Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 14 марта 2018 г. по делу N 33а-204/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н,
судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А,
при секретаре судебного заседания Капусте А.С.
в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Крымского гарнизонного военного суда от 26 октября 2017 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований подполковника юстиции запаса Васильченко Михаила Михайловича об оспаривании действий военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона, связанных с прекращением истцу допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, выплаты денежных надбавок, лишением премии и изъятием служебного удостоверения.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца в обоснование поданной жалобы и представителя административного ответчика - подполковника Лисюка Р.С, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
приказом военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона от 10 июля 2017 г. N 65 (с учетом внесенных в него изменений) Васильченко М.М, уволенному с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, прекращен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну и с 13 июля 2017 г. не выплачивались надбавки за: особый характер службы; сложность, напряженность и специальный режим службы; квалификационный класс; особые условия военной службы, а за период с 1 мая по 12 июля 2017 г. - премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей.
Васильченко М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил данный приказ, просил обязать военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона устранить допущенные нарушения, а также признать его действия об изъятии служебного удостоверения незаконными.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований. Васильченко М.М. считает, что прекращение выплат надбавок и премии, отраженных в оспариваемом приказе, является неправомерным, поскольку право на них утрачивается со дня исключения его из списков личного состава военной прокуратуры, а не с момента сдачи им дел и должности. По мнению Васильченко М.М, день исключения из списков личного состава военной прокуратуры является днем фактического освобождения его от должности. Кроме того, автор жалобы выражает несогласие с выводами суда по иным, заявленным в административном исковом заявлении, требованиям.
В возражениях на поданную жалобу представитель ответчика Лисюк Р.С. в суде апелляционной инстанции указал на то, что оснований для зачисления истца в распоряжение не имелось, при этом прекращение выплаты оспариваемых надбавок обусловлена сдачей им дел и должности и фактическим самоустранением от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что приказом врио Главного военного прокурора от 19 мая 2017 г. N 48 л/с Васильченко М.М. освобожден от воинской должности и уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
На основании приказа военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона от 10 июля 2017 г. N 65 Васильченко М.М. с 13 июля 2017 г. полагается сдавшим дела и должность. С той же даты ему прекращены доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а также выплата надбавок: за особый характер службы; сложность, напряженность и специальный режим службы; квалификационный класс; особые условия военной службы, а за период с 1 мая по 12 июля 2017 г. - премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей. 12 июля 2017 г. у Васильченко М.М. изъято служебное удостоверение.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действия военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизоны, связанные с изъятием у Васильченко М.М. служебного удостоверения после поступления 19 мая 2017 г. выписки из приказа об увольнения его с военной службы, требованиям Инструкции о порядке оформления, выдачи и учета служебных удостоверений работникам органов военной прокуратуры, утвержденной приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором от 28 марта 2008 г. N 80, не противоречит.
В соответствии с п. 47 Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 27 октября 2010 г. N 1313, лицам, которые уволились из воинской части, доступ к государственной тайне прекращается решением командира воинской части. Данное решение объявляется в приказе.
С учетом изложенного вывод суда о правомерности прекращения Васильченко М.М. доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, является верным.
Согласно п. 4 Порядка выплаты военнослужащим органов военной прокуратуры, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей (приложение N 1) к приказу Генерального прокурора РФ от 18 декабря 2012 г. N 456, указанная премия не выплачивается военнослужащим, увольняемым с военной службы, в том числе в связи с невыполнением условий контракта.
Учитывая, что Васильченко М.М. досрочно уволен с военной службы по указанному основанию, причин для признания незаконным оспариваемого приказа в части прекращения выплаты истцу премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей у гарнизонного военного суда не имелось.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований истца о признании незаконным прекращения выплаты ему с 13 июля 2017 г. ежемесячных надбавок, суд исходил из того, что после освобождения от воинской должности в связи с увольнением с военной службы и сдачей дел и должности законных оснований для выплаты Васильченко М.М. денежного довольствия как военнослужащему, проходящему военную службу на воинской должности, не имелось.
Однако с таким выводом суда первой инстанции нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно пп. 1 и 4 ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон) военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев нахождения в распоряжении командира (начальника). Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей в силу п. 1 ст. 43 указанного Закона осуществляются: военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - указами Президента Российской Федерации; остальных военнослужащих - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Пунктом 1 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрено, что для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
В соответствии с п. 2.2. Положения о полномочиях руководителей органов прокуратуры Российской Федерации по организации прохождения военной службы по контракту в органах военной прокуратуры, утвержденного приказом Генпрокуратуры России от 28 декабря 2016 г. N 827, назначение на воинские должности и освобождение от них, зачисление в распоряжение, присвоение воинских званий, перевод и увольнение с военной службы военнослужащих, а также поступление граждан на военную службу в органы военной прокуратуры оформляется приказами по личному составу и осуществляется с учетом требований Положения о порядке прохождения военной службы.
Из изложенного следует, что прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности, в том числе в органах военной прокуратуры, возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и зачислении в распоряжение командира (начальника). До освобождения такого военнослужащего от занимаемой воинской должности на основании приказа соответствующего командира (начальника) по личному составу он считается проходящим военную службу на воинской должности.
Причем согласно п. 2 ст. 34 Положения увольнение военнослужащих с военной службы производится, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).
Эти нормы законодательства подлежали применению судом первой инстанции при оценке правомерности прекращения выплаты истцу денежного довольствия как военнослужащему, проходящему военную службу на должности.
В силу предписаний ч. 1 ст. 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение, медицинское и другие виды обеспечения военнослужащих с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 49 указанного Федерального закона предусмотрено, что денежное довольствие военных прокуроров состоит из оклада по должности; оклада по воинскому званию; надбавки за особый характер службы; надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и иных надбавок и выплат, предусмотренных для военнослужащих.
В соответствии с чч. 2, 28 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет в порядке, предусмотренном руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Поскольку приказом соответствующего должностного лица Васильченко М.М. в распоряжение командира (начальника) не зачислялся, в том числе ввиду освобождения его от воинской должности (подп. "а" п. 2 ст. 13 Положения) либо в связи с невозможностью своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части (подп. "и" п. 2 ст. 13 Положения), оснований для прекращения ему выплаты денежного довольствия как военнослужащему, проходящему военную службу на должности, отсутствовали.
Данный вывод также следует из разъяснений, данных в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Издание военным прокурором приказа о сдаче истцом дел и должности основанием для изменения порядка обеспечения денежным довольствием не является и не подменяет собой необходимость издания в таком случае приказа о зачислении его в распоряжение.
Доводы представителя ответчика относительно невыполнения Васильченко М.М. обязанностей военной службы являются несостоятельными. Из материалов дела видно, что отсутствие истца на службе после издания приказа об увольнения с военной службы обусловлено нахождением в основном и дополнительном отпусках, а также на лечении (л.д. 22, 101, 239), требованиям действующего законодательства не противоречит и о злоупотреблении Васильченко М.М. правом на прохождение военной службы не свидетельствует.
С учетом изложенного решение суда в части отказа в удовлетворении требований истца о признании незаконным прекращения выплаты ему с 13 июля 2017 г. ежемесячных надбавок подлежит отмене с принятием нового решения - об удовлетворении указанных требований.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 26 октября 2017 г. по административному исковому заявлению Васильченко Михаила Михайловича в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным приказа военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона от 10 июля 2017 г. N 65 (с учетом внесенных в него изменений) в части прекращения выплаты надбавок за: особый характер службы; сложность, напряженность и специальный режим службы; квалификационный класс; особые условия военной службы, отменить.
Принять в этой части новое решение.
Административное исковое заявление Васильченко Михаила Михайловича в части требований о признании незаконным приказа военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона от 10 июля 2017 г. N 65 (с учетом внесенных в него изменений) в части прекращения с 13 июля 2017 г. выплаты надбавок за: особый характер службы; сложность, напряженность и специальный режим службы; квалификационный класс; особые условия военной службы, удовлетворить.
Признать незаконным приказ военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона от 10 июля 2017 г. N 65 (с учетом внесенных в него изменений) в части прекращения Васильченко М.М. с 13 июля 2017 г. выплаты надбавок за: особый характер службы; сложность, напряженность и специальный режим службы; квалификационный класс; особые условия военной службы.
Обязать военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона отменить приказ от 10 июля 2017 г. N 65 (с учетом внесенных в него изменений) в части прекращения Васильченко М.М. с 13 июля 2017 г. выплаты надбавок за: особый характер службы; сложность, напряженность и специальный режим службы; квалификационный класс; особые условия военной службы, и направить в довольствующий орган документы для производства ему указанных выплат за период с даты прекращения производства этих выплат до даты исключения истца из списков личного состава военной прокуратуры.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.