13, основные - 5, начальные - 1, вечерняя (сменная) школа при исправительной колонии - 1. Дневным обучением охвачено 2678 учащихся. На начало 2000 годов в районе действовало 26 общеобразовательных учреждений. В ходе оптимизации бюджетных расходов было закрыто 5 школ, школа в селе Саратовка была закрыта по причине аварийности здания. Подвоз детей осуществляется из 14 сел района в 7 школ. На подвозе школьников используется 8 школьных автобусов. Это обостряет проблему доступности для сельского населения услуг образования. Существенным недостатком системы образования является отсутствие учреждений или филиалов учебных заведений среднего и высшего образования. До 200 человек ежегодно принимает на учёбу ГОУНПО "Профессиональное училище N 54" с. Чугуевка
В 2007 году построена Бреевская средняя школа на 154 ученических места. В 2010 году начато строительство Шумненской средней школы на 220 ученических и 50 детсадовских мест, ввод которой планируется во второй половине 2013 года. В 2012 году сделан капитальный ремонт здания начальной школы в селе Чугуевка (кровля, окна, классы, коридоры, сантехника, водоотведение, общие затраты составили 8 млн. рублей) и ремонт спортивных залов в школах N 1 и N 2 села Чугуевка (окна, косметический ремонт - 2 млн. рублей).
Из 17 дошкольных учреждений начала 2000 годов в настоящее время осуществляют деятельность 10. Для более полного охвата детей дошкольным образованием открыты дошкольные группы в общеобразовательных учреждениях, в том числе и кратковременного пребывания детей. В среднем по району на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях приходится 279 детей в возрасте 1-6 лет. С учетом дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях охвачено дошкольным образованием 54% детей дошкольного возраста.
За счет средств районного бюджета в прошедшем году произведен ремонт детского сада N 20 (затраты более 2 млн. рублей). Администрации было передано здание, ранее принадлежавшее училищу для использования его под детский сад. На сегодняшний день подготовлена проектно-сметная документация на era реконструкцию, проходит экспертизу в центре ценообразования. Запланированы средства в объеме 7 млн. рублей (2,1 млн. руб. из средств районного бюджета и 4,9 млн. руб. софинансирование из краевого бюджета) Будет введено 70 детсадовских мест. Проблема с детскими садами по Чугуевке будет закрыта.
В районном бюджете 2013 года также заложены средства на подготовку проектно-сметной документации на строительство детского сада в селе Кокшаровка на 50 мест, уже подготовлено техническое задание на проектирование, строительство планируется начать в 2014 году.
Сеть сельских клубов и домов культуры в сравнении с 2000 годом увеличилась на 1 единицу: открыт клуб в здании школы в селе Лесогорье. Число библиотек уменьшилось на 3 единицы и насчитывает 20 библиотек, их библиотечный фонд сократился на четверть.
В 2010 году проведены ремонтные работы в здании районного Дома культуры: ремонт помещений, замена наружных дверей, закладка проемов, устройство перегородки, замена оконных блоков на ПВХ профили. Здание нуждается в капитальном ремонте. Реконструирован памятник "Борцам за власть Советов 1918-1922 годов". Отреставрирован памятник В.И. Ленину на центральной площади.
В районе принята муниципальная целевая программа - "Развитие внутреннего туризма в Чугуевском муниципальном районе" на 2012-2016 годы Подготовлены 2 проекта "Чугуевские приключения"
- развитие активных видов туризма и "Вглубь веков"
- изучение археологических памятников на территории района.
Уровень фактической обеспеченности учреждениями физической культуры и спорта от нормативной потребности в районе составляет - спортивными залами 42%, плоскостными сооружениями 54%. Более 6,5 тыс. человек (27,3% от общей численности населения) регулярно, занимаются физической культурой и спортом, этот показатель ежегодно увеличивается
В 2010 году в районе введен в эксплуатацию крупный спортивный объект - крытый тренировочный каток с искусственным льдом в селе Чугуевка.
Уровень информатизации населения. Часть населения района живет в условиях ограниченного информационного поля. Наличие телефонных аппаратов у населения за последнее десятилетие удвоилось Уровень цифровизации одного из основных операторов телефонной сети ОАО "Ростелеком" низкий, необходима модернизация сетей. Покрытие территории сетями сотой связи достигает 58%. Охват населения телевизионным и радиовещанием составляет 90%. В настоящее время продолжается работа по внедрению цифрового телевизионного вещания: в 2012 году введено 18 объектов сети цифрового наземного телевизионного вещания Приморского края.
Уровень транспортной инфраструктуры. Сеть автомобильных дорог - 5 км федерального значения, дороги краевого значения и 385 км местного значения. Из общей протяженности дорог и улиц, находящихся в собственности Чугуевского муниципального района (386 км) имеют асфальтовое покрытие 31 км, гравийное покрытие - 354 км (92%). Дороги с гравийным покрытием требуют не только капитального ремонта по восстановлению гравийного покрытия, но и постоянного текущего содержания из-за недостаточной прочности дорожной одежды. За последние три года заасфальтировано дорог местного значения 4,25 км. В настоящее время почти во всех селах района заасфальтированы центральные улицы, пришкольные и приклубные территории. Но все же темпы дорожного строительства. реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог значительно отстают от темпов роста автомобильного парка.
С запада к селу Новочугуевка подходит железнодорожная ветвь ответвление от Транссибирской железнодорожной магистрали - одноколейная электрифицированная железная дорога.
Со всеми селами района есть транспортное сообщение. В настоящее время перевозка пассажиров внутри района осуществляется по 16 маршрутам. Не имеет регулярного автобусного сообщения с районным центром только село Полыниха, наличие подвесного моста ограничивает движение транспорта. В течение 3-х последних лет администрацией района приобретено 5 автобусов для перевозки пассажиров в села Шумный, Ясное, Пшеницыно, Березовка, Заветное. Впервые в 2012 году из средств районного бюджета и бюджета Чугуевского сельского поселения была предоставлена субсидия (620 тыс. рублей) на возмещение недополученных доходов субъектам, осуществляющим перевозки пассажиров автобусами общего пользования на межпоселенческих и поселенческих маршрутах в границах Чугуевского муниципального района.
Уровень развития потребительского рынка и сферы услуг. При нормативе обеспеченности торговыми площадями на тысячу жителей в 230 кв. метров в районе эта цифра достигла значения 380 кв. метров. В течение года реализовано товаров и услуг населению в объеме 1,6 млрд. рублей. Сеть бытового обслуживания населения развита слабо, в основном в районном центре. Сдерживающими факторами развития торгового и бытового обслуживания являются недостаток собственных оборотных средств у малых предприятий и предпринимателей, невысокий уровень доходов населения.
Уровень бюджетной обеспеченности. Бюджет муниципального района является отражением развития экономики и социальной сферы. По бюджету можно судить о бюджетообразующих отраслях и предприятиях (по их вкладу в доходную часть). Доля финансовой помощи в общих доходах бюджета района достигает 60-70%. Наибольший объем составляют безвозмездные поступления от других бюджетов: субвенции на реализацию государственных полномочий и субсидия на условиях софинансирования целевых расходов. Структура доходов местного бюджета ориентирована на налоговые доходы. Высокая доля налога на доходы физических лиц (81,4%) определяет важность проблемы трудоустройства неработающего населения района.
Уровень экологической безопасности. В целом Чугуевский муниципальный район характеризуется как благоприятный с точки зрения состояния окружающей среды. Вредных производств на территории района нет. Ведется работа по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем установки "циклонов", ограничивается движение грузового транспорта по центральным улицам сел. В населенных пунктах определены места для свалок твердых бытовых отходов, которые дважды в год буртуются и покрываются грунтом. Для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду принято решение по устройству полигона твердых бытовых и промышленных отходов в селе Чугуевка на территории существующей свалки. Подготовлена проектно-сметная документация.
Развитие реального сектора экономики. На территории района зарегистрировано 277 хозяйствующих субъектов и 434 индивидуальных предпринимателя. Общий оборот по полному кругу предприятий, организаций за 2012 год составил 3,1 млрд. рублей. Из общего объема производство продукции составляет 53% и 47% - оказание различного рода услуг. Оборот организаций за год увеличился на 5,4%.
Основу экономики района определяет промышленность: лесозаготовительная, пищевая, полиграфическая, производство электроэнергии, добыча полезных ископаемых. Немаловажное влияние на экономику района оказывают предприятия транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и сферы услуг.
Общая динамика показателей экономики за прошедший год характеризуется:
- ростом промышленного производства на 1,1%;
- продажи товаров на 2%;
- реализации услуг населению на 3,1%;
- объемов по виду деятельности "строительство" на 65,1%;
- заработной платы на 17,5%
Сельское хозяйство. Большая часть территории района занята лесами. Земли, пригодные для сельскохозяйственного использования составляют 2,7% общей площади земель района, но играют значительную роль в обеспечении населения продовольствием.
Сельское хозяйство определяет не только специфику экономики района, но и жизненный уклад значительной части населения.
Сельскохозяйственной деятельностью в районе занимаются 3 общества с ограниченной ответственностью, 7 индивидуальных предпринимателей и крестьянских фермерских хозяйств из 29 зарегистрированных, более 9 тысяч личных подсобных хозяйств. В общем объеме производства сельскохозяйственной продукции 83,5% составляют личные подсобные хозяйства. 9,5% - сельскохозяйственные предприятия и 7% - крестьянские (фермерские) хозяйства. Во внутреннем валовом продукте продукция сельского хозяйства занимает около 15%.
Валовая продукция сельского хозяйства, млн. руб.
|
2008 |
2010 |
2012 |
2012 г к 2008 г., % |
Валовая продукция сельского хозяйства, всего |
349,141 |
413,293 |
446,046 |
127,7 |
в т.ч. растениеводство |
227,581 |
266,617 |
245,720 |
107,9 |
животноводство |
121,560 |
146,676 |
200,325 |
164,7 |
В структуре валовой продукции на долю растениеводства приходится 55,1%, животноводства - 44,9%.
В последние годы в отрасли наблюдаются положительные моменты: увеличивается число вновь зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств, активизировалась работа по оформлению паевых земель в собственность и вовлечение их в севооборот.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий в районе составляет 31860 га, из которых 17608 га пашни. В общей структуре использования сельскохозяйственных угодий на долю сельскохозяйственных предприятий приходится 43,9%, крестьянских фермерских хозяйств - 29,1% и личных подсобных хозяйств граждан - 27,1%.
Посевные площади сельскохозяйственных культур, га
|
2008 |
2010 |
2012 |
2012 год к 2008 г., % |
Всего посевная площадь |
4233 |
3729 |
4950 |
116,9 |
Зерновые и зернобобовые |
1509 |
1033 |
1191 |
78,9 |
Соя |
812 |
824 |
1035 |
127,5 |
Картофель |
1189 |
1073 |
1128 |
94,8 |
Овощи |
209 |
150 |
160 |
76,5 |
Кормовые культуры |
628 |
628 |
1426 |
227,0 |
Значительно увеличились посевные площади кормовых культур. Сельскохозяйственные товаропроизводители стали обеспечивать кормами не только общественное животноводство, но и личные подворья граждан. В сравнении с 2008 годом вовлечено в оборот дополнительно более 700 га пашни, посевные площади под сельскохозяйственными культурами увеличились на 16,9%. В структуре посевных площадей в хозяйствах всех категорий зерновые и зернобобовые культуры занимают 24,1%, соя - 20,9%, картофель - 22,8%, овощи - 3,2%, кормовые культуры - 28,8%, прочие - 0,2%.
В валовом производстве основных сельскохозяйственных культур наблюдаются значительные колебания по годам, что обусловлено как сокращением числа коллективных хозяйств, так и природно-климатическими факторами.
Валовое производство сельскохозяйственных культур
|
2008 |
2010 |
2012 |
2012 г. к 2008 г., % |
||||
га |
тонн |
га |
тонн |
га |
тонн |
га |
тонн |
|
Зерновые и зернобобовые |
1509 |
2193 |
1033 |
1183 |
1191 |
1525 |
78,9 |
69,5 |
ООО |
1390 |
2009 |
926 |
1003 |
784 |
823 |
56,4 |
41,0 |
ЛПХ |
69 |
134 |
65 |
150 |
60 |
160 |
86,9 |
119,4 |
К(Ф)Х |
50 |
50 |
42 |
30 |
347 |
542 |
6,9 р |
10,8 р |
соя |
812 |
661 |
824 |
848 |
1035 |
596 |
127,5 |
90,1 |
ООО |
759 |
634 |
770 |
807 |
645 |
286 |
85,0 |
45,1 |
ЛПХ |
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
200 |
200 |
К(Ф)Х |
51 |
25 |
50 |
37 |
386 |
306 |
7,5 р |
12,2 р |
картофель |
1139 |
12327 |
1073 |
12540 |
1128 |
14202 |
94,9 |
115,2 |
ООО |
135 |
1347 |
135 |
2182 |
75 |
620 |
55,5 |
46,0 |
ЛПХ |
1050 |
10930 |
927 |
10247 |
975 |
12650 |
92,8 |
115,7 |
К(Ф)Х |
4 |
50 |
11 |
111 |
78 |
932 |
19,5 р |
18,6 р |
овощи |
209 |
3031 |
150 |
2117 |
160 |
2289 |
76,5 |
75,5 |
ООО |
- |
- |
2 |
- |
|
|
|
|
ЛПХ |
207 |
3004 |
143 |
2062 |
160 |
2289 |
77,3 |
76,2 |
К(Ф)Х |
2 |
27 |
5 |
55 |
|
|
|
|
Основным производителем овощей и картофеля является население района Объемы их производства гораздо ниже потенциальных возможностей в связи с отсутствием рынка сбыта. Ведущей отраслью животноводства является молочное скотоводство, с 2010 года развивается мясное скотоводство. Развитию животноводства в последние годы уделяется большое внимание: увеличиваются посевные площади, занятые кормовыми культурами, на заготовке кормов применяются интенсивные технологии, обновляется породный состав маточного поголовья, реконструировано и построено 2 животноводческих помещения.
Показатели деятельности животноводства
|
2008 |
2010 |
2012 |
2012 г. к 2008 г., % |
Численность крупного рогатого скота, голов |
1977 |
1781 |
1724 |
87,2 |
в т.ч. в сельскохозяйственных организациях |
938 |
585 |
576 |
|
личных подсобных хозяйствах населения |
1022 |
932 |
394 |
|
крестьянских (фермерских) хозяйствах |
17 |
264 |
254 |
|
в том числе коров (голов) |
1119 |
890 |
940 |
84,0 |
- в сельскохозяйственных организациях |
500 |
291 |
302 |
|
- личных подсобных хозяйствах граждан |
611 |
501 |
473 |
|
Крестьянских (фермерских) хозяйствах |
8 |
98 |
163 |
|
Производство мяса (в ж. в.), тонн |
642 |
498 |
550 |
85,6 |
- в сельскохозяйственных организациях |
40 |
37 |
23 |
|
- личных подсобных хозяйствах граждан |
594 |
448 |
483 |
|
- крестьянских (фермерских) хозяйствах |
8 |
12,8 |
44 |
|
Производство молока, тонн |
3360 |
2811 |
2742 |
81,6 |
- в сельскохозяйственных организациях |
1124 |
785 |
870 |
|
- личных подсобных хозяйствах граждан |
2205 |
1919 |
1727 |
|
- крестьянских (фермерских) хозяйствах |
31 |
107 |
145 |
|
Наметился рост поголовья коров в коллективных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, что положительно повлияло, на увеличение производства молока: надой на 1 корову по сельскохозяйственным предприятиям района составил 2901 кг (107% к 2010 г.), наиболее высокий надой достигнут в ООО "Луч" - 3458 кг.
Животноводство района можно считать одной из главных, приоритетных отраслей, способных сохранить и увеличить рабочие места, улучшить благосостояние села и населения.
В районе недостаточно организована переработка и реализация сельскохозяйственной продукции. Это является сдерживающим фактором развития малых форм хозяйствования. На территории района действует одно молокоперерабатывающее предприятие, в 2013 году приобретен и будет задействован молокоперерабатывающий модуль в крестьянском (фермерском) хозяйстве Акопян Э.В.
За годы реформирования агропромышленного комплекса были утрачены основные позиции в развитии сельскохозяйственного производства района. Проблемы, одерживающие обеспечение поступательного экономического развития АПК не только сохраняется, но и нарастают. Низкие темпы технологической модернизации сельскохозяйственной отрасли, обновления основных производственных фондов, низкая доходность сельскохозяйственного производства. обусловленная диспаритетом цен производителей сельскохозяйственной продукции и поставщиков промышленных ресурсов, дефицит кадров на селе. Без соответствующего кадрового обеспечения невозможно достичь эффективного функционирования агропромышленного производства. Больше всех хозяйства нуждаются в ключевых специалистах, зоотехниках, ветеринарных врачах, агрономах и инженерах. Так же большая нехватка кадров массовых профессий.
В сложившихся обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельскохозяйственного производства становится одним из существенных направлений развития района на долгосрочный период. Динамичное и устойчивое развитие сельского хозяйства должно стать предпосылкой для повышения качества жизни селян.
Сельскохозяйственные товаропроизводители района являются активными участниками реализации краевой целевой программы "Развитие сельскохозяйственного производства в Приморском крае на 2008 - 2012 годы". В рамках этой программы хозяйственники за 5 последних лет получили поддержку в виде субсидий из средств краевого и федерального бюджетов в сумме 36,7 млн. руб. на частичное возмещение затрат на продукцию животноводства и растениеводства, техническое переоснащение сельхозпроизводства и приобретение племенного скота, повышение плодородия почв, ввод скотомест и др. Эта поддержка позволила товаропроизводителям ввести в действие в 2011 году животноводческую ферму на 100 голов (ИП КФХ Акопян Э.В.), приобрести племенное маточное поголовье (35 гол.), приобрести 3 зерноуборочных комбайна, 1 кормоуборочный, 7 тракторов марки "Беларус" различных модификаций, животноводческое оборудование, оборудование для заготовки кормов.
В 2013 году 7 сельскохозяйственных товаропроизводителей района, в том числе 4 крестьянских (фермерских) хозяйства заключили Соглашение о комплексном участии в Государственной программе Приморского края "Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края на 2013-2020 годы".
Благодаря государственной поддержке сельскохозяйственной отрасли получают становление и развитие крестьянские (фермерские) хозяйства, которые увеличивают объемы производства продукции растениеводства, начинают развивать молочное животноводство на основе внедрения прогрессивных технологий, нацеленных на конечный результат - создание высокоэффективного производства
Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем производстве сельхозпродукции в 2012 году увеличилась до 6,9% против 1,8% в 2011 году.
Особо следует отметить хозяйства Кушнарева Евгения и Акопяна Эдгара, Это перспективные хозяйства, способные в ближайшее время создать не менее 70 рабочих мест (50 мест ИП К(Ф)Х Акопян Э.В. и 20 рабочих мест ИП К(Ф)Х Кушнарев Е.Н.). С развитием этих хозяйств связывается возрождение сельскохозяйственного производства в селах Уборка и Цветковка.
С 2012 года в крае действует целевая программа поддержки фермерских хозяйств с предусмотренными мерами материального стимулирования. В 2013 году 2 главы крестьянских (фермерских) хозяйств изъявили желание принять участие в целевой программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы" на территории Приморского края в 2013 году. Участие в этой программе позволит ввести в строй животноводческие фермы молочного и мясного направления, оснастить их современным оборудованием, увеличить поголовье крупного рогатого скота, создать дополнительные рабочие места.
Финансовую поддержку из средств районного бюджета, с учетом софинансирования из федерального и краевого бюджетов, получают сельхозтоваропроизводители как субъекты малого и среднего бизнеса.
Наметившееся возрождение сельскохозяйственной отрасли предполагает решение ряда накопившихся проблем, от которых зависит дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства, обеспечение качественными и экологически чистыми продуктами питания населения не только района, но и края и страны в целом.
Определение проблем и обоснование необходимости их решения программно-целевым методом
Анализ положительных и отрицательных тенденций социально-экономического развития показывает, что в целом Чугуевский муниципальный район развивается. Но в его развитии имеется целый ряд серьезных проблем, имеющих долгосрочный, системный и нарастающий характер. В обозримом будущем эти проблемы могут стать большим препятствием для обеспечения принципиально нового уровня и качества жизни населения. Нарастание этих проблем требует кардинального изменения подходов, методов и механизмов их решения. Можно выделить следующие ключевые проблемы:
1. Социальные проблемы
- неблагоприятная демографическая ситуация: отсутствие стабильного роста рождаемости, естественная убыль населения, выбытие из сельской местности, низкая привлекательность и перспективность жизни и работы на селе для молодежи;
- высокий уровень безработицы (в пределах 5% к экономически активному населению);
- дисбаланс между потребностями населения и средствами, выделяемыми органами местного самоуправления на развитие учреждений социальной сферы;
- имеющийся жилой фонд не обеспечивает потребности населения в жилье и не удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым к условиям проживания граждан; наличие ветхого (24,2 тыс. кв. м) жилья, отсутствие муниципального жилищного строительства;
2. Экономические проблемы и инфраструктурные ограничения
- недостаточная эффективность хозяйственной деятельности базовых секторов экономики - промышленности и сельского хозяйства, низкая рентабельность, высокие производственные издержки, отсутствие инновационных производств,
- обесценивание сельскохозяйственного труда;
- при высоком уровне незанятого населения, нехватка квалифицированных кадров не только в социальной сфере, но и отраслях материального производства;
- низкий уровень собственных доходов местных бюджетов, высокая дотационность бюджета, ограничивающая бюджетное участие района в развитии производственной и социальной инфраструктуры, в софинансировании федеральных и краевых программ, недостаточность финансовых средств для покрытия реального дефицита бюджета.
Решение этих проблем самостоятельно, без участия органов администрации Приморского края и государства, невозможно, поэтому целесообразность разработки Программы обусловлена необходимостью оказания финансовой поддержки для дальнейшего развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских поселений. Программно-целевой метод позволяет взаимоувязать мероприятия Программы, исполнителей, сроки, объемы и источники финансирования, контроль за ходом реализации мероприятий Программы и ожидаемые результаты и обеспечить координацию усилий предприятий, организаций, учреждений, индивидуальных предпринимателей, населения и органов местного самоуправления по развитию района. Таким образом, программа будет являться наилучшим механизмом по решению проблем, сложившихся в сельских территориях.
Варианты формирования и реализации Программы
Решение выявленных проблем в развитии сельских территорий предполагает 3 варианта формирования и реализации Программы:
базовый - предусматривает финансирование программных мероприятий на уровне расходных обязательств консолидированного бюджета Чугуевского муниципального района на уровне 2013 года;
целевой предполагают значительную нагрузку на
умеренно-оптимистический консолидированный бюджет района.
Из-за отсутствия сбалансированности между потребностями района в социально-инженерном обустройстве сельских населенных пунктов и реальными возможностями бюджета муниципального района оптимальным и более реальным является базовый вариант
Основные риски в реализации Программы
Основные риски, связанные с реализацией Программы, могут проявиться в связи с появлением кризисных явлений в экономике, сокращением финансирования мероприятий, изменением федерального и краевого законодательства в областях, затрагивающих условия ее реализации, изменением условий кредитования и уменьшением доходов населения. Это может повлечь невыполнение отдельных мероприятий Программы, что в конечном итоге отразится на выполнении показателей эффективности реализации Программы. Мониторинг реализации Программы, эффективное перераспределение финансовых ресурсов, привлеченных для ее реализации, своевременная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов будут способом ограничения рисков. Невыполнение мероприятий Программы приведет к сдерживанию развития сельской экономики, снижению занятости и доходов сельского населения, ухудшению его жилищных условий и социальной среды обитания.
2. Цели и задачи Программы
2.1. Цели Программы
В соответствии с утвержденной Стратегией социально-экономического развития Чугуевского муниципального района на период до 2025 года в качестве главной цели определено стабильное экономическое развитие Чугуевского муниципального района в интересах повышения уровня жизни населения.
Основная цель Программы - формирование нормального уровня жизни сельского населения как в экономическом плане (высокая заработная плата, низкий уровень безработицы), так и в развитии социальной инфраструктуры сельских поселений.
Достижение цели Программы будет достигнуто за счет:
- выполнения предложений по развитию Чугуевского муниципального района, определенных схемой территориального - планирования Чугуевского муниципального района на расчетный срок до 2030 года (1 очередь до 2020 года);
- первоочередного обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, в которых развивается сельскохозяйственное производство,
- привлечения средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий программы (средства населения, индивидуальных предпринимателей, организаций).
2.2. Задачи Программы
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- повышение роли аграрного сектора в экономике района;
- комплексное обустройство объектами социально-инженерной инфраструктуры сельских поселений,
- улучшение жилищных условий сельского населения, первоочередное обеспечение доступным жильем молодых семей, молодых специалистов на селе;
- стимулирование инициатив сельских жителей в области развития сельскохозяйственного производства;
- привлечение и закрепление на селе молодых специалистов и улучшение демографической ситуации в сельской местности.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в два этапа
- первый этап (2014-2017 годы) предусматривает повышение роли аграрного сектора в экономике муниципального образования
- второй этап (2018-2020 годы) предполагает создание нормальных условий жизнедеятельности граждан на селе, наращивание темпов экономического развития района, улучшение качества предоставляемых социальных услуг.
4. Перечень основных мероприятий Программы
Мероприятия Программы по устойчивому развитию сельских территорий сгруппированы по следующим направлениям:
I. Повышение роли аграрного сектора в экономике района. Планируется строительство 3 ферм КРС на 550 голов, приобретение высокопродуктивного скота, новейшей сельскохозяйственной техники.
II. Улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Выполнение мероприятий по данному направлению предполагается за счет предоставления социальных выплат из средств федерального, краевого, районного бюджетов и привлечения средств граждан, проживающих в сельской местности на строительство и приобретение жилья, увеличения объемов жилищного строительства на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере
III. Комплексное обустройство населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры:
а) развитие сети общеобразовательных учреждений,
б) развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов,
в) развитие сети плоскостных спортивных сооружений:
г) развитие сети учреждений культурно-досугового типа,
д) развитие газификации в сельской местности:
е) развитие водоснабжения;
ж) реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку;
IV. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности. Данное направление необходимо для объединения, усилий в решении вопросов благоустройства населенных пунктов и улучшения природной среды проживания, формирования благоприятного социально-психологического климата на селе. Предполагаются проекты по следующим направлениям:
- благоустройство села (прокладка дорог и тротуаров, озеленение, освещение, строительство мостов, устройство колодцев и др.);
- оздоровление социальной среды (борьба с алкоголизацией населения, наркоманией и правонарушениями, пропаганда здорового образа жизни);
- трудовое, нравственное и патриотическое воспитание сельской молодежи, поддержка молодых семей.
Основные мероприятия Программы представлены в приложении N 1.
5. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется исполнителями Программы в соответствии с установленными в приложении к Программе сроками реализации, объемами и источниками финансирования. Организационное сопровождение Программы осуществляет отдел жизнеобеспечения администрации Чугуевского муниципального района.
Органы администрации Чугуевского муниципального района являющиеся исполнителями Программы, несут ответственность за качественное и своевременное их выполнение, целевое и рациональное использование финансовых средств, предусмотренных Программой, своевременное предоставление отчетов о выполненной работе и ее результатах.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Обеспечение устойчивого развития территории в значительной мере опирается на организацию денежных потоков, достаточных для поддержания жизненного потенциала и развития сельской территории. В установленном порядке для решения задач Программы будут привлекаться средства краевого бюджета, а также внебюджетные источники (средства предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей и населения).
Общий объем финансирования Программы составляет 831,045 млн. рублей, из которых:
- средства краевого бюджета - 285 млн. рублей;
- средства районного бюджета - 122,495 млн. рублей;
- средства бюджета Чугуевского сельского поселения 18,55 млн. рублей;
- средства внебюджетных источников 405 млн. рублей.
7. Управление реализацией Программы и контроль за ходом её исполнения
Общее руководство и текущее управление реализацией Программы осуществляет заместитель главы администрации Чугуевского муниципального района, курирующий вопросы развития сельского хозяйства, жизнеобеспечения. Отдел жизнеобеспечения:
- ежегодно готовит предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств, целевых индикаторов и сметы расходов на реализацию мероприятий Программы;
- обеспечивает эффективное и целевое использование средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы,
- осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий Программы;
- организует размещение на официальном сайте администрации информацию о ходе и результатах реализации Программы и финансировании ее мероприятий;
- ежеквартально представляет в управление экономического развития и потребительского рынка отчет о ходе выполнения программных мероприятий:
- ежегодно до 01 марта года представляет в управление экономического развития и потребительского рынка доклад о ходе работ по реализации Программы.
8. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации запланированных мероприятий будет получен социальный, экономический и экологический эффект, что обеспечит создание необходимой среды жизнедеятельности на селе, и будет способствовать повышению уровня жизни сельских граждан.
Реализация мероприятий Программы к 2020 году позволит обеспечить:
улучшение жилищных условий 198 сельских семей, в том числе 90 молодых семей и молодых специалистов:
уменьшение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ветхом состоянии, на 150 человек;
увеличение численности привлеченных к занятиям физической культурой и спортом граждан, прежде всего молодежи, за счет расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 18278 кв. метров;
повышение гражданской активности и участия граждан в решении вопросов местного значения путем поддержки 18 проектов местных инициатив;
повышение общественной значимости развития сельских территорий и привлекательности сельской местности для комфортного проживания и приложения труда.
Приложение 1
к МЦП "Устойчивое развитие сельских территорий
на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
Основные мероприятия
Муниципальной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
Мероприятие и его содержание |
Исполнители |
Срок исполнения, объемы и источники финансирования (млн. рублей) |
|||||
Год |
Краевой бюджет |
Районный бюджет |
Бюджеты сельских поселений |
Внебюджетные сред-ва |
Ожидаемые результаты |
||
I. Повышение роли аграрного сектора в экономике муниципального образования | |||||||
Строительство фермы КРС на 100 голов, село Цветковка |
Крестьянское хозяйство Кушнарев Е.Н. |
2014 |
|
|
|
5,0 |
За счет увеличения поголовья дойного стада до 850 голов (330 голов в настоящее время), повышения продуктивности коров на 55% производство молока к 2020 году возрастет в 2,8 раза (без учете хозяйств населения) и составит 2700 тонн в год. В течение планируемого периода будет создано 90 рабочих мест. |
Строительство фермы КРС на 100 голов, село Михайловка |
-"- |
2014 |
|
|
|
3,5 |
|
2015 |
3,5 |
||||||
Строительство товарной фермы по производству молока на 350 голов, село Уборка |
Крестьянское хозяйство Акопян Э.В. |
2014 г. |
|
|
|
5,0 |
|
2015 |
2,0 |
||||||
2016 |
10,5 |
||||||
2017 |
0,5 |
||||||
Приобретение высокопродуктивного скота зарубежной селекции, 200 голов |
К(Ф)X Акопян Э.В. К(Ф)Х Кушнарев Е.Н. |
2015 |
|
|
|
12,0 |
|
2014 |
6,0 |
||||||
2016 |
6,0 |
||||||
Приобретение сельскохозяйственной техники |
К(Ф)X Акопян Э.В. |
2014 |
|
|
|
5,0 |
|
2015 |
5,0 |
||||||
2016 |
5,0 |
||||||
К(Ф)Х Кушнарев Е.Н. |
2014 |
3,0 |
|||||
2015 |
1,5 |
||||||
2016 |
1,5 |
||||||
Итого: |
|
2014 |
|
|
|
27,5 |
|
2015 |
4,0 |
||||||
2016 |
23,0 |
||||||
2017 |
0,5 |
||||||
II. Улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов. | |||||||
Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности. |
|
|
|
|
|
|
В течение 2014 - 2020 годов будет введено 8250 кв. м., 198 квартир. Почти половина квартир (90) планируется реализовать молодым специалистам и молодым семьям, состоящим в очереди на улучшение жилищных условий путем получения социальных выплат. |
Строительство четырех 36-квартирных домов |
ООО АПК "Идеальный город" |
2014 |
|
|
|
60,0 |
|
2015 |
60,0 |
||||||
2016 |
60,0 |
||||||
2017 |
60,0 |
||||||
Строительство трех 18-квартирных жилых домов |
|
2018 |
|
|
|
30,0 |
|
2019 |
30,0 |
||||||
2020 |
30,0 |
||||||
в том числе для молодых семей и молодых специалистов |
|
2014 |
|
|
|
25,0 |
|
2015 |
25,0 |
||||||
2016 |
25,0 |
||||||
2017 |
25,0 |
||||||
2018 |
15,0 |
||||||
2019 |
15,0 |
||||||
2020 |
15,0 |
||||||
Итого: |
|
2014 |
|
|
|
60,0 |
|
2015 |
60,0 |
||||||
2016 |
60,0 |
||||||
2017 |
60,0 |
||||||
2018 |
30,0 |
||||||
2019 |
30,0 |
||||||
2020 |
30,0 |
||||||
III. Комплексное обустройство населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры | |||||||
а) Развитие сети общеобразовательных учреждений |
|
|
|
|
|
|
|
Строительство средней школы с детским садом в селе Уборка |
Управление образования |
2016 |
21,0 |
9,0 |
|
|
Здание действующей школы построено в 1955 году. Ввод новой школы на 150 ученических и 50 детсадовских мест значительно улучшит условия и качество обучения детей из сел Уборка, Павловка Варпаховка |
2017 |
63,0 |
27,0 |
|||||
2018 |
42,0 |
18,0 |
|||||
Строительство детского сада в селе Кокшаровка |
Управление образования |
2014 |
14,0 |
6,0 |
|
|
Количество мест в новом детском саду увеличится на 15 единиц. Улучшатся условия содержания детей в дошкольном учреждении |
2015 |
28,0 |
12,0 |
|||||
Реконструкция средней школы в селе Цветковка |
Управление образования |
2018 |
7,0 |
3,0 |
|
|
Реконструкция планируется с целью организации в здании школы детского сада на 30 мест |
2019 |
24,0 |
6,0 |
|||||
Реконструкция спортивных залов в общеобразовательных учреждениях сел |
Управление образования |
|
|
|
|
|
Улучшиться качество физической подготовки школьников |
Самарка |
2015 |
|
1,5 |
|
|
||
Кокшаровка |
2016 |
|
1,5 |
|
|
||
Строительство детской школы искусств в селе Чугуевка |
Управление образования |
2020 |
56,0 |
24,0 |
|
|
Увеличится охват детей дополнительным образованием |
Итого: |
|
2014 |
14,0 |
6,0 |
|
|
|
2015 |
28,0 |
13,5 |
|||||
2016 |
21,0 |
10,5 |
|||||
2017 |
63,0 |
27,0 |
|||||
2018 |
49,0 |
21,0 |
|||||
2019 |
24,0 |
6,0 |
|||||
2020 |
56,0 |
24,0 |
|||||
в) Развитие сети плоскостных спортивных сооружений, (кв. метров) |
|
|
|
|
|
|
|
Строительство плоскостных спортивных сооружений в селах. |
|
|
|
|
|
|
Планируется строительство 19 плоскостных спортивных сооружений, что будет способствовать значительному увеличению доли населения систематически занимающегося физической культурой и спортом. |
Цветковка, Соколовка, Уборка, Новомихайловка |
|
2014 |
|
0,02 |
|
|
|
Булыга-Фадеево, Верхняя Бреевка, Самарка |
|
2015 |
|
0,015 |
|
|
|
Ясное, Архиповка, Медвежий Кут |
|
2016 |
|
0,015 |
|
|
|
Пшеницыно, Березовка |
|
2017 |
|
0,01 |
|
|
|
Каменка, Варпаховка, Заветное |
|
2018 |
|
0,015 |
|
|
|
Кокшаровка, Полыниха |
|
2019 |
|
0,01 |
|
|
|
Лесогорье, Саратовка |
|
2020 |
|
0,01 |
|
|
|
Реконструкция стадиона в селе Чугуевка |
Управление образования |
2016 |
|
1,0 |
|
|
|
Итого: |
|
2014 |
|
0,02 |
|
|
|
2015 |
0,015 |
||||||
2016 |
1,015 |
||||||
2017 |
0,01 |
||||||
2018 |
0,015 |
||||||
2019 |
0,01 |
||||||
2020 |
0,01 |
||||||
г) Развитие сети учреждений культурно-досугового типа, мест |
|
|
|
|
|
|
|
Реконструкция сельского дома культуры в селе Уборка |
Чугуевское сельское поселение |
2018 |
9,0 |
|
1,0 |
|
Создание полноценных условий для художественного творчества и культурного отдыха граждан |
Реконструкция районного Дома культуры в селе Чугуевка |
Чугуевское сельское поселение |
2019 |
21,0 |
|
9,0 |
|
|
Итого: |
|
2018 |
9,0 |
|
1,0 |
|
|
2019 |
21,0 |
9,0 |
|||||
е) развитие водоснабжения, км |
|
|
|
|
|
|
|
Реконструкция водопроводных сетей в селе Чугуевка, ул. Кустарная |
Чугуевское сельское поселение |
2015 |
|
|
0,75 |
|
Улучшение качества питьевой воды |
Реконструкция сетей водоснабжения и накопительной емкости с. Каменка |
Чугуевское сельское поселение |
2014 |
|
|
0,9 |
|
|
Устройство двух артезианских скважин с устройством водовода с. Чугуевка, ул. Лесная |
Чугуевское сельское поселение |
2015 |
|
|
4,0 |
|
|
2016 |
2,0 |
||||||
Итого: |
|
2014 |
|
|
0,9 |
|
|
2015 |
4,75 |
||||||
2016 |
2,0 |
||||||
ж) Реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку |
Администрация Чугуевского муниципального района |
2014 |
|
1,5 |
|
|
|
2015 |
1,5 |
||||||
2016 |
2,5 |
||||||
2017 |
2,5 |
||||||
2018 |
1,5 |
||||||
2019 |
1,5 |
||||||
2020 |
1,5 |
||||||
Итого: |
|
2014 |
|
1,5 |
|
|
|
2015 |
1,5 |
||||||
2016 |
2,5 |
||||||
2017 |
2,5 |
||||||
2018 |
1,5 |
||||||
2019 |
1,5 |
||||||
2020 |
1,5 |
||||||
III. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности | |||||||
Грантовая поддержка местных инициатив |
Администрация Чугуевского муниципального района, сельские поселения |
2018 |
|
0,3 |
0,3 |
|
Улучшение социальной среды проживания, привлечение населения к вопросам благоустройства населенных пунктов |
2019 |
|
0,3 |
0,3 |
|
|||
2020 |
|
0,3 |
0,3 |
|
|||
Итого: |
|
2018 |
|
0,3 |
0,3 |
|
|
2019 |
0,3 |
0,3 |
|||||
2020 |
0,3 |
0,3 |
|||||
Всего по программе: |
|
2014 |
14,0 |
7,52 |
0,9 |
87,5 |
|
2015 |
28,0 |
15,015 |
4,75 |
84,0 |
|||
2016 |
21,0 |
14,015 |
2,0 |
83,0 |
|||
2017 |
63,0 |
29,51 |
0 |
60,5 |
|||
2013 |
58,0 |
22,815 |
1,3 |
30,0 |
|||
2019 |
45,0 |
7,81 |
9,3 |
30,0 |
|||
2020 |
56,0 |
25,81 |
0,3 |
30,0 |
Нумерация подпунктов в таблице приводится в соответствии с источником
Приложение 2
Средства,
выделяемые на реализацию муниципальной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Чугуевского муниципального района на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
(млн. рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы) | ||||||||||
|
I этап - всего |
в том числе: |
II этап - всего |
в том числе: |
Всего 2014-2020 годы |
|||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||
Капитальные вложения - всего |
469,71 |
95,92 |
113,265 |
107,515 |
153,01 |
314,535 |
111,515 |
91,51 |
111,51 |
784,245 |
в т.ч. краевой бюджет |
126 |
14 |
28 |
21 |
63 |
159 |
58 |
45 |
56 |
285 |
районный бюджет |
66,06 |
7,52 |
15,015 |
14,015 |
29,51 |
55,535 |
22,515 |
7,51 |
25,51 |
121,595 |
бюджет сельских поселений |
7,65 |
0,9 |
4,75 |
2,0 |
|
10,0 |
1,0 |
9,0 |
|
17,65 |
внебюджетные источники |
70,0 |
73,5 |
65,7 |
70,5 |
60,5 |
90,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
360,0 |
Прочие нужды |
45,0 |
14,0 |
18,5 |
12,5 |
|
1,8 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
46,8 |
в т.ч. краевой бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
районный бюджет |
|
|
|
|
|
0,9 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,9 |
бюджет сельских поселений |
|
|
|
|
|
0,9 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,9 |
внебюджетные источники |
45,0 |
14,0 |
18,5 |
12,5 |
|
|
|
|
|
45,0 |
Приложение 3
Основные целевые индикаторы
муниципальной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Чугуевского муниципального района на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
|
Единица измерения |
1 этап - всего |
в том числе: |
II этап - всего |
в том числе. |
Всего 2014-2020 годы |
|||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности |
тыс. кв. метров |
6,6 |
1,5 |
15 |
1,5 |
1,5 |
2,25 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
8,25 |
в том числе для молодых семей и молодых специалистов |
тыс. кв. метров |
2,4 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
1,2 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
3,6 |
Ввод в действие общеобразовательных учреждений |
уч. мест детсадовских мест |
|
|
|
|
|
|
150 |
|
|
150 |
50 |
50 |
||||||||||
Ввод в действие плоскостных спортивных сооружений |
единиц |
12 |
4 |
3 |
3 |
2 |
7 |
3 |
2 |
2 |
19 |
Ввод в действие учреждений культурно-досугового типа |
тыс. мест |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ввод в действие локальных водопроводов |
тыс. километров |
|
|
|
0,8 |
|
|
|
|
|
0,8 |
Количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку |
единиц |
|
|
1 |
|
1 |
|
|
1 |
|
1 |
Количество реализованных проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку |
единиц |
|
|
|
|
|
|
6 |
6 |
6 |
|
Приложение 4
Показатели
эффективности реализации муниципальной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Чугуевского муниципального района на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
|
Единица измерения |
Годы |
||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
Доля семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы, в общем числе семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельской местности |
процентов |
6,1 |
6,1 |
6,5 |
7,0 |
3,6 |
3,7 |
3,9 |
Доля молодых и молодых специалистов, улучшивших жилищные условия в рамках Программы, а общем числе семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельской местности |
процентов |
2,5 |
2,5 |
2,7 |
2,9 |
2,0 |
2,1 |
2,15 |
Доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в аварийном состоянии, в общем числе обучающихся в сельской местности |
процентов |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
0 |
0 |
0 |
Обеспеченность сельского населения плоскостными спортивными сооружениями |
тыс., кв. метров на 10 тыс. человек |
9953 |
11162,5 |
12364,2 |
13152,3 |
14340,6 |
15114,0 |
15818,2 |
Обеспеченность сельского населения учреждениями культурно-досугового типа |
мест на 1 тыс. человек |
138,2 |
138,2 |
138,2 |
138,2 |
138,2 |
138,2 |
138,2 |
Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой |
процентов |
95 |
95 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Чугуевского муниципального района Приморского края от 8 мая 2013 г. N 380-НПА "Об утверждении муниципальной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Чугуевского муниципального района на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
Текст постановления опубликован в газете "Вестник" (деловое приложение к газете "Наше Время") от 17 мая 2013 г. N 10 (126)