Дата вступления в законную силу - 6 марта 2018 г.
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,
при секретаре Кикеевой Э.М,
с участием защитника Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" Дорджиева В.П, представителей Территориального органа Росздравнадзора по Республике Калмыкия Годьгаевой С.Н, Никитенко Г.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Дорджиева В.П. на постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 января 2018 года, вынесенное в отношении Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 января 2018 года Бюджетное учреждение Республики Калмыкия "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, защитник БУ РК "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" Дорджиев В.П. указывает, что назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей несоразмерно содеянному. Кроме того, БУ РК "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" не согласно с указанным в протоколе правонарушением в части. Так
, по пункту 1 протокола N 73: на момент проведения проверки и составления акта ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 имели заключение ФСНК и МВД. 1 июля 2017 года с врачом-хирургом хирургического отделения ФИО18 было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору N 627 от 16 декабря 2016 года. 30 января 2018 года в МВД по Республике Калмыкия было направлено письмо о выдаче заключения о доступе к наркотическим средствам и психотропным веществам на врача-хирурга ФИО18 и медицинскую сестру травмпункта ФИО19. Состоявшие в штате учреждения медицинские работники, но не включенные в приложение N 2 к приказу главного врача N 5 от 9 января 2017 года, в процедурной службе ФИО20 приказом N 957 от 7 августа 2017 года была исключена из списков по допуску сотрудников к наркотическим средствам и психотропным веществам в связи с увольнением по собственному желанию 5 августа 2017 года; в приемном отделении врач ФИО21, имеющая заключение из МВД, но не включенная в список лиц, имеющих допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, с 30 октября 2017 года уволена по собственному желанию; ПИТ кардиологического отделения N 1 заведующая кардиологическим отделением ФИО8 на момент проверки имела заключение ФСНК N 49 от 1 августа 2012 года; дежурный врач-кардиолог ФИО22, отсутствующая в контрольном списке по состоянию на 30 ноября 2017 года, имела соответствующее заключение ФСНК N 4 от 24 февраля 2015 года, с 30 ноября 2017 года была уволена по собственному желанию; дежурный врач-кардиолог ФИО23, отсутствующая в контрольном списке по состоянию на 30 ноября 2017 года, имела соответствующее заключение ФСНК N 356 от 7 сентября 2015 года, с 5 февраля 2017 года была уволена по собственному желанию, врач - травматолог ФИО13, имеющий заключение ФСНК N 107 от 31 февраля 2014 года, но не включенный в список лиц, имеющих доступ к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, с 8 апреля 2017 года был уволен по собственному желанию; 29 декабря 2017 года приказом главного врача N 1617 исключены из состава комиссии по уничтожению использованных ампул из-под наркотических средств и психотропных веществ старшая медсестра оперативного отдела ФИО24 и дублер ФИО25; 30 января 2018 года приказом главного врача N 229 медицинские сотрудники, у которых истек срок доступа (заключения) к наркотическим средствам и психотропным веществам в соответствующей форме, были исключены из списка лиц, имеющих допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами до предоставления заключений из МВД.
- По пункту 2 протокола N 73: 29 декабря 2017 года утверждено новое приложение к приказу N 5 от 10 января 2017 года, а также утвержден список лиц, имеющих право доступа в помещение для хранения наркотических средств и психотропных веществ в подразделениях учреждения (травмпункт, приемное отделение, ПИТ кардиологического отделения N 1, отделение анестезиологии и реанимации), имеющих доступ в помещения для хранения наркотических средств и психотропных веществ.
- По пункту 3 Протокола N 73: С 1 января 2018 года на основании приказа N 644 с изменениями от 10 ноября 2017 года N 1353 введена новая форма журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Приказом главного врача N 196 от 25 января 2018 года вынесено дисциплинарное взыскание начальнику отдела кадров ФИО26, ответственной за своевременное предоставление заключений о допуске к работе с наркотическими средствами и психотропными вещества, и ведение списков сотрудников, имеющих допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.
Кроме этого, БУ РК "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" является некоммерческой организацией, целями деятельности учреждения являются оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи населению Республики Калмыкия в амбулаторных и стационарных условиях. В настоящее время учреждение находится в затруднительном финансовом положении, расчетно-финансовая потребность составляет 638,1 млн. рублей, финансовый план доведен на 2018 год в размере 524,5 млн. руб. Дефицит финансовых средств на осуществление медицинской деятельности составляет 113,6 млн. рублей. Административное наказание назначено учреждению без применения положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ. Представитель БУ РК "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" не был ознакомлен с содержанием извещения Элистинского городского суда о месте и времени рассмотрения дела по вине специалиста канцелярии учреждения. В связи с чем, был лишен права предоставить суду обстоятельства, смягчающие административную ответственность учреждения.
В судебном заседании защитник БУ РК "Республиканская больница имени П.П. Жемчуева" Дорджиев В.П. доводы жалобы поддержал, просил снизить размер назначенного административного штрафа.
Представители Территориального органа Росздравнадзора по Республике Калмыкия Годьгаева С.Н. и Никтитенко Г.В. с доводами жалобы не согласилась, просили постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 января 2018 года оставить без изменения, против снижения размера назначенного административного штрафа не возражали.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 18 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений.
Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1085 (далее - Положение о лицензировании) установлен порядок лицензирования деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 6 Положения о лицензировании осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а"-"р", "т"-"у", "х" и "ц" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Как следует из материалов дела, БУ РК "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" осуществляет деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культированию наркосодержащих растений на основании лицензии N "Данные изъяты" от 28 октября 2016 года, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения бессрочно (л.д. 62).
В период с 1 по 27 декабря 2017 года должностными лицами Управления Росздравнадзора по Республике Калмыкия на основании приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Республике Калмыкия от 23 ноября 2017 N 341-п была проведена плановая выездная проверка соблюдения БУ РК "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" обязательных требований при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений по адресу осуществления медицинской деятельности: "Данные изъяты" (л.д. 54-60).
В рамках проверки выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культированию наркосодержащих растений, которые зафиксированы в акте проверки от 27 декабря 2017 года.
27 декабря 2017 года начальником отдела организации контроля в сфере здравоохранения ФИО27, государственным инспектором отдела организации контроля в сфере здравоохранения ФИО28 в отношении БУ РК "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу в период с 1 по 27 декабря 2017 года установлено нарушение требований пп. "б" п. 5 Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 года N 1085 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" о несоблюдении порядка допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года N 892.
В нарушение пунктов 4 и 7 Постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 года N 892 "Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами допущены лица, в отношении которых отсутствуют справки и заключения, предусмотренные соответственно абзацами 4 и 5 пункта 3 статьи 10 и абзацами 2 и 3 пункта 7 статьи 30 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (врачи ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО18, являющиеся внешними совместителями, локальным приказом допущены к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами без наличия заключения из МВД; При отсутствии оснований, препятствующих допуску лица к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, руководитель организации (лицо, его замещающее) издает соответствующий приказ и заключает с указанным лицом трудовой договор. Срок действия допуска лица к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, ограничивается сроком действия трудового договора (медицинские работники ФИО5, ФИО7, ФИО8,ФИО9, ФИО2, ФИО10, ФИО6, ФИО12, ФИО14, ФИО16, ФИО17, ФИО19, ФИО11, ФИО15, состоящие в штате медицинской организации и допущенные к работе с наркотическими средствам и психотропными веществами (приложение N 2 к приказу N 5 от 9 января 2017 года "О порядке приобретения, хранения, учета и использования наркотических средств и психотропных веществ") не имеют заключения из МВД; медицинские работники, состоящие в штате медицинской организации, но не включенные в приложение N 2 к приказу N 5 от 9 января 2017 года в отдельных случаях не имеют заключение из МВД.
Приложением N 4 к приказу главного врача N 5 от 9 января 2017 года определен список лиц, ответственных за ведение журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В ходе анализа представленной документации установлено, что: в процедурной службе ФИО20, назначенная дублером старшей медицинской сестры процедурной службы, не числится в представленных контрольных списках и не имеет заключения их Управления по обороту наркотических средств и психотропных веществ МВД по РК; в приемном отделении врач приемного отделенияФИО21 не включена в список лиц, имеющих допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, утвержденный приложением N 2 к приказу N 5 от 9 января 2017 года, не смотря на имеющееся заключение из МВД; в ПИТ кардиологического отделения N 1 заведующая отделениемФИО8 допущена к работе с наркотическими средствами без наличия необходимого
заключения МВД. Кроме того, дежурные врачи-кардиологиФИО22 и ФИО23, сведения о которых отсутствуют в контрольных списках по состоянию на 30 ноября 2017 года, не имеют заключений из МВД и не имеют допуска к работе с наркотическими средствами на основании приложения N 2, утвержденного приказом главного врача.
Аналогичные нарушения установлены и в приложении N 5 к вышеназванному приказу в отношенииФИО13, так как не представлено заключение из МВД и не имеется допуска к работе с наркотическими средствами на основании приложения N 2 приказа N 5 от 9 января 2017 года.
В состав комиссии по уничтожению использованных ампул из-под наркотических средств и психотропных веществ (приложение N 14) включены лица, не имеющие заключения из МВД и не допущенные к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами приказом главного врача:старшая медицинская сестра оперативного отдела ФИО24 имедсестра оперативного отдела ФИО25.
Согласно пунктов 3 и 7 Постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 года N 892 "Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, предусматривает ознакомление этих лиц с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и включение в трудовой договор взаимных обязательств организации (индивидуального предпринимателя) и лица, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и (или) прекурсоров.
Вместе с тем, представлено дополнение к трудовому договору N 220 от 15 августа 2012 года, согласно которому ФИО18 работает в БУ РК "Республиканская больница им. П.П.Жемчуева" (основное место работы) в должности врача хирурга. Однако, согласно представленных контрольных списков, ФИО18 работает по совместительству, основное место работы в настоящее время БУ РК "Республиканский онкологический диспансер им. Тимошкаевой Э.С.".
Согласно пункта 13 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 года N 1148 "О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (вместе с "Правилами хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров") приказом руководителя юридического лица назначаются лица, ответственные за хранение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, допущенные к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами, и устанавливается порядок хранения ключей от сейфов, металлических шкафов и помещений, а также используемых при опечатывании (пломбировании) печатей и пломбировочных устройств. Список лиц, имеющих право доступа в помещения, утверждается приказом руководителя юридического лица.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что приказом руководителя медицинской организации не утвержден список лиц, имеющих право доступа в помещения хранения наркотических средств и психотропных веществ.
Подпунктом "т" пункта 5 Положения о лицензировании установлена обязанность по соблюдению лицензиатом, осуществляющим деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III перечня, требований статьи 39 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и порядка ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с их оборотом, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N 644.
В нарушение приложения N 1 к Правилам ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 года N 644, форма специального журнала регистрации операций частично не соответствует утвержденной. Записи в специальном журнале ведутся некорректно. В частности, остаток "Данные изъяты" % 1,0 по состоянию на 1 января 2017 года, согласно записи в журнале, составлял 10 ампул. В течение января 2017 года в соответствии с записями в журнале, поступило 40 ампул. Однако, в графе "всего приход с остатком" зарегистрировано 40 ампул, то есть остаток лекарственного средства по состоянию на 1 января 2017 года в количестве 10 ампул, дополнительно зарегистрирован и в графе "приход".
Факт осуществления БУ РК "Республиканская больница им. П.П.Жемчуева" деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензии) подтвержден собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2-4), приказом руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Республике Калмыкия от 23 ноября 2017 N 341-п о проведении проверки (л.д. 54-60), актом проверки (л.д. 5-14), предписанием об устранении нарушений (л.д. 15-16), копией лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культированию наркосодержащих растений и приложениями к лицензии (л.д. 62-68), копией Устава БУ РК "Республиканская больница им. П.П.Жемчуева" (л.д. 71-83) и иными материалами дела.
Указанные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об увольнении до проведения проверки по собственному желанию ФИО20, ФИО21, ФИО23, ФИО22, ФИО13 не могут быть приняты во внимание, поскольку до увольнения эти лица состояли в штате медицинской организации, осуществляли свои обязанности, но при этом не были включены в Список лиц, допущенных к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами (приложение N 2 приказа главного врача N 5 от 9 января 2017 года "О порядке приобретения, хранения, учета и использования наркотических средств и психотропных веществ" или не имели заключения органов внутренних дел, предусмотренного абзацем пятым пункта 3 статьи 10 и абзацем третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации.
Вместе с тем не находят своего объективного подтверждения в материалах дела об административном правонарушении обстоятельства нарушения БУ РК "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" пунктов 4 и 7 Постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 года N 892 "Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" о допуске к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами лиц, в отношении которых отсутствуют заключения, предусмотренные абзацем 5 пункта 3 статьи 10 и абзацем 3 пункта 7 статьи 30 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (врачи ФИО1, ФИО3, ФИО4, медицинские работники ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО10, ФИО6, ФИО12, ФИО14, ФИО16, ФИО17, ФИО26, ФИО15.
В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 30 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV, с учетом положений абзаца третьего пункта 3 статьи 28 настоящего Федерального закона при наличии следующих документов: выданные медицинскими организациями государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел справки об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими трудовыми обязанностями должны иметь доступ к прекурсорам, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом; заключения органов внутренних дел об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации. Порядок допуска лиц к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как следует из заключений Регионального управления ФСНК России по Астраханской области и МВД по Республике Калмыкия, приложенных к жалобе, в отношении всех указанных лиц имеются заключения об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации (л.д. 176-193).
В судебном заседании представитель Территориального органа Росздравнадзора по Республике Калмыкия Никитенко Г.В, ссылаясь на положения части 3 статьи 34 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", пояснила, что на момент проверки указанные допуски были недействительны.
Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ заключения, справки и иные разрешительные документы, выданные в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подлежат переоформлению до 1 января 2018 года.
Таким образом, в период проведения Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Калмыкия проверки с 1 по 27 декабря 2017 года указанные заключения, выданные в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, были действительными до 1 января 2018 года, доводы апелляционной жалобы нашли свое подтверждение. Указание на совершение БУ РК "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" в этой части правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит исключению из описательно-мотивировочной части постановления судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 января 2018 года.
Вместе с тем имеются основания для изменения размера назначенного БУ РК "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" наказания.
Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Тем не менее, применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.
Впоследствии Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанная норма, определяющая общие правила назначения административного наказания, дополнена, в частности, частями 2.2 и 2.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
В настоящей жалобе защитник Дорджиев В.П. заявляет, что БУ РК "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" является некоммерческой организацией, целями деятельности учреждения являются оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи населению Республики Калмыкия в амбулаторных и стационарных условиях. В настоящее время учреждение находится в затруднительном финансовом положении, расчетно-финансовая потребность составляет 638,1 млн. рублей, финансовый план доведен на 2018 год в размере 524,5 млн. руб. Дефицит финансовых средств на осуществление медицинской деятельности составляет 113,6 млн. рублей. Административное наказание назначено учреждению без применения положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
В подтверждение указанных обстоятельств представлены соответствующие документы - Устав БУ РК "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева", справка по финансовому состоянию БУ РК "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" начальника ПЭО ФИО29 (л.д. 71-83, 221).
С учетом изложенных выше правовых положений, отсутствия существенного вреда, конкретных обстоятельств дела, исключения части обстоятельств правонарушения, не нашедших своего подтверждения, и в целях исключения избыточного ограничения прав бюджетного учреждения назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 января 2018 года подлежат изменению путем снижения назначенного БУ РК "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" наказания в виде административного штрафа со 150000 рублей до 75000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу защитника Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканская больница имени П.П. Жемчуева" Дорджиева В.П. удовлетворить частично.
Постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 января 2018 года изменить:
исключить из описательно-мотивировочной части постановления указание на совершение БУ РК "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ медицинских работников ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9,ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 без заключения органов внутренних дел, предусмотренного абзацем пятым пункта 3 статьи 10 и абзацем третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации;
назначенное БУ РК "Республиканская больница имени П.П.Жемчуева" административное наказание снизить со 150000 рублей до 75000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья Кутланова Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.